УИД: 29RS0024-01-2022-002603-89
Дело № 2-130/2023
12 апреля 2023 года г. Архангельск
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Соломбальский районный суд г.Архангельска в составе
председательствующего судьи Лукиной А.А.
при секретаре судебного заседания Ушаковой А.А.,
с участием истца Биркина В.В.,
представителя истца Семушина А.В.,
представителя ответчика ТСЖ «Маяк» Тропниковой Е.А.,
представителя ответчика Администрации ГО «Город Архангельск» Старовойтова А.В.,
представителя ответчика ООО «РВК-Архангельск» Гордиенкова А.А.,
третьего лица Сметанина В.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Биркин В.В. к товариществу собственников жилья «Маяк», Администрации городского округа «Город Архангельск», обществу с ограниченной ответственностью «РВК-Архангельск» об обязании осуществлять обслуживание и эксплуатацию схемы сбора и отвода дренажных вод из под многоквартирного дома, взыскании убытков, обязании подключить схему сбора дренажных вод согласно проекту,
установил:
Биркин В.В. обратился в суд к ответчику ТСЖ «Маяк» о возложении обязанности к выполнению работ по подключению наружного колодца, перекладки участка наружной сети бытовой канализации между колодцами 1 и 3, проведения высоты помещения технического подполья в соответствии с проектом и оборудования пола в помещении технического подполья.
В обоснование заявленных требований указал, что он является собственником нежилых помещений общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенных на цокольном этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Между истцом и ТСЖ «Маяк» был заключен договор на управление многоквартирным домом. С периода эксплуатации нежилого помещения в данном доме неоднократно помещение затопляется из-за не работы ливневой канализации. Обслуживание многоквартирного дома осуществляет ТСЖ «Маяк». В рамках гражданского дела № была проведена судебная экспертиза, согласно заключению эксперта подтопление данного нежилого помещения, вызвано не выполнением в полном объеме наружной сети дождевой канализации при строительстве жилого дома. Сеть представлена только одним колодцем, который не позволяет надлежащим образом эксплуатировать наружную сеть дождевой канализации. Кроме того при строительстве дома не выполнена перекладка участка наружной сети бытовой канализации между колодцами 1 и 3, трубопровод не имеет необходимого уклона, что усиливает риск подтопления. Суд отказал в удовлетворении требований истцу. После решения суда от ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Маяк» отказалось исполнять обязанности контроля за работой дренажного насоса, в результате чего истец был вынужден заключить договор на обслуживание насоса с гражданином ФИО30 за свой счет. Истец считает, что его права нарушены и просит обязать ТСЖ «Маяк» подключить в работу наружный колодец К2 согласно проекту с определением уровня воды в колодцах техподполья для регулировки, организовать перекладку участка наружной сети бытовой канализации между колодцами 1 и 3 согласно проекту и выводов ООО «Бюро судебно-строительной экспертизы», провести высоту помещения техподполья в соответствии с проектом и оборудовать там пол, который уборщица могла бы обслуживать для исключения там запаха канализации.
Определением суда производство по делу по иску Биркин В.В. к ТСЖ «Маяк» о возложении обязанности организовать перекладку участка наружной сети бытовой канализации (К1) между колодцами 1 и 3 согласно проекту и выводов ООО «Бюро судебной строительной экспертизы», провести высоту помещения технического подполья в соответствии с проектом и оборудовать пол в помещении технического подполья прекращено в связи с отказом истца от данных требований.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно изменял исковые требования, в результате последних уточнений просил обязать ТСЖ «Маяк» восстановить обслуживание и эксплуатацию схемы сбора и отвода дренажных вод из-под многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, взыскать с ТСЖ «Маяк» убытки в размере 38 000 руб. по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, обязать надлежащего ответчика подключить схему сбора дренажных вод согласно проекту (чертеж №, исполнитель трест ОАО «Трест Спецдорстрой») по адресу: <адрес>
На основании определения суда в качестве соответчиков по делу привлечены Администрация ГО «<адрес>», ООО «РВК-Архангельск», в качестве третьих лиц Управление архитектуры и градостроительства <адрес>, Буракова О.В., ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23.
Истец, представитель истца в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали, указали, что дренажная система, представленная трубопроводами и колодцами, не является собственностью истца, а предназначена для отвода грунтовых вод от здания дома и является общедомовым имуществом. Между тем истец вынужден нести расходы по обслуживанию дренажного насоса и контролировать отвод вод из колодца, который находится в принадлежащем ему нежилом помещении. Бремя содержания общедомового имущества лежит на ТСЖ, которое отказывается нести расходы по содержанию общедомового имущества. Согласно рабочей документации при строительстве дома предусмотрено, что в колодце К2 должен быть установлен погружной насос, который осуществляет отвод грунтовых вод по отводящему напорному трубопроводу в колодец № канализационной сети К1, в связи с чем просили обязать ТСЖ «Маяк» подключить схему сбора дренажных вод согласно проекту: убрать заглушку между дренажным колодцем Др4 и колодцем наружной сети дождевой канализации К2, перенести насос в колодец сети дождевой канализации К2, организовать перекачку дренажных вод из колодца сети дождевой канализации К2 в колодец К4 канализационной сети К1. Данные виды работ не относятся к капитальным. Убытки в размере 38 000 руб. представляют собой расходы по договору, заключённому с ФИО30, в обязанности которого входило контроль работы насоса, его работоспособность, необходимость замены, чистка колодца.
Представитель ответчика ТСЖ «Маяк» с исковыми требованиями не согласилась, указала, что Биркин В.В. изначально было приобретено нежилое помещение, в котором находится колодец Др4 с установленным в нем насосом, от которого по шлангу производится водоотведение во внутридомовую сеть бытовой канализации в колодец К4 сети К1. Допрошенным в судебном заседании специалистом подтверждено, что данная схема водоотведения является рабочей. Кроме того дренажный колодец и дренажная система не относятся к общедомовому имуществу, поскольку обслуживают только нежилые помещения, находящиеся в подвале дома. Колодец ливневой канализации К2 и канализационный колодец К4 не относятся к общедомовому имуществу, поскольку находятся за пределами многоквартирного дома. Размер понесенных истцом убытков не доказан.
Представитель ООО «РВК-Архангельск» с иском не согласился, указал, что общество является ненадлежащим ответчиком, поскольку колодцы К2 и К4 не находятся в ведении общества.
Представитель Администрации ГО «Город Архангельск» с иском не согласился, указал, что колодцы К2 и К4 не являются муниципальной собственностью, в реестре имущества, принадлежащего ГО «Город Архангельск», сети бытовой канализации (К1), в том числе колодец К4 на указанной сети, наружная сеть дождевой канализации К2 в районе <адрес> не числятся. Колодцы находятся на земельном участке, который сформирован и находится в общедолевой собственности собственников помещений многоквартирного дома, который расположен на указанном земельном участке. Данные колодцы относятся к общедомовому имуществу собственников многоквартирного дома.
Третье лицо ФИО8 с иском не согласился. Указал, что уровень пола взаимосвязан с колодцами. Если бы уровень пола был выше, то подполье не затапливало бы, дренажный насос, который стоял бы в колодце К2, включался в аварийной ситуации и откачивал воду. Поскольку уровень пола был понижен и оказался ниже уровня грунтовых вод, насос был поставлен в дренажный колодец, чтобы следить и откачивать воду в канализационный колодец. Насос работает непрерывно. Перенос насоса в колодец К2 нецелесообразно, поскольку надо в таком случае проводить трубу между колодцем К2 и канализационным колодцем К4, что не допустимо, поскольку это разгерметизирует канализационный колодец и канализационные стоки попадут в атмосферу. Если трубу провести сверху, то она будет замерзать. Колодец К2 сооружен застройщиком, при этом предполагалось наличие ливневой канализации, куда будут стекать грунтовые воды из дренажной системы. Однако ливневой канализации в настоящий момент не существует
Остальные привлеченные к участию в деле третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив специалиста, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме надлежащее содержание общего имущества, в зависимости от способа управления многоквартирным домом, обеспечиваются собственниками помещений или же товариществом собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иным специализированным потребительским кооперативом.
Согласно ст.138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано, в том числе осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
Судом установлено, что Биркин В.В. является собственником нежилого помещения, находящегося в подвале многоквартирного дома по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м, помещения №, кадастровый № на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения о разделе имущества, находящегося в общей совместной собственности от ДД.ММ.ГГГГ.
Многоквартирный дом по адресу: <адрес> построен в ДД.ММ.ГГГГ году, застройщик ТСЖ «<данные изъяты>
На основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ выбран способ управления домом – управление товариществом собственников жилья «Маяк».
Согласно рабочей документации застройщиком были запроектированы дренажные колодцы, ливневая канализация с колодцами 1,2,3,4, колодец 4 с установкой погружного насоса.
Согласно экспертному заключению № по делу 2-113/2020 здание оборудовано внутренней сетью дренажа (Др), которая представлена колодцами <адрес>. Водоотведение из внутридомовой сети дренажа (Др) осуществлено во внутридомовую сеть бытовой канализации в колодец К4 сети К1 по шлангам от дренажного насоса, установленного в колодце <адрес>, который находится в нежилом помещении, принадлежащем на праве собственности истцу. Соединение между внутренней сетью дренажа (Др) и наружной сетью дождевой канализации (К2) перекрыто. При этом наружная сеть дождевой канализации (К2) отсутствует и представлена только одним колодцем №.
Как пояснил допрошенный в судебном заседании представитель ответчика ФИО29 между колодцем <адрес> колодцем К2 имеется труба, но она заглушена, вставлена пластиковая заглушка, чтобы в этот колодец не попадали стоки из колодца <адрес>. Колодец К2 не имеет других выходов. Между колодцем К2 и колодцем К4 не имеется физических соединений, это два отдельно стоящих объекта.
Заявляя требования об обязании ТСЖ «Маяк» восстановить обслуживание и эксплуатацию схемы сбора и отвода дренажных вод из-под многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, истец пояснил, что обслуживание насоса и дренажного колодца <адрес> ТСЖ не осуществляет, он вынужден нести расходы по обслуживанию насоса и колодца, в то время как данная система является общедомовым имуществом.
Как следует из ст.36 ЖК РФ и пп. «ж» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Как следует из п.5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Из пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что в находящихся в многоквартирном доме дренажных колодцах скапливается дождевая вода, грунтовые воды, которые отводятся от фундамента здания.
Поскольку дренажная система находится в границах многоквартирного дома, к функциям дренажной системы относятся отвод грунтовых вод от фундамента здания, сбор дождевой воды, при этом на цокольном этаже также находятся помещения техподполья, являющиеся общедомовым имуществом, то вся дренажная система, включая трубопроводы, соединяющие колодцы, сами колодцы, относятся к общему имуществу многоквартирного дома.
Колодец <адрес> не является частью нежилого помещения, принадлежащего Биркин В.В., а входит в состав всей дренажной системы многоквартирного дома.
Исходя из изложенного является необоснованным довод представителя ТСЖ о том, что дренажная система устроена только для отвода грунтовых вод с целью предотвращения подтопления нежилых помещений, которые не являются общедомовым имуществом, в связи с чем обслуживает только нежилые помещения.
Дренажная система не входит в зону ответственности Администрации ГО «Город Архангельск», поскольку находится в границах многоквартирного дома.
Согласно ст.138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано, в том числе осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество.
Таким образом, именно на ответчика ТСЖ «Маяк» возложена обязанность по обеспечению надлежащего состояния общедомового имущества, в том числе дренажной системы.
Пункт 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливает, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; приобретение холодной воды, горячей воды и электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме (далее - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества) при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг). Возможность указанного потребления, отведения считается предусмотренной конструктивными особенностями многоквартирного дома при наличии в таком многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление с использованием соответствующего коммунального ресурса коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, а также отведению сточных вод.
Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (п.13 Правил).
К общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения, отопления и водоотведения в многоквартирных домах относится контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации (абзац 7 пункта 18 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»).
Согласно п.5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать: проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда; устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулируещей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки; инженерный контроль за своевременным исполнением заявок нанимателей на устранение неисправностей водопровода и канализации.
При таких обстоятельствах обслуживание и эксплуатация схемы сбора и отвода дренажных вод из-под многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> включающая в себя обслуживание и эксплуатацию дренажной системы и установленный в колодце <адрес> насос для откачки дренажных вод возлагается на ТСЖ «Маяк», в связи с чем требования об обязании ТСЖ «Маяк» осуществлять обслуживание и эксплуатацию схемы сбора и отвода дренажных вод из-под многоквартирного дома по адресу: <адрес> подлежат удовлетворению.
Истцом заявлены требования о взыскании убытков в размере 38 000 руб., которые являются расходами за оказание услуг по контролю работы и регулировки насоса откачки дренажных вод
Как следует из договора об оказании услуг №К от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Биркин В.В. и ФИО30, Биркин В.В. обязуется передать в безвозмездное временное пользование исполнителю нежилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, цокольный этаж. Помещение предоставляется в безвозмездное пользование для контроля работы и регулировки насоса, откачки дренажных вод. Насос временно находится в колодце <адрес>, находящегося в помещении 2-2, связанный с сетью дренажных колодцев <адрес>, К2, предназначенных для сбора и отвода дренажных вод из-под здания <адрес> Стоимость услуг контроля за работой схемы откачки дренажных вод из-под дома составляет 2000 руб. в месяц.
Согласно чекам истцом был осуществлён перевод денежных средств в сумме 6000 руб. ДД.ММ.ГГГГ, 6000 руб. ДД.ММ.ГГГГ, 6000 руб.ДД.ММ.ГГГГ. Согласно расписке ФИО30 получил от Биркин В.В. по договору от ДД.ММ.ГГГГ №К сумму в размере 38 000 руб. наличными и безналичным способом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.1 ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно п.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для возложения на лицо имущественной ответственности за причиненные убытки необходимо установление факта несения убытков, их размера, противоправности и виновности (в форме умысла или неосторожности) поведения лица, повлекшего наступление неблагоприятных последствий в виде убытков, а также причинно-следственной связи между действиями, бездействиями этого лица и наступившими неблагоприятными последствиями.
По сообщению истца в обязанности ФИО30 по договору входило контроль работы насоса, его работоспособность, необходимость замены, чистка колодца.
Между тем истцом не представлено доказательств необходимости несения указанных расходов, необходимость круглосуточного контроля за работой насоса. Не обоснован размер убытков – 2000 руб. в месяц.
Порядок осмотров общедомового имущества определён в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В связи с чем в удовлетворении требований о взыскании убытков в размере 38 000 руб. необходимо отказать.
Разрешая требования об обязании подключить схему сбора дренажных вод согласно проекту (чертеж 051.05 НВК, исполнитель трест ОАО «Трест Спецдорстрой») по адресу: <адрес>, суд приходит к следующему.
В судебном заседании истец пояснил, что под требованием обязать подключить схему сбора дренажных вод согласно проекту понимается следующее: убрать заглушку между дренажным колодцем Др4 и колодцем наружной сети дождевой канализации К2, перенести насос в колодец сети дождевой канализации К2, организовать перекачку дренажных вод из колодца сети дождевой канализации К2 в колодец К4 канализационной сети.
Согласно заключению эксперта № по делу 2-113/2020 экспертом установлено следующее:
- при строительстве жилого дома не выполнена в полном объеме наружная сеть дождевой канализации (К2). Сеть К2 представлена только один колодцем №, который не обеспечивает соблюдение требований пунктов 2.11-2.19, 2.26-2.28 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 «Канализация». Наружные сети и сооружения». Это не позволяет надлежащим образом эксплуатировать наружную сеть дождевой канализации (К2);
- при строительстве жилого дома не выполнена перекладка участка наружной сети бытовой канализации (К1) между колодцами 1 и 3. Трубопровод сети К1 между колодцами 1 и 2 не обладает необходимым уклоном: значение ниже проектного в 5 раз и составляет 0,001. Указанное значение не соответствует пункту 2.41 СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения»;
- в период корректировки проекта и прохождения государственной экспертизы возникла путаница в значении высоты технического подполья, в результате которой в разделе 3.2 положительного заключения повторной государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного Управлением архитектуры и градостроительства Архангельской области ошибочно указана высота 2,5 м. Эксперт считает, что высотой подполья следует считать величину 2,14 м, так как указанное значение приведено в нескольких чертежах рабочей документации, приведенной в Приложении Д-7, материалах дела (листы 76-78 гражданского дела № том 2), в том числе при согласовании с МУП «Водоканал» (л.д. 76 том 2). Внутренняя сеть дренажа (Др) запроектирована при высоте технического подполья – 2,14 м (приложение Д-7). Фактическая высота технического подполья составляет 2,54 м. В результате понижения отметки пола уровень грунтовых вод расположен выше отметки пола на 400 мм.
Все нарушения, установленные при производстве экспертизы, возникли при строительстве дома, не носят эксплуатационный характер и могут быть устранены путем приведения в соответствие с проектом.
Между тем ТСЖ «Маяк» не является застройщиком, в обязанности ТСЖ входит обеспечение надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Работы по подключению схемы сбора дренажных вод согласно проекту не относятся к работам по содержанию общего имущества многоквартирного дома, а представляют собой реконструкцию и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, решение о проведении которых может быть принято только общим собранием собственников многоквартирного дома.
Нарушения, допущенные при строительстве дома, не являются следствием ненадлежащего исполнения ответчиком – ТСЖ «Маяк» своих обязательств по содержанию общедомового имущества.
Кроме того как следует из экспертного заключения и пояснений сторон внутренняя сеть дренажа (Др) запроектирована при высоте технического подполья – 2,14 м. Предполагалось, что водоотведение будет происходить в ливневую канализацию К2, которая предусмотрена по проекту, погружной насос, который должен был быть установлен в колодце К2, в аварийных ситуациях откачивал бы воду в колодец канализационной сети К4. Между тем ливневой канализации не существует, уровень пола ниже проектного на 400 мм. В связи с чем перенос насоса в колодец К2 не будет соответствовать проекту.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований об обязании подключить схему сбора дренажных вод согласно проекту необходимо отказать.
В удовлетворении требований, предъявленных к ООО «РВК-Архангельск», Администрации ГО «Город Архангельск», также необходимо отказать.
Правовые основы отношений в сфере водоснабжения и водоотведения установлены в Федеральном законе от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Этим же Законом определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов сфере водоснабжения и водоотведения.
Так, в силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.
Согласно договору холодного водоснабжения и водоотведения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключённому между ТСЖ «Маяк» и ООО «РВК-Архангельск» на балансе общества находится наружная канализация Д-150мм от жилого <адрес> флотилии, включая колодец к-1.
Дренажно-ливневая канализация на балансе организации ВКХ не находится в силу п.1 ст.12 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 N 416-ФЗ.
Подключение водоотведения дренажных вод от <адрес> ГО «<адрес>».
На основании ст.98 ГПК РФ с ТСЖ «Маяк» в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Биркин В.В. (паспорт №) к товариществу собственников жилья «Маяк» (ИНН 2901206508), Администрации городского округа «Город Архангельск» (ИНН 2901065991), обществу с ограниченной ответственностью «РВК-Архангельск» (ИНН 7726747370) об обязании осуществлять обслуживание и эксплуатацию схемы сбора и отвода дренажных вод из-под многоквартирного дома, взыскании убытков, обязании подключить схему сбора дренажных вод согласно проекту удовлетворить частично.
Обязать товарищество собственников жилья «Маяк» (ИНН 2901206508) осуществлять обслуживание и эксплуатацию схемы сбора и отвода дренажных вод из-под многоквартирного дома по адресу: <адрес>
В удовлетворении исковых требований о взыскании убытков, обязании подключить схему сбора дренажных вод согласно проекту, исковых требований к Администрации городского округа «Город Архангельск» (ИНН 2901065991), обществу с ограниченной ответственностью «РВК-Архангельск» (ИНН 7726747370) отказать.
Взыскать с товарищества собственников жилья «Маяк» (ИНН 2901206508) в доход бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г.Архангельска в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 19.04.2023.
Судья А.А. Лукина