Дело № 2а-735/2021
УИД 74RS0038-01-2021-000236-69
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 февраля 2021 года с. Долгодеревенское
Сосновский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Гладких Е.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лобовой Ю.А.,
с участием прокурора Семенова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению начальника отдела МВД России по Сосновскому району Челябинской области к Герасимову А.Г. об установлении административного надзора,
У С Т А Н О В И Л:
Начальник Отдела МВД России по Сосновскому району Челябинской области обратился в суд с административным иском, в котором просит рассмотреть вопрос об установлении в отношении Герасимова А.Г. административного надзора на срок погашения судимости, с применением следующих административных ограничений: обязательная явка в ОМВД России по Сосновскому району один раз в месяц для регистрации; запрет выезда за пределы Челябинской области, запрет на пребывание вне жилого помещения с 22:00 до 06:00.
В обоснование требований указано, что Герасимов А.Г. был осужден ДАТА Металлургическим районным судом г. Челябинска по ч. 2 ст. 228, ч. 2 ст. 228, ч. 1 ст. 228 УК РФ к лишению свободы сроком на шесть лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Освобожден из мест заключения ДАТА по постановлению об условно-досрочном освобождении от ДАТА, условно-досрочно на неотбытый срок 11 месяцев. Учитывая, что Герасимов А.Г. осужден за совершение умышленного тяжкого преступления при опасном рецидиве, в период непогашенной судимости за совершение тяжких преступлений, за которые осуждался к реальному лишению свободы, вновь совершил тяжкое преступление.
Представитель административного истца Маджар К.А. в судебном заседании поддержала требования, изложенные в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Герсимов А.Г. и его представитель Погорелов А.В. в судебном заседании возразили относительно удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что административный ответчик в связи с производственной необходимостью вынужден выезжать за пределы Челябинской области, в том числе в ночное время. При этом Герасимов А.Г. в судебном заседании также пояснил, что готов дважды являться для регистрации в отдел полиции для регистрации.
Помощник прокурора Семенов А.В. дал заключение о возможности удовлетворения заявленных требований.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав все материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основания, порядок и процедура применения административного надзора, а также круг лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, урегулированы главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от 06 апреля 2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон № 64-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Из пункта 2 части 2 статьи 3 указанного Федерального закона следует, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, приговором Металлургического районного суда города Челябинска от ДАТА, вступившим в законную силу ДАТА, Герасимов А.Г. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 228, ч. 1 ст. 228 УК РФ, назначено наказание в виде лишения свободы сроком на шесть лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Вышеуказанным приговором установлено, что Герасимов А.Г. совершил тяжкое преступление, в его действиях имеется опасный рецидив преступлений.
На основании постановления Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от ДАТА Герасимов А.Г. освобожден от отбытия наказания, назначенного по приговору Металлургического районного суда г. Челябинска от ДАТА, условно-досрочно на неотбытый срок 11 месяцев.
В соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения тяжкого преступления (ч. 2 ст. 228 УК РФ) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении шести лет после отбытия наказания.
Следовательно, продолжительность срока административного надзора в отношении Герасимова А.Г. составляет 6 лет, и не может быть снижена в силу предписаний пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. При этом срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Таким образом, учитывая, что Герасимов А.Г. является совершеннолетним лицом, имеет непогашенную судимость по приговору Металлургического районного суда города Челябинска от ДАТА за совершение тяжкого преступления при наличии в его действиях опасного рецидива, суд приходит к выводу о наличии оснований для установления в отношении него административного надзора на 6 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно части 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и виды административных ограничений.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории, обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения в виде :
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Определяя виды административных ограничений, направленных на обеспечение индивидуального профилактического воздействия, суд учитывает личность ответчика, характер и степень общественной опасности совершенного деяния, его поведение после освобождения из мест лишения свободы.
Учитывая, что период с момента освобождения (с ДАТА) до настоящего времени Герасимов А.Г. к административной либо уголовной ответственности не привлекался, официально трудоустроен, по месту работы и жительства характеризуется положительно, проживает по месту регистрации с супругой и двумя несовершеннолетними детьми, суд полагает разумным и целесообразным установить в отношении Герасимова А.Г. административный надзор с ограничениями в виде обязательной явки в отдел внутренних дел 2 раза в месяц для регистрации и запрета выезда за пределы Челябинской области (без запрета на пребывание вне жилого помещения с 22:00 до 06:00) на срок погашения судимости (шесть лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания).
Доводы административного ответчика о необходимости выезда за пределы Челябинской области для исполнения трудовых обязанностей основанием для исключения данного ограничения не являются.
При этом учитывает, что согласно части 3 статьи 12 Федерального закона № 64-ФЗ, в случаях предусмотренных пунктами 3, 4 и 5 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу на пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными жизненными обстоятельствами, которые могут быть связаны, в том числе с выполнением трудовых обязанностей.
Вышеуказанные меры соответствуют целям и задачам административного надзора недопущения совершения новых преступлений и других правонарушений, оказания помощи в возвращении и приобретении необходимых возможностей и способностей к жизни в обществе с соблюдением норм права, их установление носит императивный характер в силу прямого указания пункта 2 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года. В случае совершения тяжкого или особо тяжкого преступления установление административного надзора является обязательным. Установление административного надзора не является дополнительным либо повторным наказанием за одно и тоже преступление, а устанавливается в соответствии с Федеральным законом для иных целей.
При разрешении настоящего административного иска суд также учитывает, что установление административного надзора с административными ограничениями является временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, и не может быть истолковано как не соответствующее Конституции РФ и международным договорам о правах человека, поскольку административный надзор установлен Федеральным законом именно в целях защиты государственных и общественных интересов.
Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), не является наказанием, а относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2).
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление начальника ОМВД России по Сосновскому району удовлетворить в части.
Установить в отношении Герасимова А.Г., ДАТА года рождения, административный надзор на срок шесть лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Металлургического районного суда города Челябинска от ДАТА, с применением административного ограничения в виде:
обязательной явки в отдел внутренних дел 2 раза в месяц для регистрации;
запрета выезда за пределы АДРЕС.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки поднадзорного Герасимова А.Г. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области.
Председательствующий:
Решение суда изготовлено в окончательной форме 09 февраля 2021.
Председательствующий: