Дело № 33а-2445/2020
76RS0021-01-2019-001644-59
Судья Бодров Д.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе
председательствующего Задворновой Т.Д.,
судей Драчева Д.А., Суринова М.Ю.
при секретаре Козиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
9 июня 2020 года
административное дело по апелляционной жалобе департамента муниципального имущества администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области на решение Тутаевского городского суда Ярославской области от 13 декабря 2019 года, которым постановлено:
«Административные исковые требования Гопоненко Михаила Викторовича, Гвоздева Евгения Владимировича, Смирнова Ивана Александровича удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области от 08.10.2019 г. № № в предоставлении в собственность за плату собственникам расположенных на нем объектов - Гопоненко М. В., Гвоздева Е. В., Смирнова И. А. земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 18675 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования – для производственных целей за цену в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Обязать Департамент муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Гопоненко Михаила Викторовича, Гвоздева Евгения Владимировича, Смирнова Ивана Александровича о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 18675 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования – для производственных целей за цену в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Сообщить об исполнении решения в Тутаевский городской суд Ярославской области и административным истцам в течение 10 дней со дня повторного рассмотрения заявления».
Заслушав доклад судьи областного суда Задворновой Т.Д., судебная коллегия
установила:
Гопоненко М.В., Гвоздев Е.В., Смирнов И.А. обратились в суд с административным иском к департаменту муниципального имущества администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области, в котором просили признать незаконным отказ в предоставлении в долевую собственность без торгов за плату в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с кадастровым номером №, общей площадью 18 675 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, оформленный письмом департамента муниципального имущества администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области от 8 октября 2019 года № №; обязать департамент муниципального имущества администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления административных истцов о предоставлении указанного земельного участка в долевую собственность без торгов за плату в размере 2,5% его кадастровой стоимости.
В обоснование заявленных требований указано, что Гопоненко М.В., Гвоздев Е.В., Смирнов И.А. являются арендаторами указанного земельного участка на основании договора аренды земельного участка с множественностью лиц № 46/12 от 14 августа 2012 года и соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 29 мая 2019 года.
Земельный участок по адресу: <адрес> предоставлен для эксплуатации размещенных на нем зданий: здания склада с инженерными коммуникациями, назначение: нежилое здание, этажность: 1, площадью 1 491 кв.м., кадастровый №, находящегося в общей долевой собственности Гвоздева Е.В. и Смирнова И.А. по ? доле в праве у каждого; здания склада заполнителей, назначение: нежилое здание, этажность: 1, площадью 1 289 кв.м, кадастровый №, находящегося в общей долевой собственности Гвоздева Е.В и Смирнова И.А. по ? доле в праве у каждого; здания бетонно-растворной установки, назначение: нежилое здание, этажность: 1, площадью 66,7 кв.м, кадастровый номер: №, находящегося в собственности Гопоненко М.В.
Указанные здания ранее были собственностью ликвидированного 7 апреля 2006 года ОАО «Тутаевпромстрой», на основании плана приватизации от 30 июня 1992 года. Для эксплуатации указанных зданий администрацией Тутаевского муниципального района ОАО «Тутаевпромстрой» был предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 97648,62 кв.м, категория земель - земли поселений, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>.
Предоставление этого земельного участка в аренду ОАО «Тутаевпромстрой» было осуществлено до 1 июля 2012 года в порядке обязательного переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на основании ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Таким образом, спорный земельный участок, был образован из земельного участка ранее принадлежащего ОАО «Тутаевпромстрой», которым до 1 июля 2012 года было осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования этим земельным участком на право аренды, что является основанием для приобретения указанного земельного участка по цене в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Судом принято указанное решение, с которым не согласен департамент муниципального имущества администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав представителя администрации Тутаевского муниципального района по доверенности Тараканову Е.С., судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции проанализировав фактические обстоятельства дела, пришел к выводу о том, что истцы, как собственники зданий, расположенных на земельном участке, образованном из земельного участка, право постоянного (бессрочного) пользования которым переоформлено на право аренды до 1 июля 2012 года, имеют право на приобретение данного земельного участка в собственность по цене 2,5% кадастровой стоимости.
С выводами суда первой инстанции, приведенными в решении мотивами, судебная коллегия соглашается, считает их верными, соответствующими обстоятельствам дела и нормам материального права.
Согласно ст.39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса
В силу п.1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из положений пункта 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» следует, что собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
С 1 июля 2012 года собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в случаях, если:
в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 июля 2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды;
такие земельные участки образованы из земельных участков, указанных в абзаце третьем настоящего пункта.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Законом Ярославской области от 9 июня 2003 года № 29-з «О цене земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» установлена цена приобретения таких земельных участков в размере 2,5%.
Из материалов дела, в том числе вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Ярославской области от 8 сентября 2008 года, следует, что одноэтажное здание известгасилки, общей площадью 315,40 кв.м., лит.К; одноэтажное здание бетонно-растворной установки, общей площадью 58,8 кв.м. лит.Р, одноэтажное здание склада заполнителей, общей площадью 1 291,6 кв.м., лит.И, одноэтажное здание трехбункерного устройства, общей площадью 144,10 кв.м., лит.С, С1, расположенные по адресу: <адрес>, приобретенные ООО «Юника» по договору купли-продажи от 20 октября 2003 года у ОАО «Тутаевпромстрой», принадлежали продавцу на праве собственности согласно плану приватизации от 30 июня 1992 года и свидетельств о государственной регистрации права.
7 апреля 2006 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации ОАО «Тутаевпромстрой».
Постановлением Главы Тутаевского муниципального округа Ярославской области от 1 июля 2003 года № 711 постановлено переоформить земельный участок площадью 97 648,62 кв.м. по адресу: <адрес> из постоянного (бессрочного) пользования в аренду, сроком до 31 декабря 2003 года для производственных целей ОАО «Тутаевпромстрой». Этим же постановлением уточнена площадь земельного участка – 97 648,62 кв.м. вместо 99 699,76 кв.м. (л.д.72).
Постановлением Главы Тутаевского муниципального округа Ярославской области от 9 апреля 2004 года № 446, утверждена площадь земельного участка, предоставленного в аренду ОАО «Тутаевпромстрой» равная 82 404 кв.м. вместо 97 648,62 кв.м. (л.д.75).
Постановлением Главы Тутаевского муниципального округа Ярославской области от 2 июня 2004 года № 223, договор аренды земельного участка, площадью 82 404 кв.м. заключен с ОАО «Тутаевпромстрой» на новый срок – до 31 июля 2004 года (л.д. 76), постановлением от 19 мая 2005 года № 586 срок договора аренды указанного земельного участка указан с 1 августа 2004 года по 31 мая 2005 года (л.д.77).
Постановлением Главы Тутаевского муниципального района Ярославской области от 20 августа 2009 года № 830-з в аренду ООО компания «Юника» предоставлен земельный участок площадью 26 837 кв.м. с кадастровым номером 76:21:010207:35, расположенный по адресу: г.Тутаев, ул.Строителей, д.11 (л.д.78)
Постановлением Главы Тутаевского муниципального района Ярославской области от 6 ноября 2009 года № 2233-з договор аренды с ООО компания «Юника» расторгнут, земельный участок предоставлен в аренду Гопоненко М.В. и Камкину С.В. (л.д.79).
Постановлением администрации Тутаевского муниципального района от 2 марта 2012 года № 131-з по результатам межевания утверждена площадь земельного участка 18 675 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д.80).
Постановлением администрации Тутаевского муниципального района от 10 июля 2012 года № 408-з, договор аренды от 6 ноября 2009 года земельного участка площадью 26 837 кв.м. с кадастровым номером 76:21:010207:35 расторгнут, в аренду Гопоненко М.В., Камкину С.В. предоставлен земельный участок, площадью 18 675 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Земельный участок с кадастровым номером № был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № что следует из отзыва на исковое заявление департамента муниципального имущества администраии Тутаевского муниципального района (л.д. 73-74).
14 августа 2012 года между департаментом муниципального имущества администрации Тутаевского муниципального района и Гопоненко М.В., Камкиным С.В. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № площадью 18 675 кв.м. по адресу: <адрес>, срок договора с 10 июля 2012 года во 10 июля 2010 года (л.д. 16-20).
Соглашением от 29 мая 2019 год Камкин С.В. передал права и обязанности по договору аренды Смирнову И.А.
Проанализировав фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что занимаемый в настоящее время по договору аренды административными истцами земельный участок был образован из земельного участка, предоставленного ранее на праве постоянного (бессрочного) пользования ОАО «Тутаевпромстрой», в отношении которого до 1 июля 2012 года право постоянного (бессрочного) пользования было переоформлено на право аренды. На указанном земельном участке располагались строения, отчужденные из государственной собственности в процессе приватизации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не установлено, что спорный земельный участок был образован из земельного участка, в отношении которого переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования судебная коллегия считает несостоятельными.
В силу ч.2 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Ссылаясь на то, что спорный земельный участок не был образован из земельного участка, в отношении которого переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования, административный ответчик в нарушение казанной нормы процессуального права каких либо доказательств, подтверждающих его позицию, не представил.
Доводы апелляционной жалобы о том, что право собственности административных истцов на объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке возникло после введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации, не могут служить основанием к отмене решения.
В силу п.9 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 октября 2016 года, критерием применения льготного режима выкупа земельного участка является субъект гражданского оборота либо правовая судьба объекта недвижимости.
Из содержания пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса российской Федерации» (далее - Закон № 137-ФЗ) следует, что субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки выступают собственники зданий, строений, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
При этом для приобретения земельного участка по льготной цене в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 137-ФЗ достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, поскольку из буквального толкования данной нормы не следует, что субъектом приобретения земельного участка по льготной цене является первый приобретатель недвижимости.
Кроме того, ограничительное толкование положения пункта 1 статьи 2 Закона № 137-ФЗ привело бы - в нарушение закрепленного в ст.19 Конституции Российской Федерации принципа равенства - к неравному подходу по отношению к собственникам недвижимого имущества как субъектам права, находящимся в равном положении. По смыслу данного законоположения и с учетом преследуемых законодателем общих целей правового регулирования, любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного или муниципального образования, имеет право на приобретение в собственность земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или в результате последующих сделок.
Таким образом, физическое лицо при приобретении им на основании гражданско-правовой сделки недвижимого имущества, которое ранее было отчуждено в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, наряду с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями также является субъектом права выкупа земельного участка по льготной цене на основании абзаца второго пункта 1 статьи 2 Закона № 137-ФЗ.
Иное толкование нормы пункта 1 статьи 2 Закона № 137-ФЗ может привести к тому, что коммерческие организации и предприниматели будут находиться в более выгодном положении по сравнению с гражданами, не имеющими статус индивидуального предпринимателя.
Право на льготное приобретение земельного участка имеет любой собственник указанных выше объектов недвижимости, независимо от того, приобрел ли он недвижимость в порядке приватизации или в результате последующих сделок.
Положения пункта 2.2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ каких либо ограничений относительно срока приобретения право собственности на объекты недвижимого имущества не содержат.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
По изложенным основаниям апелляционная жалобы удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тутаевского городского суда Ярославской области от 13 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента муниципального имущества администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи