Решение по делу № 2-2749/2023 от 17.03.2023

Дело № 2-2749/2023

УИД 22RS0068-01-2023-001763-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июня 2023 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Щиголевой Ю.В.,

при секретаре Хомяковой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Барнаула в интересах ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО1, ФИО7 к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

прокурор г. Барнаула обратился в суд в интересах ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО1, ФИО7 с иском к КЖКХ г. Барнаула о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма.

В обоснование требований указано, что при проведении проверки по жалобе ФИО2, установлено, что на основании договора социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 для проживания предоставлена квартира по адресу: .... общей площадью <данные изъяты> кв.м. Вместе с нанимателем вселены члены ее семьи: ФИО3, ФИО6, ФИО1, ФИО4, ФИО7, ФИО5

ДД.ММ.ГГГГ на заседании межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома по адресу: .... аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением администрации г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ дом по указанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу, предусмотрено предоставление нанимателям других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма.

В нарушение положений жилищного законодательства до настоящего времени истцам не предоставлено другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям действующего законодательства.

С 01.04.2019 в Алтайском крае действует краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 год, утвержденная постановлением Правительства Алтайского края №106 от 01.04.2019. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: ...., не включен в краевую адресную программу, поскольку признан аварийным и подлежащим сносу после ДД.ММ.ГГГГ. При этом состояние жилого дома не позволяет проживать в нем, дом подлежит расселению во избежание угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Согласно выводам технического заключения о состоянии строительных конструкций дома по указанному адресу, подготовленному СОП «СтройПроект» в ДД.ММ.ГГГГ, общее состояние основных строительных конструкций характеризуется категорией технического состояния как аварийное, учитывая физический износ здания, проживание в доме представляет опасность для жизни и здоровья людей.

Техническое состояние дома со временем ухудшается, его эксплуатация в настоящее время небезопасна для находящихся в нем людей и их имущества. Возможности самостоятельно улучшить свои жилищные условия у истцов не имеется.

Установленные органом местного самоуправления сроки сноса дома и переселения граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, в настоящее время истекли. Ответчик мер по расселению жильцов данного дома не предпринимает, другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным требованиям, до настоящего времени истцам не предоставлено, сроки исполнения обязательства по переселению истцов не изменены.

Законом не предусмотрен срок для предоставления жилья по договорам социального найма, вместе с тем отсутствие установленных законом сроков не может служить основанием для нарушения прав граждан. Учитывая, что многоквартирный дом по адресу: .... признан аварийным и подлежащим сносу, проживание в нем людей создает угрозу безопасности для их жизни и здоровья. Таким образом, истцам Комитетом должно быть предоставлено благоустроенное применительно к условиям г. Барнаула жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах г. Барнаула, площадью не менее <данные изъяты> кв.м. Бездействие Комитета по отселению истцов влечет нарушение их прав на безопасные и соответствующие жилищному законодательству Российской Федерации условия проживания, создает угрозу причинения вреда их жизни, здоровью, имуществу.

По таким основаниям заявлены требования о возложении обязанности на Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула предоставить на основании договора социального найма ФИО2, ФИО10, ФИО6, ФИО1, ФИО4, ФИО7, ФИО5 благоустроенное равнозначное занимаемому жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в границах г. Барнаула, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м.

В судебном заседании процессуальный истец ФИО11 исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что все истцы проживают в спорной квартире, помещение истца, приобретенное на материнский капитал, не обеспечит должного уровня проживания, поскольку не соответствует учетной норме на одного проживающего.

Истец ФИО2, третье лицо ФИО16 в судебном заседании поддержали исковые требования.

Представитель третьего лица администрации г. Барнаула ФИО12 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, в письменном отзыве ссылалась на то, что наличие одного лишь факт признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным и подлежащим сносу не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма. Законодатель связывает право на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма с соблюдением общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и с подтверждением объективной нуждаемости в жилом помещении, вместе с тем, процессуальным истцом не представлены доказательства, подтверждающие основания для обеспечения материальных истцов во внеочередном порядке жилым помещением на условиях социального найма взамен занимаемого ранее жилого помещения. Кроме того, истцы не состоят на учете в качестве нуждающихся среди малоимущих граждан, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие опасности для жизни и здоровья материальных истцов, в связи с угрозой обрушения здания, которая требует незамедлительного решения вопроса о предоставлении жилого помещения.

Материальные истцы ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО1, ФИО7 в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.

Представитель ответчика КЖКХ г. Барнаула в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.

Суд с учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ФИО2 является нанимателем жилого помещения по адресу: .... площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается договором социального найма от ДД.ММ.ГГГГ. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены ее семьи: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5 (истцы).

Заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: .... признан аварийным и подлежащим сносу, непригодным для постоянного проживания на основании технического заключения СОП «СтройПроект».

Распоряжением администрации г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок выполнения работ по сносу дома до ДД.ММ.ГГГГ. В случае если собственники помещений в установленный срок не осуществят его снос, то необходимо изъять земельный участок для муниципальных нужд; выплатить денежное возмещение собственникам жилых помещений на основании соглашений об изъятии объектов недвижимости для муниципальных нужд, в указанные в них сроки; предоставить нанимателям другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Постановлением администрации г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об изъятии у собственников жилых помещений в указанном многоквартирном доме жилых помещений и земельного участка под ним.

До настоящего времени жилой дом не снесен, согласно позиции истцов они продолжают проживать в жилом помещении.

По информации КЖКХ г.Барнаула жилое помещение для переселения истцов из аварийного дома не предоставлялось.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации право на жилище является одним из основных конституционных прав гражданина Российской Федерации.

В силу ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст. 2, ч. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

В силу ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся осуществление муниципального жилищного контроля.

В соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с п.49 в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Решением Барнаульской городской думы от 30.03.2012 № 720 утверждено Положение о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов - аварийными и подлежащими сносу, согласно которого основанием для переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, является заключение межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда о признании жилого помещения несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и непригодным для проживания, о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и распоряжение администрации города о дальнейшем использовании жилого помещения (многоквартирного дома), сроках отселения граждан. Сроки переселения граждан не должны превышать двух лет с момента принятия распоряжения.

Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, разъяснено, что в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из содержания приведенных законоположений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, дома - подлежащим сносу другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Следовательно, юридически значимым обстоятельством при разрешении данного дела является выяснение того, имеется ли опасность для жизни и здоровья истцов с учетом состояния дома, требующая незамедлительного решения вопроса о их переселении в другое жилое помещение, а также о возможности проживать в другом жилом помещении до решения вопроса о предоставлении благоустроенного жилого помещения.

При этом с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года (Вопрос 3), а также в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим носу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть постановлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.

Согласно техническому заключению СОП «СтройПроект», выполненному в ДД.ММ.ГГГГ, о состоянии строительных конструкций жилого дома по указанному адресу общее техническое состояние основных несущих строительных конструкций (фундаменты, наружные стены, внутренние несущие стены, перекрытие) оценивается как аварийное. Обнаруженные в результате обследования механические разрушения строительных конструкций дома, в том числе интенсивные, привели к образованию критических и значительных, необратимых дефектов, к ненормированному снижению их несущих, гидро и теплоизоляционных свойств, как следствие, не соответствию прилагаемым нагрузкам, с учетом снежного покрова и ветровых нагрузок, отрицательной работы, как ограждающих конструкций, для создания безопасных условий эксплуатации, санитарно-гигиенических и комфортных условий проживания и условий энергосбережения квартир и всего дома, что представляет потенциальную опасность и угрозу для жизни, и здоровья людей, сохранность их имущества.

Кроме этого, в материалах дела имеется заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, выполненное ФБУ «Алтайская лаборатория судебной экспертизы» Министерства юстиции Российской Федерации в рамках гражданского дела по иску прокурора Октябрьского района г.Барнаула в интересах ФИО13 к КЖКХ г.Барнаула о выкупе жилого помещения в доме по .... в связи с признанием аварийным. В результате исследования установлено, что техническое состояние конструктивных элементов дома по .... по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ оценивается как неудовлетворительное, то есть эксплуатация конструктивных элементов возможна лишь при условии значительного капитального ремонта. На дату проведения исследования с учетом признания дома аварийным на основании технического заключения степень физического износа здания составляет <данные изъяты>%, что является выше допустимого, техническое состояние дома оценивается от ограниченно работоспособного до аварийного. Состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а ненесущих весьма ветхое. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций, эксплуатация возможно лишь по проведении охранных мероприятий или полной смены конструктивного элемента. Следовательно, невыполнение капитального ремонта в ДД.ММ.ГГГГ повлияло на снижение уровня надежности здания, повлекшего признание дома аварийным.

Учитывая категорию технического состояния строительной конструкции дома (недопустимое), характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, помещения общего пользования дома, расположенного по адресу: ...., не отвечают требованиям согласно Постановления Правительства РФ №47 от 28.01.2006 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», при котором существует опасность для пребывания людей, эксплуатация возможна лишь при проведении охранных мероприятий.

При этом доказательств проведения за период с даты признания дома аварийным каких-либо работ, направленных на восстановление, поддержание несущей способности основных конструкций дома не представлено.

Суд полагает возможным принять данное заключение в совокупности с техническим заключением СОП «Стройпроект» в качестве доказательства такого юридически значимого обстоятельства, как наличие угрозы для жизни и здоровья граждан, проживающих в аварийном доме.

При таких установленных обстоятельствах, руководствуясь позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, суд приходит к выводу о наличии необходимости незамедлительного решения вопроса о переселении истцов и предоставлении им другого жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

Доводы ответчика и третьего лица о том, что истцы на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоят, малоимущими в установленном порядке не признаны, не могут быть приняты во внимание.

Действительно, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма для граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации), возникает при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В силу ч. 1, ч. 2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

При рассмотрении настоящего дела установлено, что на момент рассмотрения дела истцы не состоят на учете среди малоимущих.

Между тем, в данном случае, обязанность по внеочередному обеспечению граждан жилым помещением обусловлена наличием реальной опасности для их жизни и здоровья, связанной с проживанием в жилом доме, признанном аварийным, и отсутствием возможности обеспечить себя жилым помещением самостоятельно.

Из информации, представленной на запрос суда МИФНС России №14 по Алтайскому краю, следует, что сведения о доходах по форме 2-НДФЛ, декларации 3-НДФЛ за период ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО1, ФИО7 в налоговый орган не представлялись. Указанные налогоплательщики не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, не применяют специальные налоговые режимы.

В ответе на запрос Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю указало, что ФИО2 получателем пенсии (иных выплат) по линии органов СФР по Алтайскому краю не значится. ФИО2, как законный представитель (родитель) являлась получателем выплат на детей: «Единовременная выплата на детей в мае-июне 2020 года» в размере <данные изъяты> руб., «Дополнительная единовременная выплата на детей» в размере <данные изъяты> руб., «Единовременная выплата на детей до 8 лет» в размере <данные изъяты> руб., «Единовременная выплата на детей-школьников в августе 2021 года» в размере <данные изъяты> руб. ФИО3 – выплата одиноким родителям на основании Федерального закона №151-ФЗ от 26.05.2021: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. и ежемесячная выплата малоимущим семьям на основании Федерального закона №455-ФЗ от 21.11.2022: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. ФИО16 выплачивалась ежемесячная выплата малоимущим семьям в вышеуказанном размере. ФИО6 выплачивалось ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка на основании Федерального закона №455-ФЗ от 21.11.2022: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. ФИО1 выплачивалось ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка на основании Федерального закона №455-ФЗ от 21.11.2022: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. ФИО4, ФИО3 получателями пенсии (иных выплат) по линии органов СФР по Алтайскому краю не значатся. ФИО4 как законный представитель (родитель) являлся получателем выплат на детей: единовременная выплата по Указу №249 от 07.04.2020 в размере <данные изъяты> руб. в ДД.ММ.ГГГГ, дополнительная единовременная выплата на детей в размере <данные изъяты> руб. в ДД.ММ.ГГГГ, единовременная выплата на детей до 8 лет в размере <данные изъяты> руб. в ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 является получателем страховой пенсии по старости и федеральной социальной доплаты. Согласно действующим региональным базам данных ФИО6, ФИО1, ФИО7 получателями пенсии (иных выплат) по линии органов СФР по Алтайскому краю не значатся. ФИО14 как законный представитель (родитель) ФИО7 являлась получателем ежемесячной выплаты на первого ребенка на основании Федерального закона №151-ФЗ от 26.05.2021 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.

