Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с.Оса 13 декабря 2021 года Осинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Силяво Ж.Р., при секретаре Таранюк М.С.,
с участием представителя истца помощника прокурора Осинского района Матаповой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-492/2021 по иску прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации муниципального образования «Обуса» о возложении обязанности устранить недостатки в содержании улично-дорожной сети,
установил:
Прокурор Осинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации муниципального образования (МО) «Обуса» о возложении обязанности устранить недостатки в содержании улично-дорожной сети, указав следующее:
Прокуратурой Осинского района проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности администрацией МО «Обуса».
В соответствии со ст.ст.12, 130, 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение вопросов местного значения, владение, пользование, и распоряжение муниципальной собственностью, а так же решение вопросов местного значения.
В соответствии с п.8 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу п.6 ст.13 Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии со ст.3 Федерального закона, автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-Ф3 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочия, аналогичные указанным в законе, закреплены в ст.5 Устава МО «Обуса».
В соответствии с Разделом 4.6 «ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» предусмотрено обязательное наличие стационарного электрического освещения на участках автомобильных дорог, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Согласно п.5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.» покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
15.12.2020 года в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда на 2019-2024 г.г.» государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области 31.10.2018 года № 780-пп, администрацией МО «Обуса» заключены 4 муниципальных контракта на приобретение 4 жилых домов по адресу: <адрес обезличен>, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда МО «Обуса». Данные жилые помещения переданы гражданам по договорам социального найма.
Прокуратурой района в ходе проверки установлено, что дорога по улице <адрес обезличен> грунтовая, каких-либо работ по приведению дорожного полотна на указанной улице в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 не проводились. Отсутствует освещение по всему участку проезжей части дороги указанной улицы, что является нарушением Раздела 4.6 ГОСТ Р 52766-2007.
Несоответствие покрытия автомобильной дороги по <адрес обезличен> п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, отсутствие освещения, нарушает права жителей, ограничивает права на своевременное медицинское обслуживание, пользование услугами связи, бытового обслуживания, представляет угрозу их жизни и здоровью.
<дата обезличена> прокурором района в адрес главы МО «Обуса» было внесено представление об устранении нарушений требований законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено. Между тем, на настоящее время нарушения законодательства не устранены, не проведено освещение, дорожное полотно по <адрес обезличен> не приведено в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
В силу ч.1 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами; соответствие законам издаваемых ими правовых актов.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
На основании изложенного административный истец просит обязать администрацию муниципального образования «Обуса» устранить недостатки в содержании улично-дорожной сети, привести дорожное полотно <адрес обезличен> в соответствие с требованиям ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, также обязать администрацию муниципального образования «Обуса» обеспечить стационарным электрическим освещением в соответствии с Разделом 4.6 «ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» проезжую часть <адрес обезличен>.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Осинского района Матапова О.Ю. исковые требования прокурора Осинского района поддержала полностью, суду дала пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении. Дополнительно уточнила, что выполнить требования необходимо с указанием исполнения – от <адрес обезличен> по <адрес обезличен> и установить срок исполнения до <дата обезличена>.
Представитель ответчика администрации МО «Обуса» в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, заявлений о рассмотрении дела в их отсутствие, об отложении судебного заседания не поступало.
В соответствии со ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление прокурора <адрес обезличен> в отсутствие представителя административного ответчика, так как он был извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Заслушав объяснения представителя административного истца, установив юридически значимые обстоятельства, огласив письменные материалы дела, и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора Осинского района подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст.ст.12, 130, 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение вопросов местного значения, владение, пользование, и распоряжение муниципальной собственностью, а так же решение вопросов местного значения.
Статьей 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» сформулирована задача по охране жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии с п.8 ст.6 Федерального закона от <дата обезличена> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии с п.9 ст.5 указанного Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии со ст.3 Федерального закона, автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-Ф3 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочия, аналогичные указанным в законе, закреплены в ст.5 Устава МО «Обуса».
В соответствии с Разделом 4.6 «ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» предусмотрено обязательное наличие стационарного электрического освещения на участках автомобильных дорог, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Согласно п.5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.» покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
В судебном заседании установлено, что <дата обезличена> в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда на 2019-2024 г.г.» государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области 31.10.2018 № 780-пп, администрацией МО «Обуса» заключены 4 муниципальных контракта на приобретение 4 жилых домов по адресу: <адрес обезличен>А, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда МО «Обуса». Данные жилые помещения переданы гражданам по договорам социального найма.
Суд установил, что прокуратурой района в ходе проверки установлено, что дорога по улице <адрес обезличен> грунтовая, каких-либо работ по приведению дорожного полотна на указанной улице в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 не проводились. Отсутствует освещение по всему участку проезжей части дороги указанной улицы, что является нарушением Раздела 4.6 ГОСТ Р 52766-2007.
Несоответствие покрытия автомобильной дороги по <адрес обезличен> п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, отсутствие освещения, нарушает права жителей, ограничивает права на своевременное медицинское обслуживание, пользование услугами связи, бытового обслуживания, представляет угрозу их жизни и здоровью.
В судебном заседании установлено, что <дата обезличена> прокурором района в адрес главы МО «Обуса» было внесено представление об устранении нарушений требований законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено. Между тем, на настоящее время нарушения законодательства не устранены, не проведено освещение, дорожное полотно по <адрес обезличен> не приведено в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
Невыполнение требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения в части соответствия автомобильных дорог местного значения требованиям ГОСТ Р 50597-2017 влечет нарушение прав граждан на обеспечение безопасности дорожного движения, что может привести к негативным последствиям для неопределенного круга лиц.
Суду представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.3 ст.227 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Осинского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Обуса» о возложении обязанности устранить недостатки в содержании улично-дорожной сети, обеспечении электрическим освещением в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Обуса» в срок до <дата обезличена> устранить недостатки в содержании улично-дорожной сети, привести дорожное полотно от <адрес обезличен> в соответствие с требованиям ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.
Обязать администрацию муниципального образования «Обуса» в срок до <дата обезличена> обеспечить стационарным электрическим освещением в соответствии с Разделом 4.6 «ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» проезжую часть от <адрес обезличен>
Об исполнении решения суда сообщить прокурору и в суд, принявший решение, в течение месяца со дня исполнения решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Осинский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня вынесения решения.
Судья Осинского районного суда Ж.Р. Силяво