Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 сентября 2020 года <адрес>
Приокский районный суд г.<адрес> в составе
председательствующего судьи Бадояна С.А., при секретаре Аникиной Я.О.,
с участием представителя истца (ответчика по встречному иску) Медведевой Н.А., представителя ответчиков (истцов по встречному иску) Эйдман О.В., прокурора Полудневич Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г.Н.Новгорода к Копыловой Н.А., Копылову А.А., Фадеевой Т.В., действующей в своих интересах и в интересах недееспособного Фадеева Ан.А., об изъятии жилого помещения и соответствующей доли земельного участка под многоквартирным домом путем выкупа, прекращении права собственности на жилое помещение и долю земельного участка, признании права на данное имущество за администрация города», признании утратившими право пользования жилым помещением и выселении, по встречному иску Копыловой Н.А., Копылова А.А., Фадеевой Т.В., действующей в своих интересах и в интересах недееспособного Фадеева Ан.А., к администрация города об определении выкупной цены изымаемого жилого помещения, обязании выплатить выкупную цену,
УСТАНОВИЛ:
администрация города обратилась в суд с исковым заявлением к Копыловой Н.А., Копылову А.А., Фадеевой Т.В., действующей в своих интересах и в интересах недееспособного Фадеева Ан.А., со следующими исковыми требованиями: изъять для муниципальных нужд путем выкупа у Копыловой Н.А. жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью 40,8 кв.м., и долю земельного участка с кадастровым номером №, занимаемого многоквартирным домом № <адрес>, пропорционально размеру общей площади жилого помещения с выплатой администрация города выкупной цены в размере 1 820 000 рублей; прекратить право собственности Копыловой Н.А. на вышеуказанные жилое помещение и долю земельного участка и признать право на данное имущество за муниципальным образованием <адрес>; признать Копылова А.А., Фадееву Т.В., Фадеева Ан.А. утратившими право пользования жилым помещением и выселить Копылову Н.А., Фадееву Т.В., Копылова А.А., Фадеева Ан.А. из жилого помещения в течение 30 календарных дней с момента перечисления администрация города выкупной цены.
В обоснование иска указано, что согласно постановлению администрация города от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости <адрес>, общей площадью 40,8 кв.м., принадлежит на праве собственности Копыловой Н.А..
По данным выписки из домовой книги ОАО «Домоуправляющая компания <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в указанном жилом помещении зарегистрированы:
- Копылов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
- Копылова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
- Фадеев Ан.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
- Фадеева Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии с постановлением администрация города от ДД.ММ.ГГГГ № Фадеевой Т.В., Копыловой Н.А., Копылову А.А. письмом от ДД.ММ.ГГГГ № было направлено уведомление о признании <адрес> аварийным и подлежащим сносу, а также письмом от ДД.ММ.ГГГГ № предъявлено требование о сносе аварийного дома в соответствии с постановлением администрация города от ДД.ММ.ГГГГ №, т.е. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Поскольку собственники помещений в многоквартирном <адрес> в установленный срок не осуществили снос аварийного дома, в соответствии с постановлением администрация города от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельного участка и изъятии жилых помещений в многоквартирном жилом <адрес>» земельный участок с кадастровым номером №, занимаемый многоквартирным жилым домом <адрес>, и объекты недвижимости, указанные в приложении к настоящему постановлению, подлежат изъятию для муниципальных нужд.
В соответствии с частью 4 статьи 32 Жилищного кодекса РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Согласно части 10 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления направляет правообладателям изымаемой недвижимости копию решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в течение 10 дней со дня принятия такого решения.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №/ис администрация района направила Фадеевой Н.А., Копыловой Н.А., Копылову А.А. копию постановления администрации города <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельного участка и изъятии жилых помещений в многоквартирном жилом <адрес>». Письмо получено Фадеевой Т.В. ДД.ММ.ГГГГ, Копыловой Н.А. и Копыловым А.А. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметками ФГУП «Почта России».
По инициативе истца Муниципальным предприятием города <адрес> «Нижегородское жилищное агентство» была проведена оценка размера возмещения в связи с изъятием для муниципальных нужд объекта недвижимого имущества: жилого помещения (квартиры), общей площадью 40,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с учетом доли в праве общей долевой собственности на земельный участок кад.№ и на общее имущество в многоквартирном доме, о чем ДД.ММ.ГГГГ был составлен отчет № об оценке.