Согласно сведениям ЕГРН в собственности истца ФИО2 находится земельный участок по адресу: ...., права на который зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочное (постоянное) пользование землей , выдано ДД.ММ.ГГГГ, а также в общей долевой собственности (<данные изъяты> доля) жилое помещение, расположенное по адресу: .... площадью <данные изъяты> кв.м. на основании договора купли-продажи.

Исходя из сведений ЕГРН, ФИО3 и ФИО6 на праве общей долевой собственности (по <данные изъяты> доли каждому) принадлежит жилое помещение по адресу: .... площадью <данные изъяты> кв.м. на основании договора купли-продажи.

Вместе с тем, учитывая, что жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу, приобретенное на средства материнского капитала площадью <данные изъяты> кв.м., не обеспечит должного уровня проживания семьи в составе <данные изъяты> человек, суд полагает, что наличие прав на иное жилое помещение не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку при проживании в спорном жилом помещении имеется угроза для их жизни и здоровья.

Ответчик мер по расселению жильцов данного дома не предпринимает, другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным требованиям, до настоящего времени истцам не предоставил.

Таким образом, поскольку жилой признан аварийным и подлежащим сносу, проживание в нем создает опасность для жизни и здоровья, ответчиками меры к переселению нанимателей жилых помещений не приняты, суд приходит к выводу о правомерности заявленных требований о предоставлении жилого помещения истцам взамен аварийного.

С момента признания дома аварийным и подлежащим сносу в ДД.ММ.ГГГГ прошло значительное время, более <данные изъяты> лет до момента обращения в суд с настоящим иском. Доказательств принятия каких-либо конкретных мер по предоставлению истцам другого жилого помещения не представлено.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что нарушенное право истцов на жилище подлежит защите.

Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Аналогичные положения о равнозначности жилого помещения предусмотрены в Положении о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов - аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

С учетом изложенного, истцам подлежит предоставлению во внеочередном порядке жилое помещение указанной площадью – <данные изъяты> кв.м.

При определении надлежащего ответчика суд учитывает следующее.

В силу положений ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Решением Барнаульской городской Думы от 29.10.2021 №785 и №784 внесены изменения и дополнения в решение Барнаульской городской Думы от 30.03.2012 №720 «Об утверждении положения о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов – аварийными и подлежащими сносу или реконструкции», решение Барнаульской городской Думы от 24.02.2012 №694 «Об утверждении положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула», которым полномочия по принятию решений о предоставлении муниципальных жилых помещений гражданам, проживающих в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в том числе по исполнение судебных решений, переданы комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула.

На основании приведенных норм надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям является комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула.

В связи с чем требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Возложить на Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула обязанность предоставить ФИО2 (паспорт <данные изъяты>), ФИО4 (паспорт <данные изъяты>), ФИО3 (паспорт <данные изъяты>), ФИО5 (паспорт <данные изъяты>), ФИО6, ФИО1, ФИО7 на основании договора социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в границах города Барнаула, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ю.В. Щиголева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-2749/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Колесникова Юлия Валерьевна
Информация скрыта
Прокуратура Центрального района
Прокурор г. Барнаула
Суслин Константин Валерьевич
Беляева Галина Васильевна
Ответчики
КЖКХ г. Барнаула
Другие
Информация скрыта
Администрация города Барнаула
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Судья
Щиголева Юлия Викторовна
Дело на сайте суда
centralny.alt.sudrf.ru
17.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.03.2023Передача материалов судье
23.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.05.2023Предварительное судебное заседание
01.06.2023Судебное заседание
08.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2023Дело оформлено
01.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее