Решение по делу № 2-3401/2016 от 30.05.2016

Дело № 2-3401/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Емельяново                             «28» октября 2016 года

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего – судья Лукашенок Е.А.,

при секретаре Беловой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Крес ФИО5 к администрации Еловского сельсовета Емельяновского района Красноярского края об оспаривании решения об отказе в предоставлении земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Крес А.С. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Еловского сельсовета <адрес> о признании права собственности на земельный участок с государственным кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>. Свои требования мотивировала тем, что на основании Решения Емельяновского районного суда по делу на орган местного самоуправления была возложена обязанность утвердить для многодетной семьи схему расположения земельного участка. В рамках исполнения решения суда администрация Емельяновского района Красноярского края Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ исполнило возложенные решением суда обязанности и утвердило схему КПТ. На основании данной схемы земельный участок был образован как объект права, осуществлен государственный кадастровый учет, вследствие чего, земельному участку был присвоен государственный кадастровый , <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. Для дальнейшего оформления прав на данный земельный участок, Крес А.С. обратилась ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Еловского сельсовета Емельяновского района с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность бесплатно многодетной семье, но получила отказ, который прокуратурой Емельяновского района Красноярского края в надзорном производстве ж от ДД.ММ.ГГГГ был признан незаконным по основаниям того, что права третьих лиц, на сформированный мною земельный участок, не зарегистрированы, следовательно, в виду их отсутствия не могут быть нарушены.

Крес А.С. в судебное заседание не явилась, направила в суд представителя по доверенности Шульгину Е.С., которые заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснила, что в удовлетворении ходатайства о проведении землеустроительной экспертизе необходимо отказать, так как органом местного самоуправления не представлено допустимых доказательств нарушения именно их прав, либо возложения на них дополнительной обязанности заявленными требованиями. Кроме этого, администрация Еловского сельсовета не является собственником данного земельного участка, а является в силу п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) лишь распорядителем земельных участков согласно представленных полномочий. Ранее аналогичный орган местного самоуправления в лице МКУ «Управзем», как распорядитель земельных участков, уже участвовал в судебном процессе, и не смог доказать невозможности образования земельного участка в испрашиваемом месте, решение суда было вынесено в пользу Крес А.С.

Администрация Еловского сельсовета Емельяновского района Красноярского края в судебное заседание не явилась, была уведомлена надлежащим образом, представила возражения относительно заявленных требований и ходатайство о проведении землеустроительной экспертизы.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

По смыслу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации и положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" субъекты Российской Федерации, орган местного самоуправления осуществляет управлении и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и по существу реализует полномочия собственника по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В силу положений части 1 статьи 3 и части 1 статьи 4 ГПК РФ обязательным условием реализации права на судебную защиту является указание в заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца. Следовательно, отсутствие со стороны администрации Еловского сельсовета Емельяновского района допустимых доказательств нарушения их прав, не позволяет суду сделать вывод о наличии нарушения либо угрозы нарушения прав, свобод или законных интересов данного лица, в силу чего орган местного самоуправления не наделен правами выступать в защиту третьих лиц либо неопределенного круга лиц.

Порядок предоставления земельных участков многодетным гражданам урегулирован главой 3.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 7-2542 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О регулировании земельных отношений в <адрес>".

Судом установлено, что земельный участок с <данные изъяты>, <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. был образован в соответствии с утвержденной Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, что не противоречит требованиям ст. 29.4 Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N 7-2542 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае".

Принимая во внимание, что в нарушение требований статей 55 - 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств того, что спорный земельный участок располагается в территориальных зонах, в которых не допустимо предоставление земельного участка для заявленных целей, в совокупности исследованных доказательств, а также с учетом заявленных ответчиком возражений, судом отказано в удовлетворении заявленного ходатайства о проведении землеустроительной экспертизы, администрация Еловского сельсовета на разрешение эксперта ставит вопросы правового характера, которые подлежат разрешению при исследовании и оценивании доказательств судом, а не вопросы, требующие специальных познаний в иных областях для установления фактических обстоятельств. Также администрацией Еловского сельсовета в заявленном ходатайстве не указаны факты, для подтверждения или опровержения которых необходимо назначение экспертизы, вследствие чего суд считает нецелесообразным проведение экспертизы при разрешение вопроса о признании права собственности на земельный участок. Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению по данному делу, являлись законность принятого решение органом местного самоуправления в предоставлении земельного участка в собственность, а не установление наличия либо отсутствия прав иных лиц, при принятии решения органом местного самоуправления.

Согласно пп.3 п.1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов - утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

С 01.03.2015 утратила силу статья 11.1 ЗК РФ, содержащая понятие земельного участка, а статья 6 ЗК РФ дополнена пунктом 3, в соответствии с которым земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства, т.е. с отображением действующего кадастрового учета. Поэтому судом не принимается довод администрации Еловского сельсовета Емельяновского района Красноярского края о несоответствии спорного земельного участка документам территориального планирования, а также о наличии пересечения границ земельных участков, поскольку данные доводы ничем не подтверждены, доказательств тому судом не установлено.

Также судом не может быть принят и довод администрации Еловского сельсовета о наличии прав иных третьих лиц, в силу того, что согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями <данные изъяты> Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании пп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей, а применительно к пп. 8 п. 1 указанной статьи - вследствие действий должностных лиц этих органов.

К законам, рассматривающим акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и действия должностных лиц этих органов в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, относится, в частности, Земельный кодекс РФ.

В п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 ЗК РФ предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Одновременно в п. 1 ст. 25 ЗК РФ закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно указанной выше норме Гражданского кодекса РФ, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.

Указанные акты (действия) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица являются формой реализации правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом уполномоченным на то лицом, поскольку в соответствии со ст. 125 ГК РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а в соответствии с п. 3 данной статьи в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, изданный этим органом в ходе реализации полномочий, установленных в п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 ЗК РФ, является основанием, в частности, для регистрации права собственности на земельный участок, которая подтверждает соответствующее гражданское право, основанное на данном акте.

Право на земельный участок на основании акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица приобретается и регистрируется гражданами и юридическими лицами своей волей и в своем интересе (п. 2 ст. 1 ГК РФ).

Защита гражданских прав, основанных на акте (действии) органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, а также защита гражданских прав, нарушенных актом, действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, должна осуществляться, соответственно, способами и в сроки, которые установлены гражданским законодательством, и в процедуре, установленной процессуальным законом для разрешения споров о гражданских правах и обязанностях.

Довод администрации Еловского сельсовета о том, что спорный земельный участок имеет наложение на земельный участок, ранее предоставленный иному гражданину, противоречит имеющемуся в материалах дела кадастровому паспорту и утвержденной схеме КПТ, из которых видно отсутствие пересечения границ спорного земельного участка <данные изъяты> <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. с границами иных земельных участков, зарегистрированных в государственном кадастре недвижимости.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.05.2016) обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона. В материалы дела ответчиком не представлено доказательств того, что спорный земельный участок принадлежит на каком-нибудь праве третьим лицам.

Согласно положениям п. 2 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является, выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства). При этом, земельный участок, согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ, как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю должен являться недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. А также границы земельного участка о котором, в своем решении об отказе в предоставлении в собственность бесплатно многодетной семье указывает глава Еловского сельсовета, должны быть установлены согласно ст. 11.10 ЗК РФ, а также ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "О государственном кадастре недвижимости. Так же суд учитывает, что согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Следовательно, границы ранее учтенных земельных участков, также подлежат уточнению в соответствии Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно п. 1 ст. 39.19 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно.

Согласно, пп.6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 (ред. от 02.12.2015) "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 настоящего Закона.

Согласно п.3 и п.4 ст. 29.4 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 (ред. от 02.12.2015) "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" многодетный гражданин, получивший решение об утверждении схемы, обеспечивший за свой счет выполнение кадастровых работ по образованию земельного участка на основании решения об утверждении схемы и осуществивший государственный кадастровый учет этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", должен был получить в месячный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка от органа местного самоуправления решение о предоставлении этого земельного участка в собственность бесплатно заявителю, на основании которого бы зарегистрировал право собственности.

Крес А.С., как многодетная мать, что не оспаривалось сторонами, получила решение об утверждении схемы, обеспечила за свой счет выполнение кадастровых работ по образованию земельного участка на основании решения об утверждении схемы и осуществила государственный кадастровый учет этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", следовательно должна была получить в месячный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка от органа местного самоуправления решение о предоставлении этого земельного участка в собственность бесплатно заявителю, на основании которого бы зарегистрировала право собственности.

Следовательно, не выполнение данной обязанности, возложенной на орган местного самоуправления Законом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N 7-2542 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" нарушает права Крес А.С. на владение и пользование земельным участком <данные изъяты> по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, с. Еловое, ул. Заречная, площадью <данные изъяты> кв.м. и подлежат восстановлению способами, установленными ст. 12 ГК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 указанного кодекса определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Крес ФИО6 к администрации Еловского сельсовета Емельяновского района Красноярского края об оспаривании решения об отказе в предоставлении земельного участка – удовлетворить.

Признать отказ Еловского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка, с государственным кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. Крес ФИО7 в собственность бесплатно незаконным.

Признать за Крес ФИО8 право собственности на земельный участок государственный кадастровый , Россия, <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования – приусадебный участок личного подсобного хозяйства.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий – судья                  Лукашенок Е.А.

2-3401/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Крес А.С.
Ответчики
Администрация Еловского сельсовета
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Дело на сайте суда
emel.krk.sudrf.ru
30.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2016Передача материалов судье
01.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.08.2016Предварительное судебное заседание
20.09.2016Предварительное судебное заседание
28.10.2016Судебное заседание
11.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее