РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 сентября 2022 года город Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Косточкиной А.В.,
при секретаре Швецовой А.С.,
при участии:
истца ФИО2,
представителя истца ФИО8
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4058/2022 по иску ФИО2 к ООО «Управляющая компания «Жилищное управление» о возложении обязанности предоставить информацию, взыскании компенсации морального вреда, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с настоящим иском. В обоснование исковых требований с учетом их уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ указала, что является собственником жилого помещения по адресу: ... .... Многоквартирный дом находится в управлении ответчика. Ежегодно ответчик предоставляет собственникам отчет о выполнении договора управления за предыдущий год в соответствии с ч.11 ст.162 ЖК РФ. Согласно Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники вправе проверить объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ. Отчет управляющей организации – это единственный документ, из которого потребители могут получить полную, необходимую и достоверную информацию об оказанных услугах и выполненных работах за 2021 год. Право на такую информацию закреплено в Законе «О защите прав потребителей». В марте 2022 года она получила от ответчика отчет за 2021 год, в котором не обнаружила необходимой информации об объемах выполненных работ и оказанных услуг, а также о количестве потраченных на это денежных средств. 28.04.2022 она направила ответчику обращение о предоставлении необходимой информации. Из ответа управляющей организации следовало, что управляющая компания не обязана отчитываться перед собственниками за выполнение работ, которые были необходимы для обеспечения безопасного и комфортного проживания граждан в их многоквартирном доме. Считает отказ незаконным. Полагает, что ответчиком нарушены ее права потребителя и причинен моральный вред, размер которого оценивает в сумме 3000,00 рублей. Ссылаясь на указанные обстоятельства, окончательно сформулировав исковые требования, просит возложить на ответчика обязанность предоставить необходимую информацию, взыскать компенсацию морального вреда, штраф в соответствии с Закона о защите прав потребителей.
В судебном заседании истец ФИО2 и ее представитель ФИО7., действующая в порядке ч.6 ст.53 ГПК ПФ по устному заявлению истца, занесенному в протокол судебного заседания, исковые требования с учетом уточнений поддержали, на удовлетворении требований настаивали.
Представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы письменных возражений. После перерыва в судебное заседание не явилась.
Исходя из сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, размещении информации о рассмотрении гражданского дела, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на интернет-сайте Ангарского городского суда, суд не усматривает препятствий в рассмотрении дела по имеющейся явке.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истец ФИО2 является собственником жилого помещения по адресу: ..., ...
В соответствии с решением собственников помещений многоквартирного жилого дома, оформленного протоколом собрания №1/16 от 20.07.2016, между ООО «Управляющая компания «Жилищное управление» и собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: ..., ..., заключен договор управления многоквартирным домом №41 от 21.07.2016.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 28.04.2022 ФИО2 обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении информации за отчетный период 2021 года: о расходах, понесенных управляющей компанией за коммунальные ресурсы по содержанию общего имущества многоквартирного дома, отдельно по каждому виду ресурса (горячая вода, холодная вода, водоотведение, электрическая энергия); о видах оказанных услуг, выполненных работ по статье расходов «Подготовка МКД к сезонной эксплуатации (содержание инженерного оборудования и конструктивных элементов)» по каждому виду услуг и работ отдельно, об их фактической стоимости и объеме выполненной работы и оказанной услуги; об объеме выполненной работы по ремонту шиферной кровли многоквартирного дома монтажной пеной; об объеме выполненной работы по смене отопительных приборов в подъездах (с указанием номера подъезда); об объеме выполненной работы по замене светильников в подъездах многоквартирного дома, устройству освещения тамбуров (с указанием номера подъезда).
11.05.2022 в адрес ФИО2 направлен ответ, в котором содержалась отсылка на отчет, размещенный на сайте ГИС ЖКХ. Иной информации не представлено.
В силу ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.
Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Состав, сроки и периодичность размещения информации утвержден Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
В рамках контроля качества услуг и работ, а также расходования внесенных денежных средств, с документами об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, собственники могут ознакомиться путем обращения к управляющей компании с соответствующим заявлением в порядке части 2 статьи 165 ЖК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в системе должны размещаться: информация о перечне оказываемых услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, выполняемых работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, текущему и капитальному ремонту, об их объеме, о качестве и периодичности их предоставления или проведения и стоимости указанных услуг, работ с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ (пункт 21); информация о перечне, об объеме, о качестве и стоимости ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также коммунальных услуг, оказанных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на поставки таких ресурсов и оказание таких услуг (пункт 22); информация о приборах учета, используемых для определения объема (количества) ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также объема коммунальных услуг, предоставленных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, и об использовании показаний этих приборов при расчете стоимости таких услуг (пункт 23).
В соответствии с ч. 18 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 названного Федерального закона.
Согласно ст. 8 вышеуказанного Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ поставщики информации размещают в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом, в том числе с использованием имеющихся у них информационных систем, с соблюдением порядка, установленного в соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, доказательств того, что обязанность по размещению полной информации, указанной в ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ на официальном ресурсе - в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) ответчиком была выполнена, материалы дела не содержат.
Согласно п. 34 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (вместе с «Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами») установлены сроки предоставления по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме управляющей организацией информации подлежащей раскрытию из перечня.
Положениями п. 40 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен; проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы); требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования ФИО2, суд приходит к выводу, что запрашиваемые истцом сведения входят в число той информации, которая подлежит раскрытию управляющей организацией, ответчик не представил суду доказательства того, что вся запрашиваемая истцом информация размещена на сайте управляющей организации, а также что истцу была предоставлена возможность ознакомиться с запрашиваемыми документами непосредственно у ответчика, тогда как указанные сведения напрямую затрагивают права истца в части владения, пользования и распоряжения общедомовым имуществом.
Те документы, которые были представлены ответчиком в ходе рассмотрения дела, также не содержат корректной информации об объемах и видах работ, оказанных услугах.
В силу приведенных выше законоположений ответчик обязан предоставить потребителю истребуемую информацию, связанную с обслуживанием дома.
Вопреки доводам ответчика, объем информации, требуемой истцом, не выходит за пределы, установленные к обязательному раскрытию информации, и ознакомление с вышеуказанной информацией не является вмешательством истца в финансово-хозяйственную деятельность общества.
Не могут быть приняты во внимание и доводы ответчика о необоснованности требований истца о взыскании компенсации морального вреда, поскольку в силу ст. 8 Закона о защите прав потребителей, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Статьей 15 названного Закона установлено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Поскольку факт нарушения прав истца, как потребителя услуги по предоставлению информации нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения спора, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда.
Истец оценивает моральный вред в 3000,00 рублей.
Учитывая обстоятельства дела, степень физических и нравственных страданий истца, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в указанном размере.
Пунктом 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом с пользу потребителя.
Указанный штраф является мерой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований потребителя услуг, направленной на восстановление нарушенного права.
На основании указанной нормы с ответчика в пользу потребителя ФИО2 подлежит взысканию штраф в размере 1500,00 рублей = (3000,00 рублей *50%).
В соответствии со ст.103 ГПК РФ в доход соответствующего бюджета с ООО «Управляющая компания «Жилищное управление» подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 600,00 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к ООО «Управляющая компания «Жилищное управление» о возложении обязанности предоставить информацию, взыскании компенсации морального вреда, штрафа – удовлетворить.
Обязать ООО «Управляющая компания «Жилищное управление» (ИНН №, ОГРН №) предоставить ФИО2 (паспорт серия № № от 23.05.2006) письменную информацию о выполненных в 2021 году работах и оказанных услугах по многоквартирному дому №... ..., а именно:
о расходах, понесенных управляющей компанией за коммунальные ресурсы по содержанию общего имущества многоквартирного дома, отдельно по каждому виду ресурса (горячая вода, холодная вода, водоотведение, электрическая энергия);
о видах оказанных услуг, выполненных работ по статье расходов «Подготовка МКД к сезонной эксплуатации (содержание инженерного оборудования и конструктивных элементов)» по каждому виду услуг и работ отдельно, об их фактической стоимости и объеме выполненной работы и оказанной услуги;
об объеме выполненной работы по ремонту шиферной кровли многоквартирного дома монтажной пеной;
об объеме выполненной работы по смене отопительных приборов в подъездах (с указанием номера подъезда);
об объеме выполненной работы по замене светильников в подъездах многоквартирного дома, устройству освещения тамбуров (с указанием номера подъезда).
Взыскать с ООО «Управляющая компания «Жилищное управление» (ИНН №, ОГРН №) в пользу ФИО2 (паспорт серия № № от 23.05.2006) компенсацию морального вреда в сумме 3000,00 рублей, штраф в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» в размере 1500,00 рублей.
Взыскать с ООО «Управляющая компания «Жилищное управление» (ИНН № ОГРН №) в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 600,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированное решения суда.
Судья А.В. Косточкина
Мотивированное решение изготовлено судом 14.09.20220.
Резолютивная часть
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 сентября 2022 года город Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Косточкиной А.В.,
при секретаре Швецовой А.С.,
при участии:
истца ФИО2,
представителя истца ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4058/2022 по иску ФИО2 к ООО «Управляющая компания «Жилищное управление» о возложении обязанности предоставить информацию, взыскании компенсации морального вреда, штрафа,
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к ООО «Управляющая компания «Жилищное управление» о возложении обязанности предоставить информацию, взыскании компенсации морального вреда, штрафа – удовлетворить.
Обязать ООО «Управляющая компания «Жилищное управление» (ИНН №, ОГРН №) предоставить ФИО2 (паспорт серия № № от 23.05.2006) письменную информацию о выполненных в 2021 году работах и оказанных услугах по многоквартирному дому №... ..., а именно:
о расходах, понесенных управляющей компанией за коммунальные ресурсы по содержанию общего имущества многоквартирного дома, отдельно по каждому виду ресурса (горячая вода, холодная вода, водоотведение, электрическая энергия);
о видах оказанных услуг, выполненных работ по статье расходов «Подготовка МКД к сезонной эксплуатации (содержание инженерного оборудования и конструктивных элементов)» по каждому виду услуг и работ отдельно, об их фактической стоимости и объеме выполненной работы и оказанной услуги;
об объеме выполненной работы по ремонту шиферной кровли многоквартирного дома монтажной пеной;
об объеме выполненной работы по смене отопительных приборов в подъездах (с указанием номера подъезда);
об объеме выполненной работы по замене светильников в подъездах многоквартирного дома, устройству освещения тамбуров (с указанием номера подъезда).
Взыскать с ООО «Управляющая компания «Жилищное управление» (ИНН №, ОГРН №) в пользу ФИО2 (паспорт серия № № от 23.05.2006) компенсацию морального вреда в сумме 3000,00 рублей, штраф в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» в размере 1500,00 рублей.
Взыскать с ООО «Управляющая компания «Жилищное управление» (ИНН № ОГРН №) в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 600,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированное решения суда.
Судья А.В. Косточкина