Судья Р.Г. Шакиров Дело №5-323/2021
Дело №7-1570/2021
СЂ Рµ С€ Рµ РЅ Рё Рµ
26 мая 2021 года город Казань
РЎСѓРґСЊСЏ Верховного РЎСѓРґР° Республики Татарстан Р.Рќ. Сабитов, РїСЂРё ведении протокола судебного заседания помощником СЃСѓРґСЊРё РЎ.Р®. Пупковым, рассмотрев РІ открытом судебном заседании жалобу Газинура Газимзяновича Галимзянова РЅР° постановление СЃСѓРґСЊРё Балтасинского районного СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 15 марта 2021 РіРѕРґР° РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
постановлением судьи Балтасинского районного суда Республики Татарстан от 15 марта 2021 года, Г.Г. Галимзянов (далее по тексту – заявитель) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и подвергнут административной ответственности в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, заявитель просит постановление отменить, производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
Г.Г. Галимзянов извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, что подтверждается отчетом об извещении с помощью СМС-сообщения, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не известил.
При таком положении, с учетом правовой позиции, выраженной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года, утвержденной Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2008 года, дело рассмотрено в отсутствие заявителя.
Проверка материалов дела, изучение доводов жалобы позволяют прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
На обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду направлен Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту – Федеральный закон № 52-ФЗ).
В силу статей 2, 10 названного Закона, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения помимо прочего обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715, в перечень социально значимых заболеваний включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV) (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) В 34.2).
Статьей 31 Федерального закона № 52-ФЗ закреплено, что в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний ограничительные мероприятия (карантин) вводятся на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.
Пунктом 1.5 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года №7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" (зарегистрировано в Минюсте России 18.03.2020 № 57771) постановлено: высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) принять меры по введению режима повышенной готовности.
19 марта 2020 Кабинетом Министров Республики Татарстан принято Постановление № 208 "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции на территории Республики Татарстан" (далее по тексту - Постановление Кабмина РТ № 208).
В силу пункта 4 Постановления Кабмина РТ № 208 (в редакции действовавшей в момент выявления правонарушения), запрещен до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки с 12 мая 2020 года вход и нахождение граждан в объектах розничной торговли, оказания услуг, культовых помещениях, зданиях и сооружениях, на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения, в транспортных средствах при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, включая такси, а также в иных местах, установленных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года № 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом", без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы).
РР· материалов дела усматривается, что Р“.Р“. Галимзянову вменено РІ РІРёРЅСѓ совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 РљРѕРђРџ Р Р¤, РїСЂРё следующих обстоятельствах.
1 февраля 2021 года в 09 часов 52 минуты сотрудниками полиции выявлен гражданин Г.Г. Галимзянов, который в период повышенной готовности, введенной в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, в нарушение Постановления Кабмина РТ №208, находился в объекте розничной торговли – магазине «Магнит», расположенном по адресу: Республика Татарстан, Балтасинский район, поселок Балтаси, улица Ленина, дом №60, без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания, чем нарушил правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Принимая оспариваемое постановление, судья районного суда исходил из доказанности нарушения Г.Г. Галимзяновым требований санитарных норм и правил, административная ответственность за нарушение которых предусмотрена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
С выводами судьи следует согласиться.
Р’ силу статей 26.1, 26.2 РљРѕРђРџ Р Р¤, РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении РїРѕРјРёРјРѕ прочего выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица РІ совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Рти обстоятельства СЃСѓРґСЊСЏ, осуществляющие производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, устанавливает РЅР° основании всестороннего, полного Рё объективного исследования всех обстоятельств дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ и виновность Г.Г. Галимзянова в его совершении, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении, в котором отражено существо правонарушения; рапортом сотрудника полиции и другими доказательствами, оцененными судьей районного суда по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на предмет их допустимости, достаточности и достоверности.
При рассмотрении дела судья, установив фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, на основе полного, всестороннего исследования представленных в дело доказательств, обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) Г.Г. Галимзянова объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ, положения статьи 51 Конституции Российской Федерации, процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, заявителю были разъяснены, что подтверждается подписью в соответствующей графе протокола. Действия заявителя правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено Г.Г. Галимзянову с учетом требований, установленных статьями 4.1, 3.1, 5 КоАП РФ.
При определении вида и размера административной ответственности, судьей учтены характер правонарушения, обстоятельства его совершения, личность виновного. Назначение Г.Г. Галимзянову наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, отвечает целям административной ответственности.
Довод жалобы Рѕ том, что согласно Правилам поведения, утвержденным Постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 02 апреля 2020 РіРѕРґР° в„– 417 (далее РїРѕ тексту – Правила в„– 417) РїСЂРё введении режима повышенной готовности, граждане обеспечиваются средствами индивидуальной защиты (далее РїРѕ тексту - РЎРР—) Р·Р° счет органов государственной власти, Р° РЅРµ Р·Р° РёС… личный счет, нельзя признать состоятельным РїРѕ следующим основаниям.
В целях предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижения размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций, ликвидации чрезвычайных ситуаций 21 декабря 1994 года издан Федеральный закон №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту – Федеральный закон №68-ФЗ), в котором определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Для достижения указанных целей законодатель предоставил Правительству Российской Федерации право устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. "а.2" пункта "а" статьи 10). Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417 (далее по тексту – Правила № 417).
Согласно подп. "б" пункта 3, подп. "в", "г" пункта 4 Правил №417, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона №68-ФЗ, предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года утвержден Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, в котором, в числе прочего, разъяснено, что из анализа норм подпункта "а.2" пункта "а" статьи 10, подпункта "б" пункта 6 статьи 4.1, пунктов "а", "у", "ф" части 1 статьи 11, статьи 19 Федерального закона №68-ФЗ и Правил № 417, в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по статье 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Применительно к рассматриваемым обстоятельствам, такие правила утверждены Постановлением Кабмина РТ № 208.
Статья 19 Федерального закона № 68-ФЗ связывает граждан Российской Федерации обязанностью соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Рзложенное означает, что постановление Кабмина Р Рў в„–208 РЅРµ РЅРѕСЃРёС‚ произвольный характер, развивает РїРѕРґС…РѕРґС‹, реализованные РІ Федеральном законе в„–68-ФЗ, Рё соответственно направлено РЅР° предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, Р° потому отвечает как публичным, так Рё частным интересам Рё РЅРµ противоречит гарантиям, провозглашенным Конституцией Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона №52-ФЗ во взаимосвязи со статьей 3, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, состоящего из вышеназванного Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними других нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, за счет собственных средств.
РўРѕ есть, соблюдение гражданами, проживающими Рё(или) пребывающими РЅР° территории Республики Татарстан РІ частности, требований пункта 4 Постановления Кабмина Р Рў в„–208, РЅРµ ставиться РІ зависимость РѕС‚ факта предоставления таким гражданам РЎРР— органами исполнительной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления либо администрациями объектов розничной торговли.
В обоснование заявленных требований, в представленной жалобе Г.Г. Галимзянов дополнительно сослался на то, что «обычные» (медицинские) маски не относятся к средствам индивидуальной защиты органов дыхания, в связи с чем, требование ношение гражданами масок является незаконным.
При оценке доводов в этой части необходимо руководствоваться следующим.
30 января 2020 года решением Всемирной организации здравоохранения (далее по тексту – ВОЗ), эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой коронавирусной инфекции, присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, а 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.
Вопреки утверждениям заявителя, согласно Временному руководству по рациональному использованию средств индивидуальной защиты от коронавирусной болезни (COVID-19), в качестве таких средств ВОЗ рекомендованы в том числе, перчатки, медицинские маски, респираторы.
Таким образом, утверждения Р“.Р“. Галимзянова Рѕ том, что медицинские Рё иные маски РЅРµ относятся Рє РЎРР—, соответственно, закрепленная Постановлением Кабмина Р Рў в„–208 обязанность ношения гражданами масок РїСЂРё посещении объектов розничной торговли влечет нарушение его прав, нельзя признать состоятельными.
Сведений о том, что ношение Г.Г. Галимзяновым маски причиняет вред его здоровью и по медицинским показаниям последнему противопоказано ношение маски, материалы дела не содержат. Не добыты такие доказательства и в ходе судебного заседания на настоящей стадии производства.
При таком положении обоснованность привлечения заявителя к административной ответственности по части й статьи 20.6.1 КоАП РФ не вызывает сомнений.
Нормы материального права применены и истолкованы судьей правильно, нарушений процессуальных норм, предусмотренных КоАП РФ в ходе производства по делу не допущено. Оспариваемое постановление является законным, обоснованным, оснований для его отмены либо изменения, в том числе по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
постановление судьи Балтасинского районного суда Республики Татарстан от 15 марта 2021 года, вынесенное в отношении Газинура Газимзяновича Галимзянова по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Газинура Газимзяновича Галимзянова - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим дело в суд, либо опротестовано прокурором в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
РЎСѓРґСЊСЏ Р.Рќ. Сабитов