Решение по делу № 33-422/2022 (33-8140/2021;) от 17.11.2021

Уникальный идентификатор дела № 47RS0005-01-2020-007107-03

Апелляционное производство № 33-422/2022

Гражданское дело № 2-496/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург      23 марта 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего      Алексеевой Е.Д.,

судей                  Герман М.В., Свирской О.Д.,

при секретаре          Колобовой А.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица - Ленинградского областного государственного казенного учреждения Управление лесами Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 12 мая 2021 года по исковому заявлению Потапова Игоря Владимировича к администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области о признании границы земельного участка установленной, об обязании предоставить земельный участок в собственность за плату

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Алексеевой Е.Д., возражения на жалобу представителя Потапова И.В. адвоката Сорокина С.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Потапов Игорь Владимирович обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с иском к администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области о признании границы земельного участка установленной, об обязании предоставить земельный участок в собственность за плату.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ему на праве собственности, на основании Решения Выборгского городского суда Ленинградской области по делу №2-1759/2018 от 10 мая 2018 года принадлежит двухэтажный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>

В ходе оформления земельного участка под указанный жилой дом в КУМИГ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области было подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м.

Письмом от 03 октября 2019 года № оз-5855 было сообщено, что границы земельного участка пересекают границы земель Северо-Западного лесничества - филиала ЛОГКУ «Ленобллес». Истцом было направлено заявление для согласования в Северо-Западное лесничество - филиал ЛОГКУ «Ленобллес».

15 января 2020 года за № 02-518/2020 Комитет по природным ресурсам Ленинградской области сообщил о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

КУМИГ администрации Выборгского района сообщил истцу письмом от 08 сентября 2020 года за № оз-5079, что согласно представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по сведениям публичной кадастровой карты испрашиваемый земельный участок расположен на землях лесного фонда.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, настаивая на удовлетворении исковых требований, Потапов И.В. просил признать установленной границу земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в соответствии со следующими координатами: <данные изъяты>, обязать администрацию муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области предоставить в собственность за плату в размере 3% от кадастровой стоимости земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 12 мая 2021 года исковые требования Потапова И.В. удовлетворены частично.

Суд признал установленной границу земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с координатами Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, выполненной ООО «Альтернатива»:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В остальной части исковых требований отказано.

С законностью и обоснованностью решения Выборгского городского суда Ленинградской области Ленинградское областное государственное казенное учреждение Управление лесами Ленинградской области не согласилось, представил апелляционную жалобу на указанное решение, полагая последнее незаконным и необоснованным, в том числе указывая на то, что спорный земельный участок расположен на землях Выборгского участкового лесничества, Северо-Западного лесничества, квартал 20, часть выдела 21 с кадастровым номером . Земельный участок является ранее учтенным, относится к категории земель лесного фонда, правообладателем которого является российская Федерация, отнесен к категории земель, ограниченным в обороте, сформирован из земель лесного фонда. Податель жалобы считает, что администрацию муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области не обладает полномочиями по предварительному согласованию предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда, при этом отказ в согласовании КУМИГ администрации Выборгского района является правомерным.

В апелляционной жалобе просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объёме.

В соответствии с частью первой и второй статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе. В случае если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Поскольку постановленное по делу решение обжалуется только третьим лицом по делу - Ленинградским областным государственным казенным учреждением Управления лесами Ленинградской области судебная коллегия, применяя положения приведенной правовой нормы, проверяет правильность решения суда, не выходя за пределы доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

В силу ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В силу п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно части 1 ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Частью 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ установлено, что границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.

Статьей 67 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.

Согласно статье 69 Лесного кодекса РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Целевое назначение и вид разрешенного использования лесного участка указываются в проектной документации в соответствии со статьями 87 и 92 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Земельного кодекса РФ категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 ст. 10 указанного закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» до 1 января 2023 года в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка, в случае одновременного соблюдения следующих условий: 1) земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Данное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 08 августа 2008 года; 2) смежным земельным участком является лесной участок.

В соответствии с ч. 2 ст. 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», если при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года и зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, было выявлено пересечение границ указанного земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанный земельный участок.

В данном случае согласно части 3 ст. 60.2 Федерального закона № 218-ФЗ орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок.

До 1 января 2023 года в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка, в случае одновременного соблюдения следующих условий

1) земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Данное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года;

2) смежным земельным участком является лесной участок.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

В соответствии с п. 2 ч. 4 названной статьи земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка

Согласно части 5 указанной статьи положения части 4 настоящей статьи применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок после 8 августа 2008 года

Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу 14.06.2018 решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 10 мая 2018 года были удовлетворены исковые требования Потапова И.В. к администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области о признании права собственности на жилой дом

Данным решением за Потаповым И.В. признано право собственности на двухэтажный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>

Указанным решением суда установлено, что постановлением администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области от 20 июля 2010 года № 4815 истцу был предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, под строительство индивидуального жилого дома в аренду на 49 лет.

Из материалов дела также следует, что в ходе оформления земельного участка под указанный жилой дом в КУМИГ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области истцом было подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м.

1 декабря 2012 года была утверждена схема планировочной организации земельного участка, согласованы границы отвода земельного участка, согласно которым возведенный истцом жилой дом находится в границах земельного участка.

Земельный участок отведен в натуре согласно утвержденной схеме. Жилой дом находится в границах предоставленного участка.

При проведении истцом межевания письмом от 3 октября 2019 года № оз-5855 ему было сообщено, что границы земельного участка пересекают границы земель Северо-Западного лесничества - филиала ЛОГКУ «Ленобллес». Истцом было направлено заявление для согласования в Северо-Западное лесничество - филиал ЛОГКУ «Ленобллес».

15 января 2020 года за № 02-518/2020 Комитет по природным ресурсам Ленинградской области сообщил о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

КУМИГ администрации Выборгского района сообщил истцу письмом от 08 сентября 2020 года за № оз-5079, что согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории по сведениям публичной кадастровой карты испрашиваемый земельный участок расположен на землях лесного фонда.

При сопоставлении сведений о координатах характерных точек границ земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, представленных на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной ООО «Альтернатива», с материалами государственного лесного реестра, Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области также установлено, что образуемый земельный участок расположен на землях лесного фонда - выдел 21 квартала 20 Выборгского участкового лесничества Северо-Западного лесничества.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящим иском

Материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м был предоставлен Потапову И.В. с правом оформления в собственность для строительства индивидуального жилого дома, который истцом был возведен, право собственности зарегистрировано на основании вступившего в законную силу решения суда.

Согласно направленной Администрацией МО «Выборгский район» Ленинградской области в адрес суда по запросу судебной коллегии выписки из правил землепользования и застройки Муниципального образования «Город Выборг» Выборгского района Ленинградской области № 1670 от 04.03.2022 земельный участок, на котором расположен дом по ул. Лесхозной в г. Выборге относится к территориальной зоне ТЖ-1-2, которая является зоной застройки малоэтажными жилыми домами.

Каких либо доказательств предъявления требований к истцу или администрации об истребовании спорной части земельного участка истца из их владения в материалы дела не представлено. Постановление о предоставлении земельного участка истцу не оспорено и не оспаривалось, недействительным не признано. При этом в силу ч. 9 ст. 10 ФЗ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях, устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества.

Право собственности истца на дом признано вступившим в законную силу решением суда.

Принадлежащий истцу земельный участок для индивидуального жилищного строительства предоставлен правообладателю хотя и после 8 августа 2008 года, однако его права на участок возникли до 1 января 2016 года, что не противоречит указанным выше нормам права.

Принятие Федерального закона № 280-ФЗ направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.

Положениями Федерального закона № 280-ФЗ предусмотрено, что Росреестр до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в связи с пересечениями границ земельных участков и лесных участков (в том числе лесных участков между собой при наличии в ЕГРН сведений о границах земельных и лесных участков) или лесных участков, имеющих одинаковый адрес или одинаковое местоположение, которые позволяют предполагать полное или частичное совпадение их местоположения между собой, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок (ч. 6 ст. 40 Федерального закона № 280-ФЗ). Данное правило применяется в том случае, если противоречия между сведениями ЕГРН очевидны.

Первичным правоустанавливающим, землеотводным документом в отношении земельного участка истца, является постановление администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области от 20 июля 2010 года № 4815. Расположение спорного земельного участка на землях Гослесфонда подтверждается заключением ФГБУ «Рослесинфорг».

Отведенный истцу земельный участок находился в его владении более 12 лет, права истица на него никем не оспорены, возведенный истцом на земельном участке жилой дом самовольной постройкой не признан и требования о его сносе никем не заявлялись, а в силу статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, поэтому сведения о границах земельного участка подлежат внесению в ЕГРН по решению суда о признании границ установленными.

Судебная коллегия соглашается с данной судом первой инстанции оценкой доказательств и находит, что у суда имелись правовые основания для удовлетворения требований истца об установлении границ его земельного участка.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, оспаривание выводов суда об установленных им обстоятельствах без достаточных оснований, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 12 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ленинградского областного государственного казенного учреждения Управление лесами Ленинградской области без удовлетворения

Председательствующий Судьи

Судья: Баширова Т.Н.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04.04.2022

33-422/2022 (33-8140/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
ПОТАПОВ ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ
Ответчики
Администрация МО Выборгский район Ленинградской области
Другие
Ленинградское областное государственное казенное учреждение Управление лесами Ленинградской области
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области
Суд
Ленинградский областной суд
Судья
Алексеева Елена Дмитриевна
Дело на сайте суда
oblsud.lo.sudrf.ru
17.11.2021Передача дела судье
19.01.2022Судебное заседание
16.02.2022Судебное заседание
23.03.2022Судебное заседание
15.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2022Передано в экспедицию
23.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее