УИД 19RS0004-01-2021-001526-55 Дело № 2а-934/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 декабря 2021 года с. Аскиз Аскизского района РХ
Аскизский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Тришканевой И.С.,
при секретаре Малыхиной Ю.Ю.,
с участием:
представителя административного истца – ОМВД России по Аскизскому району Тортомашева А.И.,
старшего помощника прокурора Аскизского района Республики Хакасия Сунчугашева А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Отдела Министерства внутренних дел России по Аскизскому району к Захарову В.П. о дополнении ранее установленных административных ограничений,
У С Т А Н О В И Л:
Отдел Министерства внутренних дел России по Аскизскому району (далее - ОМВД России по Аскизскому району) обратился в суд с административным исковым заявлением о дополнении ранее установленных административных ограничений в отношении Захарова В.П. Требования мотивированы тем, что Захаров В.П. осужден <дата> приговором <адрес> городского суда <адрес> по ч. № ст. № УК РФ к № годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии <данные изъяты> режима. <дата> Захаров В.П. освобожден из ФКУ ОИК№ УФСИН России по <адрес> по отбытии срока. Решением Аскизского районного суда Республики Хакасия от <дата> в отношении Захарова В.П. установлен административный надзор сроком на № года и установлены административные ограничения в виде <данные изъяты>. По утверждению административного истца, находясь под административным надзором, Захаров В.П. на путь исправления не встал, в течение года № раза привлекался к административной ответственности за совершение правонарушений против порядка управления, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность тремя постановлениями от <дата> по ч. № ст. № КоАП РФ и постановлением от <дата> по ч. № ст. № КоАП РФ. С учетом изложенного, утверждая, что Захаров В.П., будучи лицом, освобожденным из мест лишения свободы, имеющим непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления, в течение года № раза привлекался к административной ответственности за совершение правонарушений против порядка управления, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, руководствуясь ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», просил дополнить Захарову В.П., <дата> года рождения, ранее установленные административные ограничения, обязав <данные изъяты>
В судебном заседании представитель административного истца ОМВД России по Аскизскому району Тортомашев А.И., действующий на основании доверенности от <дата>, заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Участвовавший в судебном заседании старший помощник прокурора Аскизского района Республики Хакасия Сунчугашев А.Р., указав на установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства привлечения Захарова В.П. к административной ответственности по части № статьи №, ч. ст. № КоАП РФ, полагал требования административного истца подлежащими удовлетворению в части дополнения Захарову В.П. ранее установленных административных ограничений путем увеличения количества явок в орган внутренних дел по месту жительства до двух раз с учетом данных им мировому судье объяснений о неявках на регистрацию в связи с отсутствием денежных средств, а также запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток в период с 22.00 часов до 06.00 часов, запрещения пребывания в барах, ресторанах, питейных заведениях, клубах, кафе. В удовлетворении остальной части административного иска просил отказать.
Административный ответчик Захаров В.П., просивший о рассмотрении административного дела в его отсутствие, уведомил суд о том, что он признает требования, изложенные в административном исковом заявлении, в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте его проведения.
С учетом мнения представителя административного истца, прокурора, руководствуясь положениями части 4 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), а также разъяснениями, содержащимися в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика.
Заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, исследовав материалы дела, оценив собранные по административному делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).
Для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон об административном надзоре, Закон) в отношении указанных лиц судом устанавливаются временные ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности (далее - административное ограничение) (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
В соответствии со ст. 2 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Часть 1 статьи 4 Закона об административном надзоре содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
Согласно имеющемуся в материалах административного дела вступившему в законную силу <дата> приговору <адрес> городского суда <адрес> Захаров В.П. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. № ст. № УК РФ, и подвергнут наказанию в виде лишения свободы сроком на № лет, с отбыванием наказания в исправительной колонии <данные изъяты> режима, с исчислением срока наказания с <дата>.
Из содержания справки серии №, выданной <дата> ОИК№ УФСИН по <адрес>, следует, что Захаров В.П. отбывал назначенное приговором <адрес> городского суда <адрес> от <дата> наказание в виде лишения свободы в период с <дата> о <дата>, откуда освобожден по отбытии срока.
Решением Аскизского районного суда Республики Хакасия от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, в отношении Захарова В.П. установлен административный надзор сроком на три года, с исчислением срока административного надзора со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора. Захарову В.П. установлены административные ограничения в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения выезда за пределы МО <адрес> Республики Хакасия без разрешения органа внутренних дел.
<дата> Захаров В.П. поставлен на профилактический учет в ОМВД России по Аскизскому району, в отношении него заведено дело административного надзора, разъяснены права и обязанности поднадзорного лица, определенные статьями 10-12 Закона об административном надзоре Захаров В.П. также предупрежден об административной ответственности по ст. № КоАП РФ за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре, об уголовной ответственности по ст. № УК РФ за уклонение от административного надзора, с отобранием соответствующей подписки.
Материалами административного дела подтверждается, что постановлением мирового судьи судебного участка № № Аскизского района Республики Хакасия от <дата> по делу №, вступившим в законную силу <дата>, Захаров В.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. № ст. № КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного ареста сроком на пять суток за то, что <дата> с № часов № минут до № часов № минут Захаров В.П., проживающий по адресу: <адрес>, не явился на регистрацию в ОМВД по месту жительства.
Кроме того, постановлением мирового судьи судебного участка № № Аскизского района Республики Хакасия от <дата> по делу №, вступившим в законную силу <дата>, Захаров В.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. № ст. № КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного ареста сроком на пять суток за то, что <дата> с № часов № минут до № часов № минут Захаров В.П., проживающий по адресу: <адрес>, не явился на регистрацию в ОМВД по месту жительства.
Далее, постановлением мирового судьи судебного участка № № Аскизского района Республики Хакасия от <дата> по делу №, вступившим в законную силу <дата>, Захаров В.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. № ст. № КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного ареста сроком на пять суток за то, что <дата> с № часов № минут до № часов № минут Захаров В.П., проживающий по адресу: <адрес>, не явился на регистрацию в ОМВД по месту жительства.
В ходе рассмотрения указанных дел об административных правонарушениях Захаров В.П. указывал, что неявки для регистрации в орган внутренних дел по месту его жительства имели место в связи с отсутствием у него денежных средств.
Совершенные Захаровым В.П. административные правонарушения, предусмотренные ч. № ст. № КоАП РФ, влекут административную ответственность за несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, и относятся к числу административных правонарушений против порядка управления.
Помимо этого постановлением судьи Аскизского районного суда Республики Хакасия от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, Захаров В.П. был привлечен к административной ответственности по ч. № ст. № КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения за то, что <дата> в № часов № минуты Захаров В.П. находился в общественном месте – магазине «ФИО9», расположенном по адресу: <адрес>, без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски медицинской, гигиенической), респиратора).
Административное правонарушение, совершенное Захаровым В.П. и квалифицированное по ч. № ст. № КоАП РФ, влечет административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью № статьи № настоящего Кодекса, и относится к числу административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
Данными адресной справки УВМ МВД по РХ и паспорта гражданина Российской Федерации № подтверждается, что Захаров В.П. зарегистрированным по месту жительства либо пребывания на территории Республики Хакасия не значится.
Имеющейся в материалах административного дела справкой-характеристикой подтверждается, что Захаров В.П. фактически проживает по адресу: <адрес>, состоит под административным надзором, с момента постановки на профилактический учет неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушение установленных судом ограничений, по месту жительства характеризуется удовлетворительно.
Частью 3 статьи 4 Закона об административном надзоре предусмотрено, что суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
По смыслу разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений (часть 8 статьи 272, часть 3 статьи 273 КАС РФ). Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п. (пункт 22). Суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также на основании заявления органа внутренних дел дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения (части 1 и 3 статьи 4 Закона).
Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений (например, увеличение количества мест, запрещенных для посещения поднадзорному лицу) (пункт 28).
Исходя из системного толкования совокупности приведенных норм и разъяснений в их взаимосвязи, учитывая, что административный ответчик совершил тяжкое преступление в состоянии алкогольного опьянения, принимая во внимание характеристику личности Захарова В.П., его поведение после освобождения из мест лишения свободы, неоднократное привлечение в период действия административного надзора к административной ответственности за совершение административных правонарушений против порядка управления, против общественного порядка и общественной безопасности, учитывая, что срок погашения судимости Захарова В.П. истекает <дата>, суд считает необходимым дополнить ранее установленные Захарову В.П. административные ограничения административными ограничениями в виде запрещения посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо местом пребывания поднадзорного лица, в ночное время в период с № часов № минут до № часов № минут.
Кроме того, полагает суд правомерными и требования административного истца об увеличении количества обязательных явок в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Решением Аскизского районного суда Республики Хакасия от <дата> в отношении Захарова В.П. установлено ограничение в виде обязательной явки № раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При таких обстоятельствах в целях реализации приведенных императивных требований и исключения неопределенности в исполнении судебного акта по настоящему делу в будущем, суд полагает возможным дополнить установленное вышеуказанным решением Аскизского районного суда Республики Хакасия от <дата> ограничение в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации № раз в месяц, увеличив общее количество явок до № раз в месяц, что по существу является конкретизацией ранее установленного административного ограничения, допустимой с точки зрения разъяснений пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
При этом суд не усматривает оснований для увеличения Захарову В.П. количества явок в орган внутренних дел до №, равно как и для назначения Захарову В.П. такого административного ограничения, как запрещение посещения мест проведения массовых мероприятий и участие в указанных мероприятиях, поскольку обоснования установления данных административных ограничений и доказательств необходимости их установления суду не представлено.
По мнению суда, установление такого объема административных ограничений в отношении Захарова В.П. в наибольшей степени соотносится с регламентирующими указанные правоотношения нормами материального права и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится с учетом личности Захарова В.П. и обстоятельств совершенного им преступления.
Обобщая изложенное, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление ОМВД России по <адрес> к Захарову В.П. о дополнении ранее установленных административных ограничений подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 174-180, 273 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Отдела Министерства внутренних дел России по <адрес> удовлетворить.
Дополнить Захарову В.П., родившемуся <дата> в <адрес>, административные ограничения, установленные решением Аскизского районного суда Республики Хакасия от <дата>:
- <данные изъяты>
- <данные изъяты>;
- <данные изъяты>
На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия через Аскизский районный суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня принятия решения суда.
Председательствующий (подпись) И.С. Тришканева