по делу об административном правонарушении
03 июля 2018 года город Апатиты
Судья Апатитского городского суда Мурманской области Тычинская Т.Ю.
с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, Ушкиной И. В., которой разъяснены права, предусмотренные ст. 25.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
рассмотрев в помещении Апатитского городского суда, расположенного по адресу: Мурманская область, г. Апатиты, ул. Ферсмана, д. 44, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении государственного областного автономного учреждения здравоохранения «Апатитская стоматологическая поликлиника», имеющего ОГРН 1025100508267, ИНН 5101700706, КПП 511801001, зарегистрированного в Межрайонной ИФНС №8 по Мурманской области 01.02.2012, расположенного по адресу: 184209 Мурманская область, г.Апатиты, ул.Ленина, д.28,
У С Т А Н О В И Л:
Государственное областное автономное учреждение здравоохранения «Апатитская стоматологическая поликлиника» (далее ГОАУЗ «Апатитская стоматологическая поликлиника») в течение 2017 года осуществляло деятельность по использованию прекурсора наркотических средств и психотропных веществ, внесенного в таблицу II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года № 681 (далее Перечень), а именно: прекурсора метилметакрилат в концентрации 15% или более, входящего в состав базисных пластмасс, других стоматологических акриловых и полимерных композиций в виде компонентов, расфасованных в отдельные флаконы под торговыми наименованиями: «Фторакс», «Протакрил», «Синма», Белакрил-М», «Re-fine Bright», «Steady-Resin», «Basing Resin» с нарушением требований законодательства РФ.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Правил предоставление отчетов о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 № 419, юридические лица, осуществляющие использование прекурсоров, внесенных в таблицы I и II списка IV Перечня, направляют почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо доставляют нарочным в территориальные органы Министерства внутренних дел РФ по месту нахождения юридического лица годовой отчет о количестве каждого использованного прекурсора, внесенного в таблицы I и II списка IV Перечня, ежегодно не позднее 20 февраля по установленной форме, предусматривающей указание сведений об остатке данных прекурсоров на конец отчетного года.
05 марта 2018 года в адрес Управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Мурманской области от ГОАУЗ «Апатитская стоматологическая поликлиника» поступил отчет о количестве каждого использованного прекурсора, внесенного в таблицы I и II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, за 2017 год (исходящий регистрационный номер 01-16/052 от 31.01.2018, отметка на почтовом конверте о поступлении документы в почтовое отделение – 28.02.2018), то есть с нарушением установленных законодательством РФ сроков.
В судебном заседании представитель юридического лица Ушкина И. В. признала допущенные нарушения, просит освободить юридическое лицо об административной ответственности в связи с его малозначительностью, ссылаясь на незначительный пропуск срока направления отчета и отсутствие наступивших негативных последствий, либо снизить размер административного штрафа в связи с финансовым положением юридического лица, являющегося государственным автономным учреждением здравоохранения социальной направленности, оказывающим населению города Апатиты преимущественно бесплатную медицинскую помощь, и финансируется из бюджета Мурманской области.
Заслушав представителя ГОАУЗ «Апатитская стоматологическая поликлиника», исследовав и проверив материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что юридическим лицом совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.6.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, включённых в таблицу II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.
Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения в сфере охраны здоровья граждан, обеспечения безопасности их жизни, регулируемые в соответствии с Конституцией РФ и международными правовыми актами, Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".
В соответствии с Перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 года N 681 "Метилметакрилат", включен в Таблицу II прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются общие меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список IV). Учитывая особенности ст. 1 Федерального закона от 08 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ " Метилметакрилат", является веществом, часто используемым для изготовления наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона РФ от 08.01.1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" оборот прекурсоров, внесенных в Список IV, регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К общим мерам контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу II Списка IV, относятся: установление правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров; установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров; лицензирование внешнеторговых операций с прекурсорами; установление требований по обеспечению безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключению доступа к ним посторонних лиц; регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами.
По смыслу ч.1 ст. 37 того же Федерального закона юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу I и Таблицу II Списка IV, с учетом положений абзаца третьего пункта 3 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также осуществляющие производство прекурсоров, внесенных в Таблицу III Списка IV, обязаны представлять в форме и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, следующие сведения:
- квартальные отчеты о количестве каждого произведенного, изготовленного, ввезенного (вывезенного) наркотического средства, психотропного вещества или их прекурсоров, внесенных в Список I, Таблицу I и Таблицу II Списка IV, а также о количестве каждого произведенного прекурсора, внесенного в Таблицу III Списка IV, с указанием государств, из которых осуществлен ввоз (вывоз);
- отчет о деятельности за истекший календарный год с указанием количества каждого произведенного, изготовленного, ввезенного (вывезенного), реализованного либо использованного наркотического средства, психотропного вещества или их прекурсоров, внесенных в Список I, Таблицу I и Таблицу II Списка IV, количества каждого произведенного прекурсора, внесенного в Таблицу III Списка IV, а также количества запасов наркотических средств и психотропных веществ по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Правила предоставления отчетов о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ утверждены Постановление Правительства РФ от 09.06.2010 N 419 «О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом».
