Дело № 2-4078/2018 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 13 ноября 2018 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,
при секретаре судебного заседания Дворниковой М.А.,
с участием представителя истца – Горбуновой Л.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Харитонович Натальи Ерофеевны к Муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования – Управление жилищных отношений администрации г. Перми, Харитонович Виталий Александрлвич, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, Харитонович Ринат Ибрагимович,
установил:
Харитонович Н.Е. обратилась в суд с иском к Муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 39,0 кв.м., жилой площадью не менее 35,1 кв.м, в черте г. Перми взамен аварийного жилого помещения. В обоснование требований истец указала, что между ней и Муниципальным образованием «Город Пермь» заключен договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес> Совместно с нанимателем в жилом помещении зарегистрированы по месту жительства Харитонович В.А., ФИО1, Харитонович Р.И. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Кроме того истец просит возместить расходы, понесенные ею по оплате услуг представителя в размере 20 000,00 руб.
Истец, третьи лица Харитонович В.А., действующий в интересах себя и своей несовершеннолетней дочери ФИО1, Харитонович Р.И., в судебное заседание не явились, направили письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что единственным доходом истца является пенсия, которая превышает уровень дохода, который необходим для признания истца малоимущей. Вместе с тем реальной возможности приобрести иное помещение истец не имеет. На учёте в качестве нуждающейся истец также не состоит.
Ответчик, Управление жилищных отношений администрации г. Перми (третье лицо) представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ответчик просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, достаточности и относимости, суд не находит оснований для удовлетворения требований на основании следующего.
В судебном заседании установлено, что Харитонович Н.Е. является нанимателем жилого помещения в виде двух комнат, расположенного по адресу: <Адрес> на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены и зарегистрированы члены семьи: Харитонович В.А. (сын), ФИО1 (внучка), Харитонович Р.И. (сын) (л.д. 5-6).
Сведения о регистрации также подтверждены справкой МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).
Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, назначенной распоряжением главы администрации Дзержинского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ №, по результатам рассмотрения заключения специализированной организации ООО «Проектно-Экспертная Компания «Гарант» многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 8, 31).
Начальником управления жилищных отношений администрации г. Перми ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение № о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, отделу расселения указано на необходимость принять меры по отселению граждан в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 82-83).
Согласно сведениям ЕГРН Харитонович Н.Е. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию являлась собственником ? доли в праве на жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес>, общей площадью 41,3 кв.м., с ДД.ММ.ГГГГ, дата государственной регистрации прекращения права ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26).
Харитонович В.А., ФИО1, Харитонович Р.И. зарегистрированных прав в ЕГРН на жилые помещения не имеют (л.д. 25, 27,28).
Согласно справке ГБУ ПК «ЦТИ и кадастровой оценки Персмкого края» от ДД.ММ.ГГГГ № Харитонович (Дзюина) Н.Е., Харитонович В.А., Харитонович Р.И. не имеют в г. Перми жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности (л.д. 86).
Согласно справкам УПФР в Дзержинском районе г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ Харитонович Н.Е. является получателем страховой пенсии по старости.
Департаментом социальной политики администрации г. Перми ДД.ММ.ГГГГ дан ответ на запрос суда, что Харитонович Н.Е., Харитонович В.А., Харитонович Р.И. по вопросу признания их малоимущими в целях признания нуждающимися в получении жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма, не обращались (л.д. 78).
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <Адрес>, ни в региональную, ни в муниципальную адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе принятых в соответствии с ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», утвержденные Постановлениями Правительства Пермского края от 14.03.2012 № 121-п и от 29.05.2013 № 579-п и постановлением администрации города Перми от 26.06.2013 № 520, постановлением администрации г. Перми от 28.03.2018 №184 соответственно, не включен и не включался, включен в адресный перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу или реконструкции в соответствии с Решением Пермской городской Думы от 24.06.2008 №217 «Об утверждении муниципальной адресной Программы по сносу, реконструкции многоквартирных домов в целях развития застроенных территорий г. Перми на 2008-2010 гг.» и Решением Пермской городской Думы от 25.10.2011 №205 «Об утверждении муниципальной адресной Программы по сносу, реконструкции многоквартирных домов в целях развития застроенных территорий города Перми на 2011-2020 годы».
Согласно заключению ООО ПЭК «Гарант», выполненному в ДД.ММ.ГГГГ по результатам обследования технического состояния жилого дома, состояние фундамента, стенового ограждения, перекрытий, стропильной системы, кровли оценено как ограниченно-работоспособное, местами имеются локальные разрушения, даны указания и рекомендации по обеспечению безопасной эксплуатации объекта, которые включают проведение ремонта локальных участков разрушений, работы по гидроизоляции, восстановить штукатурный слой. После приведения строительных конструкций жилого дома в работоспособное состояние, выполнения рекомендаций по обеспечению безопасной эксплуатации объекта дальнейшая эксплуатация здания допускается с соблюдением требований нормативно-технической документации (л.д. 32-76).
Установив вышеприведенные обстоятельства по делу, суд руководствуется следующими нормами права, регулирующими спорные правоотношения, при разрешении исковых требований.
Как предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) - проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно положениям частей 1 и 2 ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
На основании ч.ч. 1, 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Частью 5 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Реализация предусмотренного указанными нормами права на предоставление жилого помещения не зависит от того, находится ли жилое помещение, занимаемое гражданами, у них в собственности, либо предоставлено им по договору найма, что неоднократно отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации в различных постановлениях (например, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2009 № 44-В09-41; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05 марта 2009 года №376-О-П от 19 октября 2010 года № 1328-О-О от 26 мая 2011 года №643-О-О).
При этом Конституционный Суд Российской Федерации отмечает, что предоставление жилых помещений во внеочередном порядке осуществляется при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Многоквартирный дом по адресу: <Адрес> как установлено в судебном заседании, признан аварийным и подлежащим сносу, следовательно жилые помещения в нём являются непригодными для постоянного проживания граждан, вместе с тем в муниципальную адресную программу по переселению граждан города Перми из аварийного жилищного фонда на 2018-2020 годы, утв. Постановлением администрации г. Перми от 28.03.2018 №184, дом не включен, как и не включен в адресный перечень многоквартирных домов планируемых к сносу или реконструкции муниципальной адресной Программы по сносу, реконструкции многоквартирных домов в целях развития застроенных территорий г. Перми на 2011-2020 г.г., утвержденной решением Пермской городской Думы от 25.10.2011 № 205, которая предусматривает расселение таких домов не за счет средств бюджета муниципального образования г. Пермь, а за счет инвесторов, заключивших с администрацией г. Перми договоры на застройку соответствующих территорий.
Согласно ответу Департамента социальной политики администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ Харитонович Н.Е., и совместно с ней проживающие члены семьи, по вопросу признания малоимущими в целях признания нуждающимися в получении жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма, в департамент не обращались.
Таким образом, судом установлено, что истец малоимущей в целях постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не признана, на соответствующий жилищный учет не поставлена, что также не оспаривалось представителем истца в судебном заседании.
Кроме изложенного, суд считает необходимым отметить, что в материалы дела не представлены доказательства, что многоквартирный дом угрожает жизни и здоровью лиц, проживающих в нем, грозит внезапным и не прогнозируемым во времени обрушением. Напротив из представленного в материалы дела заключения по результатам технического обследования дома усматривается, что возможно проведение ремонтных и восстановительных работ, указанных в разделе 9 Заключения, для приведения элементов и ограждающих конструкций здания в работоспособное состояние с целью дальнейшего использования.
На основании изложенного, с учётом установленных по делу обстоятельств, суд не усматривает оснований для возложения обязанности на муниципальное образование г. Пермь в лице администрации города Перми предоставить истцу взамен непригодного для проживания помещения – двух комнат, расположенных по адресу: <Адрес>, другого благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным требованиям, применительно к условиям города Перми, равнозначного по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению 39,0 кв.м., и находящемуся в черте города Перми, по договору социального найма.
Кроме того, предъявляя настоящие требования, истец не учитывает права членов семьи, которые указаны в договоре социального найма, указывая на необходимость предоставления жилого помещения только в отношении себя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Харитонович Натальи Ерофеевны к Муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма взамен аварийного, взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя - оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись Е.С. Оплетина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Мотивированное решение изготовлено 19.11.2018