Дело № 21-507/2024
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Хабаровск | 05 июля 2024 года |
Судья Хабаровского краевого суда Савватеева А.А., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Зенит-Дальний Восток» Кукало А.В. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора от 27 марта 2024 года и решение судьи Кировского районного суда г.Хабаровска от 14 мая 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Зенит-Дальний Восток» Кукало А.В,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора от 22 ноября 2023 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Зенит-Дальний Восток» (далее по тексту ООО «Зенит-Дальний Восток») Кукало А.В.
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора от 27 марта 2024 года генеральный директор ООО «Зенит-Дальний Восток» Кукало А.В. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Кировского районного суда г.Хабаровска от 14 мая 2024 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Кукало А.В. обратился в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить.
Кукало А.В., защитники Ким Е.А., Гладышев Л.В., извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, в суд не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем возможно рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы жалобы, возражений на жалобу, выслушав старшего помощника прокурора Тетерину А.С., исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ч.3.1 настоящей статьи и ст.8.2.3 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст.24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с ч.10 ст.24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 24 октября 2023 года на основании решения Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора № 107 от 25 сентября 2023 года с целью проверки соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о противодействии коррупции уполномоченным помощником Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры проведена проверка в отношении ООО «Зенит-Дальний Восток».
В ходе проверки установлено, что министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края с ООО «Зенит-Дальний Восток» 26 декабря 2022 года заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края в Зоне деятельности № 3 (далее по тексту – Соглашение).
В соответствии с приложением № 4 к соглашению, зоной деятельности регионального оператора является зона деятельности № 3 согласно территориальной схеме: Хабаровский муниципальный район в границах Хабаровского муниципального района, установленных Законом Хабаровского края от 30 июня 2004 года «О наделении муниципальных образований районов статусом муниципального района и об установлении их границ» и законом Хабаровского края от 28 июля 2004 года № 208 «О наделении поселковых, сельских, муниципальных образований статусом городского, сельского поселения и об установлении их границ».
Направления транспортирования отходов в пределах зоны деятельности Регионального оператора, схема потоков отходов приведены в Приложении 10 Территориальной схемы обращения с отходами Хабаровского края, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 года № 477-пр.
Так, для нужд отдаленных поселений Хабаровского муниципального района: Побединское, Куканское, Наумовское, Улика-Национальное, а также «село Новокуровка» в качестве мест накопления (перегрузки) отходов определены: земельный участок с кадастровым номером № в Куканском сельском поселении, земельный участок с кадастровым номером № в Наумовском сельском поселении, земельный участок с кадастровым номером № в с. Новокуровка, земельный участок с кадастровым номером № в Улика-Национальном сельском поселении (приложение 10(4)).
Для с.Петропавловка определен объект обработки твердых коммунальных отходов ООО «ИНА-ДВ», объекты обработки, указанные в Приложении № 11 к Территориальной схеме, комплекс по обезвреживанию отходов близ с.Ильинка Хабаровского района, Хабаровского края, а также полигон твердых бытовых отходов г. Хабаровска, Хабаровского края, муниципального района имени Лазо (приложение 10(2)).
В ходе проверки установлено, что региональный оператор ООО «Зенит-Дальний Восток» в нарушение ч.1 и ч.10 ст.24.6 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.1.3 Соглашения на территории сельских поселений: Побединское, Куканское, Наумовское, Улика-Национальное, а также «село Новокуровка», «село Петропавловка» не осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом указанные сельские поселения входят в зону деятельности регионального оператора ООО «Зенит-Дальний Восток».
Согласно протоколу № 1 общего собрания учредителей ООО «Зенит - Дальний Восток» генеральным директором ООО «Зенит - Дальний Восток» является Кукало А.В.
Как следует из п.10.3 Устава ООО «Зенит-Дальний Восток» к компетенции генерального директора относятся все вопросы текущей деятельности Общества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Общего собрания участников Общества.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении генерального директора ООО «Зенит-Дальний Восток» Кукало А.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, и привлечения его к ответственности.
