Дело № 2а-2077/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Оренбург 12 сентября 2018 года
Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе: председательствующего судьи Бураченок Н.Ю.,
при секретаре Дараган О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по Промышленному району г.Оренбурга к Крылову АВ о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по Промышленному району г.Оренбурга обратилась в суд с административным иском к Крылову А.В. о взыскании транспортного налога указав, что согласно данным информационного ресурса системы электронного обмена данных местного уровня Крылов А.В. в 2014 году являлся собственником легкового автомобиля <данные изъяты>, 320 л.с. государственный регистрационный номер №, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения права собственности ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 14 Промышленного района г.Оренбурга, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 12 Промышленного района г.Оренбурга было вынесено определение об отмене судебного приказа, вынесенного по заявлению ИФНС России по Промышленному району г.Оренбурга о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки и пени за 2014 год с Крылова А.В.
Судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ № был отменен на основании заявления Крылова А.В., из которого следует, что налогоплательщик возражает против исполнения судебного приказа.
Поскольку налогоплательщик не уплатил обязательный платеж в установленный законодательством срок, ему в соответствии со ст.70 Кодекса было направлено требование об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ требование не исполнено.
По данным оперативного учета по состоянию за 2014 год за административным ответчиком имеется задолженность по уплате транспортного налога в сумме 48000 руб. и пени 2978 руб. 32 коп.
На основании вышеизложенного просит суд взыскать с административного ответчика обязательный платеж по уплате транспортного налога за 2014 год в сумме 48000 руб., и пени 2978 руб. 32 коп.
Кроме того, административный ответчик обратился в суд с ходатайством указав, что данное административное исковое заявление подано административным истцом с пропуском срока исковой давности инспекция должна была обратиться в суд с заявлением вынесении судебного приказа в срок до 25 июля 2016 года. Заявление о вынесении судебного приказа было подано мировому судье судебного участка № 12 Промышленного района г.Оренбурга 26 июля 2016 года, о чем свидетельствует входящий штамп судебного участка. То есть инспекцией срок пропущен всего на один день, что является незначительным. Пропуск срока на подачу заявления о вынесении судебного приказа в отношении Крылова А.В. обусловлен большими объемами подготовки заявлений на выдачу судебных приказов и их единовременная передача мировым судьям. На основании вышеизложенного просит суд признать причину пропуска срока уважительной и восстановить пропущенный срок на подачу заявления о вынесении судебного приказа.
Представитель административного истца ИФНС России по Промышленному району г.Оренбурга, административный ответчик Крылов А.В. в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены. Представитель административного истца, просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Исследовав материалы дела, суд находит требование налогового органа не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ч.1ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п.1 ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно, налоги и (или) сборы.
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (п.1 ст.38 НК РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
Согласно ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В силу ст.1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 года № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (утратил силу с 01 января 2015 года) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно ч.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст.362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Согласно п.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Статья 1 Закона Оренбургской области «О транспортном налоге» от 16.11.2002 года № 322/66-III-ОЗ предусматривает, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ, настоящим Законом и обязателен к уплате на территории Оренбургской области.
В силу ст. 8 указанного Закона уплата налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, производится не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Материалами дела установлено, что на имя Крылова А.В. было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплатить сумму транспортного налога за 2014 год в сумме 48000 руб. Налоговое уведомление направлено адресату заказным письмом с уведомлением, что усматривается из реестра заказных писем.
Таким образом, с учетом налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ Крылов А.В. обязан был уплатить транспортный налог в сумме 48000 руб. в срок до 01 октября 2015 года.
Данную обязанность административный ответчик не исполнил о чем свидетельствует также требованием № на имя Крылов А.В. о том, что за ним числится недоимка, задолженность по пеням, по уплате транспортного налога в сумме 48000 руб. и пени 2978 руб. 32 коп. В требовании установлен срок для его исполнения- ДД.ММ.ГГГГ.
Требования об уплате недоимки в установленный срок добровольно административным ответчиком не исполнены.
Согласно п.4 ст.57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (п.3 ст. 52 НК РФ).
В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (п.1 ст.48 НК РФ).
По общему правилу, в силу п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Материалами дела установлено, что к мировому судье ИФНС России по Промышленному району г.Оренбурга о взыскании с Крылова А.В. транспортного налога и пени обратилась 26 июля 2016 года, о чем свидетельствует оттиск штампа о принятии, то есть с пропуском срока на один день.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. ИФНС России по Промышленному району г.Оренбурга заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Проанализировав вышеизложенные фактические обстоятельства по отдельности и в их совокупности, суд считает, что пропуск налоговой инспекцией шестимесячного срока, установленного п.2 ст. 48 НК РФ, первоначально при обращении с заявлением о вынесении судебного приказа объективно имел место, но этот срок, с учетом его незначительности (1 день) в данном случае, подлежит восстановлению.
Также следует принять во внимание и умышленное неисполнение Крыловым А.В. налоговых обязательств, поскольку последний извещен о начислении в отношении его имущества налоговых платежей, кроме того, судебный приказ был отменен по его заявлению. Такое поведение свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика, о его уклонении от конституционной обязанности, что ставит его в неравное и необоснованное положение в сравнении с другими (добросовестными) налогоплательщиками.
При таких обстоятельствах, учитывая очевидную незначительность пропущенного срока суд, исходя из конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, приходит к выводу о необходимости восстановить пропущенный срок на обращение с заявлением о выдаче судебного приказа.
Однако, нельзя оставить без внимания и не указать на то, что в деятельности налоговой инспекции должно быть преобладающим абсолютное и неукоснительное соблюдение установленных сроков, восстановление которых не может быть исключено, но только в крайне редких ситуациях и с учетом совокупности всех обстоятельств дела.
Согласно п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, начало течения срока определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 14 Промышленного района г.Оренбурга, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 12 Промышленного района г.Оренбурга вынесен судебный приказ о взыскании с Крылова АВ. суммы транспортного налога 48000 руб. и пени 2978 руб. 32 коп.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 14 Промышленного района г.Оренбурга, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 12 Промышленного района г.Оренбурга по заявлению административного ответчика вышеуказанный судебный приказ отменен.
С настоящим административным исковым заявлением ИФНС России по Промышленному району г.Оренбурга обратилась в суд 24 июля 2018 года, то есть в установленный законом срок после отмены судебного приказа.
Пунктом 1 статьи 72 НК РФ установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога).
Согласно п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В п.3 этой же статьи указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5 ст.75 НК РФ).
Таким образом, при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней надлежит учитывать положения п. 5 ст.75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пеня не является мерой ответственности, а относится к одному из способов уплаты налога и, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.12.1996 года № 20-П, представляет собой компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
С учетом положений вышеуказанных норм, судебная коллегия приходит к выводу, что обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
Учитывая изложенное, суд считает, что заявленные налоговым органом требования о взыскании с административного ответчика недоимки и пени по транспортному налогу за 2014 год в размере 48000 руб. и 2978 руб. 32 коп. соответственно подлежат удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Восстановить ИФНС России по Промышленному району г.Оренбурга срок на подачу заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с Крылова АВ задолженности по транспортному налогу за 2014 год.
Административное исковое заявление ИФНС России по Промышленному району г.Оренбурга к Крылову АВ о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу удовлетворить.
Взыскать с Крылова АВ сумму транспортного налога за 2014 год в размере 48 000 (сорок восемь тысяч) руб., а также пени 2978 (две тысячи девятьсот семьдесят восемь) руб. 32 коп., которые перечислить по реквизитам: счет: 40101810200000010010 в ГРКЦ ГУ Банка России Оренбургской области г.Оренбурга, БИК 045354001, получатель: Управление Федерального казначейства по Оренбургской области (ИФНС по Промышленному району г.Оренбурга), ИНН 5611003692, КПП 561001001, БИК 045354001, ОКТМО 53701000. КБК транспортный налог 182 1 06 04012 02 1000 110, пени по транспортному налогу 182 1 06 04012 02 2100 110.
Взыскать с Крылова АВ в доход государства в лице ИФНС России по Промышленному району г.Оренбурга государственную пошлину в размере 400 (четыреста) руб., которую перечислить по реквизитам: счет: 40101810200000010010 в ГРКЦ ГУ Банка России Оренбургской области г.Оренбурга, БИК 045354001, получатель: Управление Федерального казначейства по Оренбургской области (ИФНС по Промышленному району г.Оренбурга), ИНН 5611003692, КПП 561001001, БИК 045354001, ОКТМО 53701000.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья Бураченок Н.Ю.
В окончательной форме решение составлено 19 сентября 2018 года.
Судья Бураченок Н.Ю.