В соответствии с п.2 Правил юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие в установленном порядке производство прекурсоров, внесенных в список IV перечня, а также реализацию и использование прекурсоров, внесенных в таблицы I и II списка IV перечня, направляют почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо доставляют нарочным в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения юридического лица или по месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя, в том числе, годовой отчет о количестве каждого использованного прекурсора, внесенного в таблицы I и II списка IV перечня, - ежегодно, не позднее 20 февраля, по форме согласно приложению N 4.
Управлением по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Мурманской области выявлены нарушения указанных требований Правил представления отчетово деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.
Согласно ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Юридическое лицо ГОАУЗ «Апатитская стоматологическая поликлиника» имело реальную возможность соблюдения требований к условиям осуществления деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, установленных Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 № З-ФЗ, но не предприняло всех зависящих от него мер по их соблюдению, что повлекло несвоевременное представление предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.
Факт административного правонарушения и виновность юридического лица в его совершении подтверждаются протоколом по делу об административном правонарушении АА №000465/4200 от 18.06.2018, в котором изложено существо нарушения, свидетельством о постановке на учёт в налоговом органе, свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ, выпиской из ЕГРЮЛ, уставом ГОАУЗ «Апатитская стоматологическая поликлиника», копией журнала регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ на 2017 год, отчетом о количестве каждого использованного прекурсора от 31.01.2018 с отметкой о его получении уполномоченным органом, протоколом опроса Говорухиной Н.Н. от 18.06.2018 и объяснениями Ушкиной И.В. от 18.06.2018.
Оснований сомневаться в вышеприведенных доказательствах, сомнений не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, соответствуют друг другу и в своей совокупности устанавливают обстоятельства правонарушения.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, считаю вину ГОАУЗ «Апатитская стоматологическая поликлиника» в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 6.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказанной.
Доказательств, опровергающих исследованные обстоятельства совершения ГОАУЗ «Апатитская стоматологическая поликлиника» инкриминируемого административного правонарушения, юридическим лицом не представлено.
Оснований для освобождения ГОАУЗ «Апатитская стоматологическая поликлиника», от ответственности по основаниям, предусмотренным Кодексом РФ об административных правонарушениях, не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности не истёк.
Оснований для признания допущенных нарушений малозначительными не установлено. Нарушения затронули правила в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, соблюдение которых является значимым для сохранения общественной безопасности. Исходя из объекта посягательства и характера правонарушения, его существенной угрозы безопасности жизни граждан, совершенное ГОАУЗ «Апатитская стоматологическая поликлиника» правонарушение нельзя квалифицировать как малозначительное.
Санкцией части 2 статьи 6.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено наказание в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой либо административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой.
Назначая наказание, учитываю характер и степень общественной опасности совершённого административного правонарушения, а также имущественное и финансовое положение юридического лица.
Обстоятельством, смягчающим ответственность юридического лица считаю признание вины и устранение выявленных недостатков.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ГОАУЗ «Апатитская стоматологическая поликлиника», не установлено.
Таким образом, суд, руководствуясь общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, считает необходимым назначить ГОАУЗ «Апатитская стоматологическая поликлиника» наказание в виде административного штрафа без конфискации прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствии с ч.1 ст.3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях целью административного наказания является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу ч.3.2, 3.3 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьёй или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая обстоятельства совершения ГОАУЗ «Апатитская стоматологическая поликлиника» административного правонарушения, наложение на юридическое лицо административного штрафа в установленных санкцией ч.2 ст.6.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях пределах, не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечёт избыточное ограничение прав учреждения, существенные обременения, которые могут привести к негативным последствиям.
Принимая во внимание характер совершённого административного правонарушения, отсутствие каких-либо негативных последствий, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, характер и объём допущенного нарушения, а также принимая во внимание правовой статус и финансовое положение учреждения, считаю, что соразмерным и справедливым наказанием в рассматриваемом случае будёт являться административный штраф в размере 50 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 4.2., 23.1, 29.9-29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд,
У С Т А Н О В И Л:
Признать государственное областное автономное учреждение здравоохранения «Апатитская стоматологическая поликлиника» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуть его административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Назначенный штраф необходимо внести на расчётный счёт: №40101810000000010005 в отделение Мурманск г.Мурманск, получатель УФК по Мурманской области (Межмуниципальный отдел МВД России «Апатитский»), ИНН 5101110400, БИК 044705001, КБК 18811690010016000140, КПП 511801001, ОКТМО 47705000, УИН 18880451180000004659.
Разъяснить, что в соответствии со ст.ст. 20.25, 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа взаконную силу,влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Т. Ю. Тычинская