Согласно отчету № об оценке от ДД.ММ.ГГГГ величина размера возмещения в связи с изъятием для муниципальных нужд объекта недвижимого имущества: жилого помещения (квартиры), общей площадью 40,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с учетом доли в праве общей долевой собственности на земельный участок кад.№ и на общее имущество в многоквартирном доме, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1820000 (один миллион восемьсот двадцать тысяч) рублей 00 коп.
администрация района письмом от ДД.ММ.ГГГГ №/ис направила Фадеевой Т.В., Копыловой Н.А., Копылову А.А. проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с приложением отчета № об оценке. Письмо получено ответчиками ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой ФГУП «Почта России».
До настоящего времени соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд ответчиком не подписано.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ч.6 ст. 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
В соответствии с ч.7 ст.32 Жилищного Кодекса Российской Федерации при определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч.6 ст. 32 ЖК РФ настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно ч.9 ст.32 Жилищного Кодекса Российской Федерации, если с собственником жилого помещения не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
В соответствии с частью 10 статьи 56.10 Земельного кодекса РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
В соответствии с п.3 ч.2 ст. 235 Гражданского Кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества допускается при отчуждении недвижимого имущества в связи с изъятием участка.
Согласно ч.1 ст. 239 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством.
В соответствии с ч.1, ч.2 ст.281 Гражданского Кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Копылова Н.А., Копылов А.А., Фадеева Т.В., действующая за себя и за недееспособного Фадеева Ан.А., обратились в суд со встречным исковым заявлением, в котором изначально было заявлено требование обязать администрация города предоставить Копыловой Н.А., Копылову А.А., Фадеевой Т.В., Фадееву Ан.А. жилое помещение по договору социального найма - квартиру с зачетом стоимости выкупной цены изымаемого жилого помещения с дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты площадью 18 кв. м. взамен изымаемого - квартиры по адресу<адрес>.
В обоснование встречных исковых требований указано, что направленное администрация города соглашение об изъятии для муниципальных нужд квартиры ответчиков не учитывает интересы инвалида Фадеева А.А., проживающего в изымаемом жилом помещении, а выкупная величина размера возмещения существенно занижена, так как не включает сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
Проживающий в жилом помещении Фадеев Ан.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. является инвалидом 1 группы с детства по состоянию здоровья, подходит под действие Приказа Минздрава России от 29.11.2012г. № 987-н «Об утверждении перечня тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Фадеев А.А. признан недееспособным и над ним установлена опека. Опекуном является его мать Фадеева Т.В.
Для отчуждения данного жилого помещения необходимо согласие органа опеки и попечительства.
Такое согласие органы опеки и попечительства не дали на совершение сделки по выкупу квартиры у собственника Капыловой Н. А. застройщиком ООО «ТАЛАН-РЕГИОН-3» за 2 656 000 рублей.
Действуя профессионально на рынке строительства жилья, застройщик выкупал у собственников квартиры за адекватные цены.
Выкуп застройщиком квартир у собственников происходил в соответствии с договором между Администрацией города Нижнего Новгорода и ООО «ТАЛАН-РЕГИОН-3» о развитии застроенной территории № от ДД.ММ.ГГГГг.
Органы опеки и попечительства заявили, что не могут дать согласие на выселение инвалида из выкупаемой квартиры, без предоставления ему другого жилого помещения.
Таким образом, органы администрации препятствовали совершению сделки по выкупу квартиры застройщиком.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
В соответствии с п. 8 ст. 32 ЖК РФ другое жилое помещение взамен изымаемого может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Согласно Постановлению Городской Думы города Нижнего Новгорода от 31.01.2007г. № 4 «Об утверждении муниципальной адресной программы сноса и реконструкции ветхого и сноса аварийного жилищного фонда в городе Нижнем Новгороде», многоквартирный дом по адресу: <адрес>, включен в перечень расселяемых многоквартирных домов.
Как следует из Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» от 2 июля 2009г. № 14, пункт 20. и) по смыслу части 8 статьи 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях (например, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма...).
В целях соблюдения жилищных прав инвалида Фадеева А.А., проживающего в изымаемом жилье, его опекуном Фадеевой Т.В. было подано заявление в отдел по учету и распределению жилья администрация района о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Распоряжением главы администрация района от 26.12.2019г. №-р Фадееву А. А. отказано в принятии на учет (не представлены документы, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 5 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 № 179-3 «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»).
Данное распоряжение незаконно, так как Фадеев А.А. не имеет жилья на праве собственности и в соответствии с п. 2. ст. 49 ЖК РФ, п. 4 ст. 51 ЖК РФ, п. 2 ст. 52 ЖК РФ имеет право быть поставленным на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 2 ст. 57 ЖК РФ Фадеев А.А. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения (т.1 л.д. 105-108).
Впоследствии ответчики (истцы по встречному иску) Копылова Н.А., Копылов А.А., Фадеева Т.В., действующая в своих интересах и в интересах недееспособного Фадеева А.А., изменили предмет встречного иска в порядке ст. 39 ГПК РФ и с учетом изменения требований просят определить выкупную цену изымаемого жилого помещения по адресу <адрес> размере 3 834 924 рубля, обязать администрация города выплатить Копыловой Н.А. выкупную цену изымаемого жилого помещения в вышеуказанном размере (т.2 л.д. 38).
В судебном заседании представитель администрация города Медведева Н.А., действующая на основании доверенности №/Д от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 101), поддержала первоначальные исковые требования и возражала против удовлетворения встречного иска.
Ответчики (истцы по встречному иску) Копылова Н.А., Копылов А.А., Фадеева Т.В., действующая в своих интересах и в интересах недееспособного Фадеева А.А., в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены, обеспечили явку своего представителя Эйдман О.В., действующей на основании доверенностей (т.1 л.д. 87-89, т.1 л.д. 224), которая поддержала требования встречного искового заявления, частично согласившись с требованиями первоначального иска.
Помощник прокурора <адрес> города <адрес> Полудневич Н.А. в своем заключении полагала необходимым первоначальные исковые требования удовлетворить, определив выкупную стоимость жилого помещения в соответствии с заключением экспертизы.
Привлеченное к участию в деле для дачи заключения в порядке ст. 47 ГПК РФ мин.соц.политики явку представителя в суд не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела было извещено в установленном порядке.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом дело рассмотрено в отсутствие неявившихся ответчиков (истцов по встречному иску), мин.соц.политики, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав представителей сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно статье 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (часть 1).
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (Часть 2).
В соответствии с частью 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).
Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Частью 8 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду следующее:
а) нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения;
б) решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ). Правовое основание пользования собственником жилого помещения земельным участком (собственность, аренда, пожизненное наследуемое владение, право постоянного (бессрочного) пользования) значения не имеет. Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (статьи 279 - 283 ГК РФ, статьи 9 - 11, 49, 55, 61, 63 Земельного кодекса Российской Федерации);
в) обязанность по доказыванию того, что принятое решение об изъятии земельного участка обусловлено государственными или муниципальными нуждами и использование данного земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на соответствующее жилое помещение (статьи 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 239 ГК РФ), за исключением случаев, предусмотренных законом (например, частями 10 - 11 статьи 32 ЖК РФ), возлагается на государственный орган или орган местного самоуправления.
Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений);
г) соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ).
При этом исходя из положений части 4 статьи 32 ЖК РФ юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.
Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения;
д) иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения извещения о принятом ими решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения (часть 9 статьи 32 ЖК РФ). Пропуск данного срока является основанием к отказу в иске о выкупе жилого помещения;
е) если собственником (сособственником) изымаемого жилого помещения является несовершеннолетний или в нем проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без попечения родителей несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), то для отчуждения жилого помещения необходимо согласие органа опеки и попечительства (пункт 2 статьи 37, пункт 4 статьи 292 ГК РФ, статья 20 Федерального закона от дата N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"). Для выявления наличия такого согласия и защиты прав и законных интересов указанных категорий граждан суду необходимо привлечь к участию в деле орган опеки и попечительства для дачи заключения по делу о соответствии соглашения о выкупе жилого помещения (или предоставляемого жилого помещения взамен изымаемого) правам и законным интересам несовершеннолетних или подопечных (статья 47 ГПК РФ);
ж) принимая во внимание, что правовым последствием изъятия у собственника принадлежащего ему жилого помещения путем выкупа является его выселение из этого жилого помещения, к участию в деле исходя из норм части 3 статьи 45 ГПК РФ должен быть привлечен прокурор;
з) выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 ЖК РФ. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания части 5 статьи 32 ЖК РФ, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в части 4 статьи 32 ЖК РФ, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению.
Для разрешения спора между сторонами по вопросу о рыночной стоимости жилого помещения судом может быть назначена экспертиза (статья 79 ГПК РФ);
и) требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
В случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
По смыслу части 8 статьи 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях (например, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма; по договору найма в домах системы социального обслуживания населения);
к) выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником уведомления о предстоящем изъятии жилого помещения допускается в силу части 4 статьи 32 ЖК РФ только с согласия собственника;
л) резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Российской Федерацией создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 данного Закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В силу части 1 статьи 16 названного Закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 16 Федерального закона от 21.07 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в редакции Федерального закона от 28.11.2018 N 436-ФЗ) 2. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:
1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части.
Правительством Нижегородской области вынесено Постановление от 29 марта 2019 года N 168 "Об утверждении государственной региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019 - 2025 годы", которым утвержден перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках реализации государственной адресной программы, согласно данного перечня ориентировочный срок расселения жилого дома по адресу <адрес> - ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что постановлением администрация города от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Копыловой Н.А. на праве собственности принадлежит <адрес>, общей площадью 40,8 кв.м.
По данным выписки из домовой книги ОАО «Домоуправляющая компания <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ года в указанном жилом помещении зарегистрированы: Копылов А.А., 19.01.1994 года рождения, Копылова Н.А., 26.07.1966 года рождения, Фадеев Ан.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Фадеева Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Проживающий в жилом помещении Фадеев Ан.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. является инвалидом 1 группы с детства по состоянию здоровья. Решением Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода от 04.08.95 г. Фадеев А.А. признан недееспособным и над ним установлена опека. Опекуном является его мать Фадеева Т.В. (т.1 л.д. 112-114).
Письмом администрация города от ДД.ММ.ГГГГ №/ис Фадеева Т.В., Копылова Н.А., Копылов А.А. были уведомлены о признании <адрес> аварийным и подлежащим сносу, а также письмом №/ис от того же числа им предъявлено требование о сносе аварийного дома в соответствии с постановлением администрация города от ДД.ММ.ГГГГ № в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Снос аварийного дома собственниками в установленный срок не произведен, в связи с чем администрация города принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельного участка и изъятии жилых помещений в многоквартирном жилом <адрес>», в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером №, занимаемый многоквартирным жилым домом № <адрес> и объекты недвижимости, указанные в приложении к настоящему постановлению, подлежат изъятию для муниципальных нужд.
Копия принятого постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельного участка и изъятии жилых помещений в многоквартирном жилом <адрес> литера А по <адрес>» была направлена Фадеевой Н.А., Копыловой Н.А., Копылову А.А. письмом от ДД.ММ.ГГГГ №/ис и получена последними ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором.
По инициативе администрация города Муниципальным предприятием города Нижнего Новгорода «Нижегородское жилищное агентство» была проведена оценка размера возмещения в связи с изъятием для муниципальных нужд объекта недвижимого имущества: жилого помещения (квартиры), общей площадью 40,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с учетом доли в праве общей долевой собственности на земельный участок кад.№ и на общее имущество в многоквартирном доме, о чем ДД.ММ.ГГГГ был составлен отчет № об оценке.
Согласно отчету № об оценке от ДД.ММ.ГГГГ величина размера возмещения в связи с изъятием для муниципальных нужд объекта недвижимого имущества: жилого помещения (квартиры), общей площадью 40,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с учетом доли в праве общей долевой собственности на земельный участок кад.№ и на общее имущество в многоквартирном доме, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1820000 (один миллион восемьсот двадцать тысяч) рублей 00 коп.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №/ис администрация <адрес> города Нижнего Новгорода направила в адрес Фадеевой Т.В., Копыловой Н.А., Копылова А.А. проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с приложением отчета № об оценке. Письмо получено ответчиками ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой ФГУП «Почта России».
До настоящего времени соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд не подписано.
В ходе рассмотрения дела судом по ходатайству представителя ответчиков (истцов по встречному иску) была назначена строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено ООО «Лаборатория судебных экспертиз».
