дело № 2-2264/2023
УИД № 34RS0001-01-2023-002454-94
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волгоград 13 сентября 2023 года
Ворошиловский районный суд Волгограда
в составе: председательствующего судьи Юдкиной Е.И.
при помощнике судьи Симонян М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ким Константина к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости, взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Ким К. обратился в Ворошиловский районный суд <адрес> с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области, в котором просит признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложит на ответчика обязанность произвести перерасчет страховой пенсии по старости, выплатить единовременную денежную выплату накопительной части пенсии, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей и судебные издержки по оплате юридических услуг в размере 54 000 рублей.
В обоснование иска истец указал, что является получателем страховой пенсии по старости. Полагая, что ответчиком произведен неверный расчет пенсии, поскольку размер выплачиваемой пенсии не отвечает продолжительности страхового стажа, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ОПФР по <адрес> с заявлением о перерасчете назначенной пенсии, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ 63745/2023 в перерасчете размера установленной страховой пенсии, ответчиком отказано. Будучи несогласным с решением ответчика, истец обратился за судебной защитой нарушенных прав, настаивая на неверности правовой позиции ответчика по оценке трудовых и пенсионных прав, приведшей к нарушению конституционного права на получение пенсии.
Истец Ким К. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, действующая на основании доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель третьего лица Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации действующая на основании доверенности ФИО5 в судебном заседании полагала иск необоснованным.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, перерасчетов, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
С 01.01.2015 г. установление и выплата пенсий регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).
Ранее для этих целей действовал Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а до 01 января 2002 года - Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ст. 2 Федерального закона № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», других федеральных законов.
Порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 (далее – Правила № 1015).
Согласно п. 4 настоящих Правил при подсчете страхового стажа подтверждаются:
а) периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Указанное полностью согласуется с положениями ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ.
По смыслу ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Согласно ст. 23 настоящего Федерального закона перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В случае отказа в удовлетворении заявления о перерасчете размера страховой пенсии орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы.
Приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 546н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Правила 546н).
Согласно п. 47, 48 настоящих Правил перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по выбору заявителя. Заявление о перерасчете размера пенсии принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Перерасчет размера пенсии оформляется распоряжением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, которое приобщается к выплатному делу получателя пенсии. Отказ в удовлетворении заявления пенсионера о перерасчете размера пенсии оформляется решением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 62, 63 Правил № 546н).
В ходе судебного разбирательства установлено и следует из представленных сторонами доказательств, что Ким К., с ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № Г73-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Документально подтверждено, что при установлении пенсии пенсионным органом был учет специального стажа Ким К., в количестве 25 лет 6 месяцев 15 дней.
Общий трудовой стаж Ким К. до ДД.ММ.ГГГГ для определения размера пенсии составил 24 года 1. месяц 6 дней (с учетом службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), в том числе 20 лет 3 месяца 1 день до ДД.ММ.ГГГГ, учитываемые при определении суммы валоризации (повышения) расчётного пенсионного капитала.
Решение о назначении пенсии по старости, в том числе по мотиву неправильного определения стажа или исчисления размера пенсии, Ким К. не обжаловалось.
ДД.ММ.ГГГГ, имея сомнения в правильности исчисления стажа для определения размера пенсии, Ким К. обратился в ОПФР по <адрес> с заявлением о перерасчете пенсии.
По итогам рассмотрения заявления ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принято решение № об отказе в перерасчете пенсии в соответствии с ч.2 ст. 18 Закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием оснований для перерасчета пенсии.
Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд находит оспариваемое Ким К. решение об отказе в перерасчете пенсии законным и обоснованным, и соглашается с доводами ответчика об отсутствии правовых оснований для перерасчета пенсии.
Как следует из материалов пенсионного дела и пояснений данных в судебном заседании представителем ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, действующая на основании доверенности ФИО4 на основании п. 3 ст. 17 Закона № 173-ФЗ, п. 5 ст. 17 Закона № 173-ФЗ за периоды трудовой деятельности истца после ДД.ММ.ГГГГ (дата назначения пенсии) были произведены корректировки и перерасчеты по страховым взносам, начисленным работодателями в Пенсионный фонд РФ: с ДД.ММ.ГГГГ из суммы - 20854,65 руб. (увеличение пенсии на 133,68 руб.); с ДД.ММ.ГГГГ из суммы - 24846,03 руб. (увеличение пенсии на 165,64 руб.); с ДД.ММ.ГГГГ из суммы - 4634,24 руб. (увеличение пенсии на 32,18 руб.). Также, на основании п. 3 ч. 2 ст. 18 Закона № 400-ФЗ были произведены перерасчёты размера страховой пенсии с учётом индивидуального пенсионного коэффициента исходя из начисленных работодателем страховых взносов за 2017 год - 0,722, за 2018 год - 1.933, за 2019 год - 1,912, за 2020 год - 1,543 и за 2021 год - 1.573.
Таким образом, анализируя вышеуказанные обстоятельства, принимая во внимание, что при установлении пенсии ответчиком учтены все документально подтвержденные периоды трудовой деятельности истца, подлежащие учету для определения расчетного размера трудовой пенсии, а также то, что истцом при обращении какие-либо дополнительные документы о стаже и заработной плате не представлены, страховые взносы, начисленные и уплаченные в Пенсионный фонд РФ учтены в полном объеме, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого решения ответчика незаконным равно как и для возложения на ответчика обязанности по производству перерасчета пенсии, выплате единовременной денежной выплаты накопительной части пенсии.
Доводы истца, входящие в противоречие с выводами суда, несостоятельны, поскольку основаны на неверной оценке имеющих правовой значение фактических обстоятельств и неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Поскольку в удовлетворении основных требований о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии и выплате накопительной части пенсии истцу отказано, в этой связи требования о взыскании судебных издержек по оплате услуг представителя в размере 54 000 рублей удовлетворению не подлежат.
Обстоятельства, на которые истец ссылается в обоснование своих требований о компенсации морального вреда, с учетом требований закона не доказывают факт причинения ему вреда, выразившегося в нарушении личных неимущественных прав в том понимании, как это трактуется законодателем, а оснований, предусмотренных для компенсации морального вреда, независимо от вины причинителя, предусмотренных статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации не представлено, то есть основания для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда в пользу Ким К. у суда отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд находит требования истца лишенными правовых оснований, а потому в удовлетворении иска Ким К. надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
отказать Ким Константину в удовлетворении иска к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости, выплатить единовременную денежную выплату накопительной части пенсии, взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей и судебных издержек по оплате юридических услуг в размере 54 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд <адрес>.
Председательствующий Юдкина Е.И.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Юдкина Е.И.