Фактические обстоятельства дела и вина Кукало А.В. в совершении инкриминируемого административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 22 ноября 2023 года; копией решения о проведении проверки от 25 сентября 2023 года; соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края в зоне деятельности № 3 от 26 декабря 2022 года с приложением и внесенными изменениями; представлением об устранении нарушений законодательства от 24 октября 2023 года № 2-16-2023; письмом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 12 октября 2023 года; письмом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 10 июля 2023 года; письмом Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 25 октября 2023 года; уставом ООО «Зенит-Дальний Восток»; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Зенит-Дальний Восток»; протоколом общего собрания учредителей ООО «Зенит-Дальний Восток» № 1 от 11 декабря 2022 года и иными доказательствами, получивших оценку в соответствии с правилами ст.26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ.
Часть 1 статьи 2.4 КоАП РФ устанавливает, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с частями 7 - 10 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей (пункт 7). Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами (пункт 8). Если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться (пункт 9). Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность (п.10).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 27 июля 2017 г. N 291-пр утверждены Правила осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края.
Согласно пунктам 2.1, 3 указанных Правил, основной целью Регионального оператора является осуществление деятельности в сфере обращения с ТКО в зоне деятельности Регионального оператора в соответствии с Территориальной схемой, Подпрограммой, региональной программой и на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор заключает договоры с потребителями на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с Территориальной схемой; договоры с операторами по обращению с ТКО на оказание услуг по транспортированию ТКО.
Утвержденной Постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 г. № 477-пр территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Хабаровском крае, для нужд отдаленных поселений Хабаровского муниципального района: Побединское, Куканское, Наумовское, Улика-Национальное, а также «село Новокуровка» в качестве мест накопления (перегрузки) отходов определены земельные участки: в Куканском сельском поселении земельный участок с кадастровым номером №, в Наумовском сельском поселении земельный участок с кадастровым номером №, в с.Новокуровка земельный участок с кадастровым номером №, в Улика-Национальном сельском поселении земельный участок с кадастровым номером № Для с.Петропавловка определен объект обработки твердых коммунальных отходов ООО «ИНА-ДВ», объекты обработки, указанные в Приложении № 11 к Территориальной схеме, комплекс по обезвреживанию отходов близ с.Ильинка Хабаровского района, Хабаровского края, а также полигон твердых бытовых отходов г. Хабаровска, Хабаровского края, муниципального района имени Лазо.
Согласно пункту 1.1 Соглашения, региональный оператор ООО «Зени-Дальний Восток» обязуется обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Хабаровского края в Зоне деятельности № 3 в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, иных правовых актов Российской Федерации и Хабаровского края программой в области с обращения с отходами, региональной программой «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края» и Территориальной схемой обращения с отходами Хабаровского края, утвержденной Постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 г. № 477-пр.
Пунктом 1.2 Соглашения установлено, что региональный оператор осуществляет деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 28 июня 2023 года установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую Обществом, в том числе для сельских поселений Побединское, Куканское, Наумовское, Улика-Национальное, «село Новокуровка», «село Петропавловка».
При таких данных доводы жалобы заявителя об отсутствии нарушений в деятельности регионального оператора являются необоснованными.
В силу п. 3.12 Соглашения, Общество приняло на себя обязательство оказывать услугу по обращению с отходами на всей территории зоны деятельности регионального оператора, в том числе, в случае если до даты начала обращения с отходами, не заключили договоры на оказание услуг по обращению с отходами производства и потребления.
Таким образом, ссылка в жалобе на отсутствие со стороны администрации вышеуказанных муниципальных образований заявок на заключение договоров не снимает с Общества обязанности оказания услуг по обращению с отходами на всей территории зоны деятельности регионального оператора, в том числе и в сельских поселениях Побединское, Куканское, Наумовское, Улика-Национальное, «село Новокуровка», «село Петропавловка».
В целом доводы автора жалобы сводятся к несогласию с вынесенными постановлением и решением, не опровергают наличие в действиях должностного лица Кукало А.В. объективной стороны состава вмененного административного правонарушения, не содержат правовых аргументов, свидетельствующих о незаконности вынесенных постановления и судебного решения, в связи с чем не могут являться основанием для их отмены.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и жалобу на постановление, не допущено.
Административное наказание назначено должностному лицу Кукало А.В. в соответствии с санкцией ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения постановления и судебного решения не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора от 27 марта 2024 года и решение судьи Кировского районного суда г.Хабаровска от 14 мая 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Зенит-Дальний Восток» Кукало А.В, оставить без изменения, жалобу Кукало А.В. – без удовлетворения.
Судья
Хабаровского краевого суда