Согласно полученному заключению эксперта размер возмещения собственнику за жилое помещение - квартиру по адресу <адрес>, кадастровый номер №, в случае его изъятия для муниципальных нужд с учетом рыночной стоимости самого жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме, в том числе земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом доли собственника жилого помещения в праве общей собственности на такое имущество, а также возможных убытков собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду, а также с учетом компенсации за непроизведенный капитальный ремонт в <адрес>, соразмерно доле в праве собственности на общее имущество многоквартирного дома составляет 3 834 924 руб. (т.1 л.д. 212).
Таким образом, исходя из установленных обстоятельств постановление администрация города № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка и изъятии жилых помещений в многоквартирном <адрес>» является правомерным, занимаемое Копыловым А.А., Копыловой Н.А., Фадеевым А.А., Фадеевой Т.В. жилое помещение подлежит изъятию для муниципальных нужд, при этом спорное жилое помещение подлежит выкупу у его собственника Копыловой Н.А. с перечислением ей выкупной стоимости.
Согласно пункту 2 статьи 292 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
По указанным правилам, удовлетворение как первоначального, так и встречного искового заявления повлекут для членов семьи собственника Копыловой Н.А. прекращение права пользования спорным жилым помещением, в том числе и для недееспособного Фадеева А.А.
В силу положений пункта 4 статьи 292 ГК РФ отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства.
Из этого следует, что для прекращения жилищных прав Фадеева А.А. при отчуждении спорной квартиры необходимо соблюдение специальных условий, гарантирующих нуждающемуся в социальной поддержке лицу, обеспечение его другим равнозначным жильем.
В силу ст. 7 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются: защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.
В силу ч. 2 ст. 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" для заключения в соответствии с частью 1 настоящей статьи сделок, направленных на отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего подопечному, требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства, выданное в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 21 ФЗ опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.
Правила, установленные частью 3 настоящей статьи, применяются также к выдаче органом опеки и попечительства согласия на отчуждение жилого помещения в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации (ч. 5).
Как установлено в ходе рассмотрения дела согласия органа опеки и попечительства - мин.соц.политики на отчуждение квартиры по адресу <адрес>, которой пользуется находящийся под опекой Фадеев А.А., получено не было, проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд жилищные права Фадеева А.А. не учитывает. Не было получено согласие органа опеки и попечительства на отчуждение жилого помещения в соответствии с вышеприведенными нормами и в ходе рассмотрения настоящего дела.
Поскольку предъявленные исковые требования как по первоначальному иску администрация города, так и по встречному исковому заявлению Копыловой Н.А., Копылова А.А., Фадеевой Т.В., действующей в своих интересах и в интересах недееспособного Фадеева А.А., противоречат приведенным положения закона о необходимости учитывать права проживающего в спорной квартире недееспособного гражданина, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении вышеуказанных исковых требований.
В ходе рассмотрения дела от Копыловой Н.А. поступило ходатайство о взыскании с администрация города судебных расходов на услуги эксперта 15 000 руб. и на услуги представителя 50 000 руб.
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Вместе с тем в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разъяснено, что не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком.
Поскольку предъявление иска администрация города в данном деле не было связано с нарушением или оспариванием прав ответчиков, оснований для возложения на нее обязанности по возмещению судебных расходов судом не установлено, в удовлетворении ходатайства Копыловой Н.А. о взыскании судебных расходов должно быть отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований администрация города к Копыловой Н.А., Копылову А.А., Фадеевой Т.В., действующей в своих интересах и в интересах недееспособного Фадеева Ан.А., об изъятии жилого помещения и соответствующей доли земельного участка под многоквартирным домом путем выкупа, прекращении права собственности на жилое помещение и долю земельного участка, признании права на данное имущество за муниципальным образованием «<адрес>», признании утратившими право пользования жилым помещением и выселении отказать.
В удовлетворении встречных исковых требований Копыловой Н.А., Копылова А.А., Фадеевой Т.В., действующей в своих интересах и в интересах недееспособного Фадеева Ан.А., к администрация города об определении выкупной цены изымаемого жилого помещения, обязании выплатить выкупную цену отказать.
В удовлетворении ходатайства Копыловой Н.А. о взыскании судебных расходов по оплате экспертизы и услуг представителя отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца с даты принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Бадоян
В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.