Решение по делу № 33а-5596/2021 от 19.04.2021

Судья Белькевич О.В. Дело № 33а-5596/2021

УИД 24RS0049-01-2020-000253-87

3.047а

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 апреля 2021 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Мирончика И.С.,

судей: Славкина М.М., Корниенко А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи:

Дорошковой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по административному исковому заявлению администрации г. Сосновоборска Красноярского края к прокурору г. Сосновоборска Красноярского края о признании незаконным представления от 20.01.2019 года № 7-01-2020,

по апелляционной жалобе представителя администрации города Сосновоборска Суторминой Е.А.

на решение Сосновоборского городского суда Красноярского края от 13 ноября 2020 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного искового заявления администрации г. Сосновоборска Красноярского края к прокурору г. Сосновоборска Красноярского края о признании незаконным и необоснованным представления от 20.01.2020 № 7-01-2020 об устранении нарушений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Администрация г. Сосновоборска Красноярского края обратилась в суд с административным исковым заявлением к прокурору г. Сосновоборска Красноярского края о признании незаконным представления от 20.01.2019 года № 7-01-2020.

Требования мотивированы тем, что прокурором г. Сосновоборска Красноярского края внесено органу местного самоуправления представление об устранении нарушений законодательства при обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе проведения проверки было установлено, что администрация города, имея возможность приступить к формированию цены и направлению запросов, мер к своевременному формированию ценовой информации о стоимости жилых помещений на территории города заказчиком не приняла. Запросы о стоимости направлены лишь несвоевременно. Администрацией города (заказчиком) при планировании закупок в 2019 цена за 1 кв.м. была ниже средней рыночной стоимости в г. Сосновоборске. Администрация города имела возможность использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств, в целях приобретения жилых помещений, что также выполнено не было. В аукционной документации не была изначально предусмотрена закупка жилья на вторичном рынке. Указанные обстоятельства привели к отсутствию конкурентных условий по покупке жилья, в результате чего по результатам 34 закупок на приобретение жилых помещений приобретено только одно жилое помещение. Главе города указано рассмотреть оспариваемое представление с участием представителя прокуратуры, принять меры к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.

Полагает необоснованным вывод о неэффективном расходовании бюджетных средств, так как фактически органом местного самоуправления не осуществлялась расходная операция, которая в свою очередь могла бы привести к неэффективному расходованию бюджетных средств. Из оспариваемого представления не усматривается, что входе проведенной проверки прокуратурой города было установлено, что поставленные перед администрацией города задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, администрацией города могла бы достигнуть лучшего результата. Указание на позднее направление запросов о ценах не свидетельствует о том, что органом местного самоуправления было нарушено законодательство.

Считает, что правовые основания для внесения представления об устранении нарушений закона, путем принятия мер к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующим на момент внесения оспариваемого представления у административного ответчика отсутствовали.

Требование о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона, не соответствуют положениям Закона о прокуратуре и противоречит требованиям ч.1 ст. 192 ТК РФ.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации города Сосновоборска Сутормина Е.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на аналогичные доводы и обстоятельства административного искового заявления и на то, что участники бюджетного процесса должны самостоятельно определять необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора города Сосновоборска Слюсарь Е.Н. указывает об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Разрешив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), выслушав прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Шадрину Е.А., согласившуюся с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу положений части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокурором г. Сосновоборска Красноярского края в адрес главы г. Сосновоборска вынесено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в котором предписано безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры г. Сосновоборска, принять меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих; решить вопрос о привлечении к установленной законом дисциплинарной ответственности лиц допустивших указанные нарушения; о результатах рассмотрения представления письменно уведомить прокурора г. Сосновоборска в установленный законом месячный срок.

Основанием для вынесения представления послужило нарушение администрацией г. Сосновоборска бюджетного законодательства, выразившееся в несвоевременном и неэффективном расходовании бюджетных средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Проверкой установлено, что постановлением администрации г.Сосновоборска Красноярского края от 14.11.2018 г. № 1541 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие опеки и попечительства в городе Сосновоборске», принятого в соответствии со ст.179 БК РФ от 24.12.2009 г. №9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым утверждена муниципальная программа «Развитие опеки и попечительства в городе Сосновоборске», включающая в себя подпрограммы, в том числе подпрограмму «Приобретение жилых помещений «Приобретение жилых помещений для предоставления по договору специализированного найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа», целью которой является реализация жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем приобретения жилых помещений для предоставления по договору найма детям-сиротам, детям, ставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в 2018 – для 2 лиц, в 2019 - для 4 лиц.

11.03.2019 г. Министерство образования Красноярского края заключило с администрацией г. Сосновоборска Красноярского края соглашение о выделении лимитов на приобретение жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в 2019 году на сумму 8975600 рублей на приобретение 6 жилых помещений со сроком освоения выделенных средств до 31.12.2019 г.

Решением Сосновоборского городского Совета депутатов Красноярского края от 10.12.2018 г. № 35/140-р «О бюджете города Сосновоборска на 2019 год плановый период 2020-2021 годов», предусмотрены бюджетные средства на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о чем администрация г.Сосновоборска, как главный распорядитель бюджетных средств, уведомлен 21.12.2018 г.

Администрацией г.Сосновоборска, уведомленной 21.12.2018г. о предусмотренных лимитах бюджетных средств на 2019 год, меры к своевременному формированию ценовой информации о стоимости жилых помещений на территории города не предприняты, запросы о стоимости направлены лишь 06.02.2019 г. и 26.07.2019 г.

При формировании начальной (максимальной) цены контракта на приобретаемое жилье администрацией города Сосновоборска при планировании закупок в 2019 году цена за 1 кв.м. была ниже средней рыночной стоимости в г.Сосновоборске.

В соответствии с п.2.4.1 соглашения администрация г.Сосновоборска имеет возможность использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств, что также выполнено не было.

В аукционной документации не была изначально предусмотрена закупка жилья на вторичном рынке.

Указанные обстоятельства привели к отсутствию конкурентных условий по покупке жилья, в результате чего по результатам 34 закупок на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, приобретено только одно жилое помещение, а из выделенных в 2019 году на приобретение жилья 8975,6 тыс. рублей освоено лишь 1440 тыс. рублей.

Представление прокурора г. Сосновоборска рассмотрено администрацией г. Сосновоборска и дан ответ № 499 от 20.02.2020г., согласно которому администрация г.Сосновоборска считает, что нарушение бюджетного законодательства, выразившееся в несвоевременном расходовании бюджетных средств, нормами Бюджетного кодекса РФ не предусмотрено.

Администрацией г.Сосновоборска указано, что прокуратурой города не учтено, что доведенные лимиты бюджетных обязательств в размере 10471500 рублей при втором чтении проекта Закона о бюджете Красноярского края были уменьшены и составили 8975600 рублей.

Расчет данной субвенции произведен министерством финансов Красноярского края на основании Методики определения общего объема субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов края на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а не исходя из фактической средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения на территории муниципального образования.

Для расчета выделяемой субвенции учитывается стоимость одного квадратного метра общей площади помещения, утвержденная органом местного самоуправления на I квартал года, предшествующего планируемому Постановлением администрации г. Сосновоборска в 2018 г. утверждена средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения на территории муниципального образования на 1 квартал 2018. Стоимость 1 квадратного метра жилья на 1 квартал 2019 года по сравнению с 1 кварталом 2018 года возросла: с 41992 руб. до 52328 руб., т.е. на 24,6%.

Расчет выделенных средств на 1 жилое помещение: 8975600,00 рублей/6 квартир-1495933,3333, т.е. на одно жилое помещение выделена сумма 1495333,33 руб.

Иными словами, при фактической инфляции в 24,6%, законом о бюджете Красноярского края (а не решением администрации города Сосновоборска) учтен уровень инфляции в 7,8 (3,9+3,9) %, т.е. значительно ниже фактического уровня инфляции.

В январе 2019 году велась работа по изучению действующего законодательства для правильного формирования запроса на определение стоимости 1 кв.м. жилого помещения; составлялся и согласовывался проект соглашения между администрацией города Сосновоборска (далее - заказчик) и Министерством образования Красноярского края (далее - Министерство) на приобретение жилых помещений для детей - сирот (далее - Соглашение), в котором помимо размера субвенции согласовывались условия приобретения жилых помещений, указанные в п. 2.3.5 Соглашения, которые были включены в запрос о стоимости жилого помещения.

В начале февраля 2019 года все вопросы относительно требований к закупаемым жилым помещениям были согласованы, в связи с чем, 05.02.2019 г. был сформирован запрос и 06.02.2019 г. данный запрос был направлен в 17 агентств недвижимости.

11.03.2019 г. подписано Соглашение, в связи с чем, Министерство образования Красноярского края выделило субвенцию на приобретение жилых помещений из расчета нормы предоставления 33 кв.м., что послужило основанием для проведения закупки.

Первая очередь закупок (6 запросов предложений в электронной форме по закупке жилья от физических лиц) объявлена 03.04.2019 г.

В связи с отсутствием заявок в первой очереди торгов был изменен способ определения поставщика по пяти из шести закупок: вместо запроса предложений по закупке жилья от физических лиц подготовлены пять документаций на проведение электронных аукционов, в которых могли принять участие все категории участников закупки (не только физические лица).

Вторая очередь закупок (1 запрос предложений и 5 аукционов в электронной форме) объявлена в период с 18.04.2019 г. по 26.04.2019 г.

После несостоявшихся 12 процедур закупок 27.05.2019 г. заказчиком направлено в Министерство (главного распорядителя бюджетных средств на данные цели) письмо о выделении дополнительных денежных средств на приобретение жилья с учетом стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения на 1 квартал 2019 года.    

05.07.2019 г. заказчиком от Министерства получен ответ, согласно которому вопрос о выделении дополнительных средств будет рассмотрен после предоставления в Министерство результатов проведенных торгов на приобретение жилья.

Данная информация была сформирована и направлена в Министерство. В течение регламентированного 30-ти дневного срока ответ не поступил, после чего в телефонном режиме было выяснено, что в дополнительном финансировании заказчику отказано, но предложено изменить условия закупки, а именно: уменьшить площадь приобретаемых жилых помещений, добавить возможность приобретения квартир-студий.

В связи с чем, заказчиком разработано новое техническое задание, собраны новые коммерческие предложения о стоимости жилья с учетом внесенных изменений в описание объекта закупки.

Третья очередь закупок объявлена 30.08.2019 г. (6 запросов предложений в электронной форме) с номерами извещений: с 0119300024619000065 по 0119300024619000070. Протоколы опубликованы в период с 10.09.2019 по 11.09.2019 г. Закупки не состоялись (не подано ни одной заявки).

В связи с несостоявшимися закупками, заказчиком была опять уменьшена квадратура предполагаемых к покупке жилых помещений. Четвертая очередь закупок (6 запросов предложений) опубликована 26.09.2019 г.: закупки с номерами с 0119300024619000082 по 0119300024619000087. Протоколы опубликованы 08.10.2019 г. Закупки не состоялись (не подано ни одной заявки).

Одновременно, заказчиком была проведена работа по поиску жилых помещений среди собственников жилых помещений, минуя посредников (агентства недвижимости). Найдены 2 квартиры. По результатам несостоявшейся процедуры заказчик может заключить контракт по согласованию с контролирующим органом в сфере закупок (Финансовом управлении администрации города Сосновоборска). В период согласования одну из двух квартир собственники продали, получив более выгодное предложение за квартиру. Заключен контракт на приобретение только одного жилого помещения.

Пятая очередь закупок (5 запросов предложений в электронной форме) объявлена 21.10.2019 г. Это закупки с номерами с 0119300024619000093 по 011930002461900097. Протоколы опубликованы 31.10.2019 г. Закупки не состоялись (не подано ни одной заявки).

Согласно переговорам с риелторами города Сосновоборска (5-ю агентствами) приобрести жилые помещения по такой стоимости не представляется возможным: не хватает денежных средств. Во второй половине октября дополнительно информация о покупке жилых помещений была размещена на официальном сайте администрации города Сосновоборска и опубликована в официальном печатном издании: газете «Рабочий». Однако предлагаемая заказчиком цена закупок не устраивала откликнувшихся на объявление собственников жилья.

Шестая очередь закупок (4 запроса предложения в электронной форме) объявлена 14.11.2019 г. Это закупки с номерами с 0119300024619000100 по 011930002461900103. Протоколы опубликованы 26.11.2019 г. Закупки не состоялись (не подано ни одной заявки).

1 запрос предложений размещен 28.11.2019 г., номер закупки 0119300024619000114, 09.12.2019 г. размещен протокол, закупка признана не состоявшейся, заявок подано не было.

В ходе проведения закупок заказчик неоднократно принимал меры, направленные на приобретение жилого помещения в рамках согласования заключения контракта с контролирующем органом, т.е. у единственного поставщика. Агентства недвижимости отказались работать с заказчиком, т.к. выделенные денежные средства не предполагают оплату риэлтерских услуг. Заказчик нашел четырех потенциальных продавцов жилья, но в период сбора документов, необходимых для согласования заключения контракта в соответствии с частью 25 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», они получили более выгодные предложения и отказались заключать контракты на приобретение жилья с заказчиком.

В итоге было проведено 34 закупки на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но приобретено только одно жилое помещение.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

При этом суд пришел к выводу о том, что несвоевременное и неэффективное расходование бюджетных средств выразилось в недостижении конечного результата, выделяемых на выполнение программы, в рамках реализации поставленных перед участником бюджетного процесса – администрацией г. Сосновоборска.

Администрацией г.Сосновоборска не обеспечена результативность использования бюджетных средств, что выразилось в недостижении результата (неприобретение квартир) и привело к неосвоению бюджетных средств. Данные нарушения возникли в результате несвоевременного формирования ценовой информации о стоимости жилых помещений. Так, администрация г.Сосновоборска, уведомленная 21.12.2018 г. о предусмотренных лимитах бюджетных средств на 2019 год, запросы о стоимости направила только 06.02.2019 г. и 26.07.2019 г. При получении информации о том, что цена за 1 кв.м. ниже среднерыночной, не предпринято изначально мер к снижению размера общей площади (но не более чем на 11 кв.м.) и не была предусмотрена закупка жилья на вторичном рынке при проведении первых торгов. Также администрацией г.Сосновоборска не была использована возможность привлечения собственных материальных ресурсов и финансовых средств при новых закупках.

В результате недостижения конечного результата, а именно: неприобретение жилых помещений для предоставления по договору найму детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, нарушены права указанной категории лиц.

Суд пришел к правильному выводу, что обжалуемое представление от 20.01.2019 года № 7-01-2020 принято в пределах полномочий указанного должностного лица, соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Судебная коллегия принимает во внимание, что в ходе проведения проверки были выявлены нарушения требований законодательства, в связи с чем, административным ответчиком было обоснованно выдано оспариваемое предписание, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о необоснованности представления подлежат отклонению как необоснованные.

Своего подтверждения не нашли доводы апелляционной жалобы о незаконности требований о привлечении виновных сотрудников к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения, поскольку, как верно указано судом первой инстанции, в соответствии со ст.192 ТК РФ, применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, то работодатель вправе как привлечь к дисциплинарной ответственности виновных лиц, так и отказать при отсутствии законных оснований, о чем также указал представитель административного ответчика в отзыве на административный иск, а также в судебном заседании. Таким образом, прокурор не превысил своих полномочий при вынесении представления в указанной части, судебная коллегия считает требования предписания законными и обоснованными.

Иных доводов, влекущих отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

При этом доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, аналогичны заявленным в суде первой инстанции, тщательно проверялись судом, получили правильную оценку в решении в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по существу сводятся к несогласию стороны административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу, судом установлены правильно, в связи с чем, решение суда является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы, которая не содержит доказательств, опровергающих выводы суда.

Иная оценка доказательств и иное толкование норм права, указанные в апелляционной жалобе, чем у суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции и нуждающихся в дополнительной проверке, в апелляционной жалобе не содержится.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сосновоборского городского суда Красноярского края от 13 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Сосновоборский городской суд Красноярского края в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-5596/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Администрация города Сосновоборска
Ответчики
Прокуратура г.Сосновоборска
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Мирончик Илья Сергеевич
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
28.04.2021Судебное заседание
11.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2021Передано в экспедицию
28.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее