Решение по делу № 2а-2041/2018 от 20.03.2018

Дело № 2а-2041/18

Изготовлено 19.04.2018.

Р Е Ш Е Н И Е


И М Е Н Е М РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2018 года г. Ярославль

    Кировский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Нуваховой О.А,

при секретаре Бондаревой Е.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению мэрии города Ярославля к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области об уменьшении (освобождении) от исполнительского сбора,

установил:

В Межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области на исполнении находится исполнительное производство №8810/17/76025-ИП, возбужденное 08.11.2017 года на основании исполнительного листа ФС №016468615, выданного Кировским районным судом г. Ярославля в отношении должника: мэрии города Ярославля, предмет исполнения: обязать мэрию г. Ярославля, департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля устранить повреждения покрытия проезжей части автомобильной дороги по <адрес> на участке от <адрес>, превышающие предельные размеры, указанные в п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» в срок до 01 октября 2017 год взыскатель: прокуратура г. Ярославля.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области от 25.12.2017 г. в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с мэрии г.Ярославля взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Мэрия города Ярославля в суд с исковым заявлением об освобождении от указанного исполнительского сбора либо уменьшении его размера, ссылаясь на то, что решение суда будет исполнено в рамках муниципального контракта от 26.12.2018 года №954-Е-17 по содержанию дорого общего пользования местного значения города Ярославля в 2018 году в Кировском и Ленинском районах.

Представитель административного ответчика УФССП России по Ярославской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, согласно которому возражает против удовлетворения исковых требований, ссылается на отсутствие доказательств того, что неисполнение требований исполнительного документа вызвано уважительными причинами.

Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв против удовлетворения исковых требований, не усматривает оснований для освобождения должника от взыскания исполнительного сбора, либо уменьшения его размера.

Помощник прокурора Алькаева И.В. возражала против освобождения должника от взыскания исполнительского сбора, но с учетом дефицита бюджетных денежных средств, полагала возможным уменьшить размер исполнительского сбора.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлены своевременно и надлежащим образом.

Заслушав сторон, изучив письменные материалы дела, суд усматривает основания для удовлетворения исковых требований мэрии города Ярославля об уменьшения размера исполнительского сбора ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, решением Кировского районного суда г. Ярославля от 31.07.2017 года по гражданскому делу № 2-2437/2017 на мэрию города Ярославля возложена обязанность устранить повреждения покрытия проезжей части автомобильной дороги по <адрес> на участке от <адрес>, превышающие предельные размеры, указанные в п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» в срок до 01 октября 2017 год.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области от 08.11.2017 года в отношении должника мэрии города Ярославля возбуждено исполнительное производство № 8810/17/76025-ИП.

В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с мэрии г. Ярославля взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве»).Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пунктам 6 и 7 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с иском об освобождении его от взыскания исполнительского сбора, либо уменьшении его размера.

В данных случаях суд, с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств, вправе уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (п. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В силу ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Как следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 13-П от 30.07.2001 года, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. При этом, данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возлагает на должника обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет.

В связи с чем, исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности (п. 2 постановления).

Одним из принципов юридической ответственности по смыслу статей 49, 50, 52-54 и 64 Конституции Российской Федерации является наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения (п. 7 постановления).

Таким образом, принимая во внимание, что исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности, которая возникает в связи с правонарушением, совершенным должником в рамках исполнительного производства, при рассмотрении вопроса о возможности освобождения мэрии г. Ярославля от уплаты исполнительского сбора необходимо принимать во внимание наличие (отсутствие) вины правонарушителя.

Суд принимает во внимание, что решение суда будет исполнено в рамках муниципального контракта от 26.12.2018 года №954-Е-17 по содержанию дорого общего пользования местного значения города Ярославля в Кировском и Ленинском районах.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что неисполнение судебного решения вызвано объективными причинами в отсутствие вины должника.

Таким образом, с учетом оценки фактических обстоятельств и представленных должником доказательств в обоснование неисполнения исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения, с учетом того, что должником предприняты меры для добровольного исполнения решения суда, суд вправе снизить размер исполнительского сбора на одну четверть.

Суд при снижении размера исполнительского сбора учитывает: степень вины должника в неисполнении исполнительного документа, его имущественное положение, другие существенные обстоятельства и т.д.

Разрешая спорные правоотношения, исходя из совокупного анализа указанных выше норм права и представленных материалов дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для уменьшения размера подлежащего взысканию исполнительского сбора на одну четверть от установленного размера до суммы 37 500 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Мэрии города Ярославля уменьшить размер исполнительского сбора, взысканный постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области от 25.12.2017 г, до 37 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Ярославля

Судья

О.А.Нувахова

2а-2041/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Мэрия г. Ярославль
Ответчики
УФССП по ЯО
Межрайонный ОСП по особым ИП УФССП по ЯО судебный пристав-исполнитель Морева В.И.
Другие
ДГХ мэрии г. Ярославль
Прокуратура Кировского района г. Ярославль
Суд
Кировский районный суд г. Ярославль
Дело на сайте суда
kirovsky.jrs.sudrf.ru
20.03.2018Регистрация административного искового заявления
20.03.2018Передача материалов судье
22.03.2018Решение вопроса о принятии к производству
22.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2018Судебное заседание
19.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2018Дело оформлено
23.08.2018Дело передано в архив
18.04.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее