Решение по делу № 33-9699/2023 от 21.09.2023

ВЕРХОВНЫЙ    СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 октября 2023 года по делу № 33-9699/2023

Судья в 1-й инстанции Кулешова О.И. дело № 2-452/2023

УИД 91RS0024-01-2022-002639-80

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Гоцкалюка В.Д.
Судей Калюбиной А.Г.
Паниной П.Е.
при секретаре Смоляр Д.С.

заслушав в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи В.Д. Гоцкалюка гражданское дело по иску Сакского межрайонного прокуратура Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов муниципального образования Охотниковское сельское поселение Сакского района Республики Крым к Администрации Охотниковского сельского поселения Сакского района Республики Крым, Филимоновой Г.П., третьи лица Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Охотниковский сельский совет Сакского района Республики Крым о признании недействительным ненормативного акта, прекращении права собственности,

по апелляционной жалобе Филимоновой Г.П. на решение Сакского районного суда Республики Крым от 21 декабря 2022 года,

у с т а н о в и л а:

Сакский межрайонный прокурор Республика Крым обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов муниципального образования Охотниковское сельское поселение Сакского района Республики Крым с иском к Администрации Охотниковского сельского поселения Сакского района Республики Крым, Филимоновой Г.П., третьи лица Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Охотниковский сельский совет Сакского района Республики Крым в котором просит признать недействительным постановление администрации Охотниковского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 27 апреля 2016 года № 59 «О предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гражданке Российской Федерации Филимоновой Г.П.», прекратить зарегистрированное право собственности Филимоновой Г.П. на земельный участок, площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , номер государственной регистрации права -1 от 10 апреля 2017 года, восстановить положение, существовавшее до нарушения права, путем возврата земельного участка, 1000 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , в собственность Охотниковского сельского поселения Сакского района Республики Крым.

Требования мотивированы тем, что Сакской межрайонной прокуратурой проведена проверка законности предоставления в собственность Филимоновой Г.П. земельного участка по <адрес>.

Проверкой установлено, что решением Охотниковского сельского совета от 10 августа 2007 № 137 выдано разрешение Филимоновой Г.П. на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью 0,10 га по ул. <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений. Пунктом 3 решения Охотниковского сельского совета от 10 августа 2007 года № 137 установлен срок действия данного решения до 01 декабря 2009 года.

Решением Охотниковского сельского совета от 17 марта 2010 года № 611 срок действия решения от 10 августа 2007 года № 137 продлен до 01 декабря 2010 года. Пунктом 2 решения Охотниковского сельского совета от 11 октября 2011 года № 161 срок действия решения от 10 августа 2007 года № 137 продлен до 01 декабря 2012 года.

Решением Охотниковского сельского совета от 25 февраля 2014 года № 512 срок действия решения от 10 августа 2007 года № 137 продлен до 01 января 2016 года.

Постановлением администрации Охотниковского сельского поселения от 27 апреля 2016 года № 59, Филимоновой Г.П. бесплатно в собственность предоставлен земельный участок площадью 1000 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство.

Данное постановление принято администрацией Охотниковского сельского поселения в порядке дооформления прав на землю, начатого до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон № 6-ФКЗ).

Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 10 апреля 2017 года право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за Филимоновой Г.П.. на основании постановления администрации Охотниковского сельского поселения от 27 апреля 2016 года №59.

Таким образом, прокурор полагает, что данный земельный участок предоставлен в собственность Филимоновой Г.П. с нарушением земельного законодательства, поскольку решение Охотниковского сельского совета от 10 августа 2007 № 137, которым выдано разрешение Филимоновой Г.П. на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью 0,10 га по <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, на 21 марта 2014 года уже было не действующим.

Решением Сакского районного суда Республики Крым от 21 декабря 2022 года иск удовлетворен.

Признано недействительным постановление администрации Охотниковского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 27.04.2016 № 59 «О предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гражданке Российской Федерации Филимоновой Г.П.».

Прекращено право собственности Филимоновой Г.П. на земельный участок площадью 1000 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , номер государственной регистрации права в ЕГРН от 10 апреля 2017 года.

Восстановлено положение, существовавшее до нарушения права, путем возврата земельного участка, 1000 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , в собственность муниципального образования Охотниковское сельское поселение Сакского района Республики Крым.

С Администрации Охотниковского сельского поселения Сакского района Республики Крым, Филимоновой Г.П. в доход местного бюджета судебные расходы в размере 600 рублей, с каждого по 300 рублей.

В апелляционной жалобе Филимонова Г.П. просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Обжалуемое решение считает принятым с нарушением норм материального и процессуального права.

Заслушав докладчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Из содержания положений статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что суд обязан разрешать дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции; подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» № 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Из материалов дела следует, что решением Охотниковского сельского совета от 10 августа 2007 года № 137 «О выдаче разрешения гражданке Филимоновой Г.П. на составление проекта землеустройства по отводу в частную собственность земельного участка для строительства жилого дома и хозяйственных построек в с. Охотниково» ответчику дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу бесплатно в частную собственность земельного участка общей площадью 0,10 га пашни из земель, не предоставленных в собственность или постоянное пользование в границах населенного пункта на территории Охотниковского сельского совета для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений в <адрес>.

Пунктом 3 решения Охотниковского сельского совета от 10 августа 2007 года № 137 установлен срок действия данного решения до 01 декабря 2009 года.

17 марта 2010 года Охотниковским сельским советом вынесено решение № 611 «О внесений изменений в решения Охотниковского сельского совета».

Пунктом 2 внесены изменения в решение Охотниковского сельского совета от 10 августа 2007 года № 137 «О выдаче разрешения на составление проекта землеустройства по отводу в частную собственность земельного участка для строительства жилого дома и хозяйственных построек в с. Охотниково» в части выдачи разрешения Филимоновой Г.П., заменив цифры в п.3 решения «01.12.2009» на «01.12.2010».

11 октября 2011 года Охотниковским сельским советом вынесено решение № 161 «О продлении срока действия решений сессии Охотниковского сельского совета».

Пунктом 3 указано, продлить срок действия решения Охотниковского сельского совета от 10 августа 2007 года № 137 «О выдаче разрешения гражданке Филимоновой Г.П. на составление проекта землеустройства по отводу в частную собственность земельного участка для строительства жилого дома и хозяйственных построек в с. Охотниково» до 01 декабря 2012 года.

25 февраля 2014 года Охотниковским сельским советом вынесено решение № 511 «О продлении срока действия решений сессии Охотниковского сельского совета».

Пунктом 1 указано, продлить срок действия решения Охотниковского сельского совета от 10 августа 2007 года № 137 «О выдаче разрешения гражданке Филимоновой Г.П. на составление проекта землеустройства по отводу в частную собственность земельного участка для строительства жилого дома и хозяйственных построек в с. Охотниково» до 01 января 2016 года.

01 апреля 2016 года Филимонова Г.П. обратилась к председателю Охотниковского сельского совета - главе администрации Охотниковского сельского поселения Полищук Т.В. с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления права, начатого до вступления в силу ФЗ от 21 марта 2014 года № 6-ФЗ, законом РК от 31 июля 2014 года № 38-ЗPK, Порядок № 313, площадью 1000 кв.м. кадастровый , расположенного по адресу: <адрес> на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ № 137, № 511 от 25 февраля 2014 года.

Постановлением Администрации Охотниковского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 27 апреля 2016 года № 59 «О предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гражданке РФ Филимоновой Г.П.» Филимоновой Г.П. предоставлен бесплатно в собственность земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый .

Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 10 апреля 2017 года зарегистрировано право собственности на спорный земельный участок за Филимоновой Г.П. на основании постановления администрации Охотниковского сельского поселения от 27 апреля 2016 года № 59 номер государственной регистрации права <адрес> от 10 апреля 2017 года.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что в силу части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗPK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Закона № 6-ФКЗ, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.

В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона № 38-ЗPK порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года № 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым.

Согласно пункту 4 Порядка № 313 завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.

В соответствии с частью 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Согласно положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 части 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований прокурора о признании недействительным постановления Администрации Охотниковского поселения Сакского района от 27 апреля 2016 № 59, т.к. Филимонова Г.П. предоставила с целью дооформления прав на земельный участок решение Охотниковского сельского совета от 10 августа 2007 года № 138, которое прекратило свое действие 15 октября 2010 года. Постановление администрации Охотниковского сельского поселения от 27 апреля 2016 года № 59 принято с нарушением части 1 статьи 13 Закона № 38-ЗPK и пункта 4 Порядка № 313 на основании недействующего на 21 марта 2014 года решения.

Однако с такими выводами не может согласится судебная коллегия.

Из материалов дела следует, что решением Охотниковского сельского совета от 10 августа 2007 года № 137 «О выдаче разрешения гражданке Филимоновой Г.П. на составление проекта землеустройства по отводу в частную собственность земельного участка для строительства жилого дома и хозяйственных построек в с. Охотниково» ответчику дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу бесплатно в частную собственность земельного участка общей площадью 0,10 га пашни из земель, не предоставленных в собственность или постоянное пользование в границах населенного пункта на территории Охотниковского сельского совета для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений в <адрес>.

Пунктом 3 решения Охотниковского сельского совета от 10 августа 2007 года № 137 установлен срок действия данного решения до 01 декабря 2009 года.

Однако решением Охотниковского сельского советам № 611 от 17 марта 2010 года решение Охотниковского сельского совета от 10 августа 2007 года № 137 «О выдаче разрешения на составление проекта землеустройства по отводу в частную собственность земельного участка для строительства жилого дома и хозяйственных построек в с. Охотниково» изменено в части выдачи разрешения Филимоновой Г.П., заменив цифры в п.3 решения «01.12.2009» на «01.12.2010».

Таким образом, само решение Охотниковского сельского совета от 10 августа 2007 года № 137 с учетом данных изменений было действующим до 01 декабря 2010 года.

В последующем решениями Охотниковского сельского совета от 11 октября 2011 года № 161 и от 25 февраля 2014 года № 511, срок действия решение Охотниковского сельского совета № 137 продлевался сперва до 01 декабря 2012 года, а потом до 01 января 2016 года.

Таким образом, Охотниковский сельский совет сперва изменил принятое решение, а после дважды продлил срок его действия, установив его до 01 января 2016 года.

При этом, 01 апреля 2016 года Филимонова Г.П. обратилась к председателю Охотниковского сельского совета - главе администрации Охотниковского сельского поселения Полищук Т.В. с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления права, начатого до вступления в силу ФЗ от 21 марта 2014 года № 6-ФЗ, законом РК от 31 июля 2014 года № 38-ЗPK, Порядок № 313, площадью 1000 кв.м. кадастровый , расположенного по адресу: <адрес> на основании решения от 10 августа 2007 года № 137, № 511 от 25 февраля 2014 года.

Основанием обращения с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления права, Филимоновой Г.П. указано решение от 10 августа 2007 года № 137 и решение № 511 от 25 февраля 2014 года.

Однако прокурор указывая на прекращение действия решения от 10 августа 2007 года № 137, не оспорил решение № 511 от 25 февраля 2014 года, которым срок действия решения от 10 августа 2007 года № 137 установлен до 01 января 2016 года.

Кроме того, статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 названного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г. (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

В силу пункта 1 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК одним из оснований для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном названной статьей, является наличие обстоятельств, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (подпункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).

16 сентября 2008 года принят Закон Украины № 509 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении содействия строительству», согласно которому изложена в новой редакции статья 151 Земельного кодекса Украины, устанавливающая срок действия разрешения на составление проекта отвода земельного участка. Указанный закон вступил в силу 14 октября 2008 года.

10 декабря 2009 года вступил в силу Закон Украины от 5 ноября 2009 г. № 1702-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка приобретения прав на землю», которым статья 151 Земельного кодекса Украины изложена в новой редакции, отменены нормы, регулирующие срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка.

Права лиц, которым аналогичные разрешения на составление проектов землеустройства по отводу земельных участков были выданы после 10 декабря 2009 года, сроком действия соответствующих актов не ограничивались.

Конституционный принцип равенства всех перед законом, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает установление различных условий для различных категорий субъектов права; такие различия, однако, не могут носить произвольный характер, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих субъектов (постановления от 14 июля 2005 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа", от 8 декабря 2017 г. N 39-П "По делу о проверке конституционности положений статей 15, 1064 и 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и части первой статьи 54 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г.Г. Ахмадеевой, С.И. Лысяка и А.Н. Сергеева").

Граждане, которым выданы разрешения на составление проектов землеустройства до 10 декабря 2009 года, фактически лишены возможности завершить оформление права собственности на земельные участки в порядке части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК, поскольку на момент вступления в силу Федерального конституционного закона 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ срок действия указанных разрешений истек.

В то же время граждане, которым аналогичные разрешения выданы после 10 декабря 2009 года, имеют право на завершение процесса оформления земельных участков в собственность, так как срок действия упомянутых разрешений органами власти установлен не был.

Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении принципа равенства, установленного Конституцией Российской Федерации, вследствие того, что ставят право граждан на получение земельных участков в собственность в зависимость от даты получения разрешений на составление проектов землеустройства по отводу этих участков.

Аналогичный правовой подход содержится в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2018 года №15-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с жалобой гражданина П.А. Спиридонова и запросом Бугульминского городского суда Республики Татарстан".

Часть 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК устанавливает, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления о разрешении на разработку документации, принятых с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г., в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

При этом положения Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК не ставят возможность завершения оформления прав на земельный участок в зависимость от наличия либо отсутствия сроков действия решения органа местного самоуправления о выдаче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка.

Основанием искового заявления прокурора указано на то, что данный земельный участок предоставлен в собственность Филимоновой Г.П. с нарушением земельного законодательства, поскольку решение Охотниковского сельского совета от 10 августа 2007 № 137, которым выдано разрешение Филимоновой Г.П. на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью 0,10 га по <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, на 21 марта 2014 года уже было не действующим.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решение суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материально права или норм процессуального права.

Судебная коллегия на основании вышеизложенного полагает, что решение Охотниковского сельского совета от 10 августа 2007 года № 137, с учетом решений Охотниковского сельского совета № 611 от 17 марта 2010 года, № 161 от 11 октября 2011 года, № 511 от 25 февраля 2014 года не прекратило свое действие, в силу положений статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на 21 марта 2014 года являлось действующим, ввиду чего постановление администрации Охотниковского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 27.04.2016 № 59 «О предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гражданке Российской Федерации Филимоновой Г.П.» не может быть признано недействительным по данному основанию.

При этом, требования прокурора о прекращении права собственности Филимоновой Г.П. на земельный участок, о восстановлении положение, существовавшее до нарушения права, путем возврата земельного участка в собственность муниципального образования Охотниковское сельское поселение Сакского района Республики Крым, являются производными от законности вынесенного постановления.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а:

Решение Сакского районного суда Республики Крым от 21 декабря 2022 года – отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Сакского межрайонного прокуратура Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов муниципального образования Охотниковское сельское поселение Сакского района Республики Крым – отказать.

Председательствующий                                             Гоцкалюк В.Д.

Судьи                                                                            Калюбина А.Г.

                                                      Панина П.Е.

33-9699/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Республики Крым
Сакский межрайонный прокурор
Ответчики
Филимонова Галина Петровна
Администрация Охотниковского сельского поселения
Другие
Охотниковский сельский Совет Сакского района Республики Крым
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Гоцкалюк Владимир Дмитриевич
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
21.09.2023Передача дела судье
18.10.2023Судебное заседание
24.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2023Передано в экспедицию
18.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее