Дело №2-201/2024
УИД61RS0051-01-2024-000125-86
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«14» мая 2024 года с. Ремонтное
Ремонтненский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Червякова И.Н.,
при секретаре Буцкой О.В.,
с участием: помощника прокурора Ремонтненского района Эрдниевой Г.В.,
представителя ответчика МБОУ «Подгорненская средняя школа» Луговенко В.С., представителя третьего лица Ремонтненского отдела образования администрации Ремонтненского района Ростовской области Пожидаева С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ремонтненского района Ростовской области к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Подгорненская средняя школа» о возложении обязанности оборудовать объект системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ремонтненского района Ростовской области Смородинов С.Д. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Подгорненская средняя школа» (далее – Учреждение, МБОУ «Подгорненская средняя школа»), третьему лицу Ремонтненский отдел образования администрации Ремонтненского района Ростовской области о возложении обязанности оборудовать объект системой экстренного оповещения работников обучающихся и иных лиц о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, ссылаясь на следующее.
По результатам проведенной прокуратурой совместно с филиалом ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ростовской области» проверки соблюдения антитеррористического законодательства установлены нарушения МБОУ «Подгорненская средняя школа», а именно: отсутствие системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Согласно паспорту безопасности, Учреждению присвоена четвертая категория опасности. 29 ноября 2023 года в адрес директора Учреждения прокуратурой внесено представление об устранении нарушений закона. Однако, до настоящего времени нарушения не устранены, ввиду оборудования системой передачи тревожных сообщений (охранно-пожарной сигнализации с выходом сигнала на 112 и 01), которая не является заменой системы оповещения, так как Учреждение как объект четвертой категории опасности подлежит оборудованию как системой передачи тревожных сообщений, предусмотренной п.п. «г» п.24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №1006 от 02.08.2019 (далее – Требования), так и системой оповещения, предусмотренной п.п. «д» п.24 Требований. Таким образом, до настоящего времени нарушение не устранено, установка указанной системы не произведена.
Просит суд обязать МБОУ «Подгорненская средняя школа» в течение 4 месяцев устранить нарушения законодательства в сфере соблюдения антитеррористического законодательства путем оборудования объекта системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в объекте, расположенном по адресу: <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Эрдниева Г.В. доводы, изложенные в иске, поддержала, уточнив исковые требования, просила суд обязать МБОУ «Подгорненская средняя школа» устранить нарушения законодательства в сфере соблюдения антитеррористического законодательства путем оборудования объекта системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика МБОУ «Подгорненская средняя школа» Луговенко В.С. в судебном заседании не согласился с исковыми требованиями.
Представитель третьего лица Ремонтненского отдела образования администрации Ремонтненского района Ростовской области Пожидаев С.А. пояснил, что в образовательном учреждении имеется пожарное оповещение.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно п. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка.
В силу ст. 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
В соответствии с п. 1 и 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Подпунктом п.п «д» п. 25 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляется оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Как следует из п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных образований обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Концепция противодействия терроризму, утвержденная Президентом РФ 05.10.2009 предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Таким образом, обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности муниципальных бюджетных образовательных организаций является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, которые должны осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Ремонтненского района Ростовской области в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.ст. 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», проведена проверка соблюдения требований антитеррористического законодательства.
В нарушение п.п «д» п. 25 Требований на момент проверки в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении МБОУ «Подгорненская средняя школа» отсутствовала система экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Данный факт установлен в ходе проверки прокуратуры района с привлечением сотрудника ОВО по Сальскому и Зимовниковскому районам - филиала ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ростовской области», и подтвержден в том числе, актом осмотра ОВО по Сальскому и Зимовниковскому районам - филиала ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ростовской области» (л.д.14-18).
Директору Учреждения по данному факту прокуратурой района 29.11.2023 внесено представление об устранении нарушений закона, которое признано обоснованным, но указанные нарушения до настоящего времени не устранены ввиду оборудования объекта системой передачи тревожных сообщений (охранно-пожарной сигнализации с выходом сигнала на 112 и 01).
Однако указанная система передачи тревожных сообщений, предусмотренная п.п. «г» п.24 Требований, не является заменой системы оповещения, предусмотренной п.п. «д» п. 24 Требований.
МБОУ «Подгорненская средняя школа» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Учреждение, как объект четвертой категории опасности подлежит оборудованию как системой передачи тревожных сообщений, предусмотренной п.п. «г» п.24 Требований, так и системой оповещения, предусмотренной п.п. «д» п. 24 Требований (л.д.7-8).
Таким образом, до настоящего времени нарушение не устранено, установка указанной системы не произведена.
Согласно Уставу Учреждения учредителем школы и собственником ее имущества является муниципальное образование Ремонтненский район, функции и полномочия которого как учредителя школы исполняет Ремонтненский отдел образования администрации Ремонтненского района (п.1.3 Устава).
Согласно п.5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Обязанность по устранению указанных нарушений обязательных требований законодательством Российской Федерации возложена на МБОУ «Подгорненская средняя школа».
Неисполнение МБОУ «Подгорненская средняя школа» названных требований законодательства свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц.
Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования мероприятий по соблюдению требований антитеррористической защищенности не освобождает ответчика от решения вышеуказанных вопросов и не должно нарушать права и законные интересы граждан на обеспечение безопасности жизни и здоровья.
Каких-либо доказательств, опровергающих исковые требования, ответчиком в суд не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора Ремонтненского района Ростовской области Смородинова С.Д. в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Подгорненская средняя школа» о возложении обязанности устранить нарушения антитеррористического законодательства подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░,- ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░ 8 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.05.2024 ░░░░