Решение по делу № 2а-492/2021 от 18.11.2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с.Оса                                                                                       13 декабря 2021 года    Осинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Силяво Ж.Р., при секретаре Таранюк М.С.,

с участием представителя истца помощника прокурора Осинского района Матаповой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-492/2021 по иску прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации муниципального образования «Обуса» о возложении обязанности устранить недостатки в содержании улично-дорожной сети,

установил:

Прокурор Осинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации муниципального образования (МО) «Обуса» о возложении обязанности устранить недостатки в содержании улично-дорожной сети, указав следующее:

Прокуратурой Осинского района проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности администрацией МО «Обуса».

В соответствии со ст.ст.12, 130, 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение вопросов местного значения, владение, пользование, и распоряжение муниципальной собственностью, а так же решение вопросов местного значения.

В соответствии с п.8 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В силу п.6 ст.13 Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии со ст.3 Федерального закона, автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

Дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6).

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-Ф3 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия, аналогичные указанным в законе, закреплены в ст.5 Устава МО «Обуса».

В соответствии с Разделом 4.6 «ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» предусмотрено обязательное наличие стационарного электрического освещения на участках автомобильных дорог, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

Согласно п.5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.» покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

15.12.2020 года в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда на 2019-2024 г.г.» государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области 31.10.2018 года № 780-пп, администрацией МО «Обуса» заключены 4 муниципальных контракта на приобретение 4 жилых домов по адресу: <адрес обезличен>, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда МО «Обуса». Данные жилые помещения переданы гражданам по договорам социального найма.

Прокуратурой района в ходе проверки установлено, что дорога по улице <адрес обезличен> грунтовая, каких-либо работ по приведению дорожного полотна на указанной улице в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 не проводились. Отсутствует освещение по всему участку проезжей части дороги указанной улицы, что является нарушением Раздела 4.6 ГОСТ Р 52766-2007.

Несоответствие покрытия автомобильной дороги по <адрес обезличен> п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, отсутствие освещения, нарушает права жителей, ограничивает права на своевременное медицинское обслуживание, пользование услугами связи, бытового обслуживания, представляет угрозу их жизни и здоровью.

<дата обезличена> прокурором района в адрес главы МО «Обуса» было внесено представление об устранении нарушений требований законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено. Между тем, на настоящее время нарушения законодательства не устранены, не проведено освещение, дорожное полотно по <адрес обезличен> не приведено в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.

В силу ч.1 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами; соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

На основании изложенного административный истец просит обязать администрацию муниципального образования «Обуса» устранить недостатки в содержании улично-дорожной сети, привести дорожное полотно <адрес обезличен> в соответствие с требованиям ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, также обязать администрацию муниципального образования «Обуса» обеспечить стационарным электрическим освещением в соответствии с Разделом 4.6 «ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» проезжую часть <адрес обезличен>.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Осинского района Матапова О.Ю. исковые требования прокурора Осинского района поддержала полностью, суду дала пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении. Дополнительно уточнила, что выполнить требования необходимо с указанием исполнения – от <адрес обезличен> по <адрес обезличен> и установить срок исполнения до <дата обезличена>.

Представитель ответчика администрации МО «Обуса» в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, заявлений о рассмотрении дела в их отсутствие, об отложении судебного заседания не поступало.

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление прокурора <адрес обезличен> в отсутствие представителя административного ответчика, так как он был извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Заслушав объяснения представителя административного истца, установив юридически значимые обстоятельства, огласив письменные материалы дела, и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора Осинского района подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст.ст.12, 130, 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение вопросов местного значения, владение, пользование, и распоряжение муниципальной собственностью, а так же решение вопросов местного значения.

Статьей 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» сформулирована задача по охране жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии с п.8 ст.6 Федерального закона от <дата обезличена> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии с п.9 ст.5 указанного Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии со ст.3 Федерального закона, автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

Дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6).

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-Ф3 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия, аналогичные указанным в законе, закреплены в ст.5 Устава МО «Обуса».

В соответствии с Разделом 4.6 «ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» предусмотрено обязательное наличие стационарного электрического освещения на участках автомобильных дорог, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

Согласно п.5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.» покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

В судебном заседании установлено, что <дата обезличена> в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда на 2019-2024 г.г.» государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области 31.10.2018 № 780-пп, администрацией МО «Обуса» заключены 4 муниципальных контракта на приобретение 4 жилых домов по адресу: <адрес обезличен>А, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда МО «Обуса». Данные жилые помещения переданы гражданам по договорам социального найма.

Суд установил, что прокуратурой района в ходе проверки установлено, что дорога по улице <адрес обезличен> грунтовая, каких-либо работ по приведению дорожного полотна на указанной улице в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 не проводились. Отсутствует освещение по всему участку проезжей части дороги указанной улицы, что является нарушением Раздела 4.6 ГОСТ Р 52766-2007.

Несоответствие покрытия автомобильной дороги по <адрес обезличен> п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, отсутствие освещения, нарушает права жителей, ограничивает права на своевременное медицинское обслуживание, пользование услугами связи, бытового обслуживания, представляет угрозу их жизни и здоровью.

В судебном заседании установлено, что <дата обезличена> прокурором района в адрес главы МО «Обуса» было внесено представление об устранении нарушений требований законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено. Между тем, на настоящее время нарушения законодательства не устранены, не проведено освещение, дорожное полотно по <адрес обезличен> не приведено в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.

Невыполнение требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения в части соответствия автомобильных дорог местного значения требованиям ГОСТ Р 50597-2017 влечет нарушение прав граждан на обеспечение безопасности дорожного движения, что может привести к негативным последствиям для неопределенного круга лиц.

Суду представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.3 ст.227 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Осинского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Обуса» о возложении обязанности устранить недостатки в содержании улично-дорожной сети, обеспечении электрическим освещением в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Обуса» в срок до <дата обезличена> устранить недостатки в содержании улично-дорожной сети, привести дорожное полотно от <адрес обезличен> в соответствие с требованиям ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.

Обязать администрацию муниципального образования «Обуса» в срок до <дата обезличена> обеспечить стационарным электрическим освещением в соответствии с Разделом 4.6 «ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» проезжую часть от <адрес обезличен>

Об исполнении решения суда сообщить прокурору и в суд, принявший решение, в течение месяца со дня исполнения решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Осинский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня вынесения решения.

Судья Осинского районного суда                                       Ж.Р. Силяво

2а-492/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Осинского района
Ответчики
Администрация муниципального образования "Обуса"
Суд
Осинский районный суд Иркутской области
Судья
Силяво Жанна Рафаиловна
Дело на сайте суда
osinsky.uso.sudrf.ru
18.11.2021Регистрация административного искового заявления
18.11.2021Передача материалов судье
19.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2021Судебное заседание
13.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее