Дело № 2- 352/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Салехард                                                                                05 мая 2022 года

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего Поздняковой М.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семикиной А.А.,

с участием истца – помощника прокурора г. Салехард Румянцева Д.А.,

представителя ответчика Долженко М.С.,

представителя третьего лица Эрендженова,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Салехарда в интересах неопределенного круга лиц и Пузанова ФИО5 к Администрации муниципального образования города Салехард о признании незаконным распоряжения в части, обязании совершить определенные действия,

установил:

прокурор г. Салехард обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и Пузанова А.Г. с исковым заявлением к Администрации муниципального образования города Салехард о возложении обязанности по выполнению страховочных мероприятий, страховочные мероприятия и работы по усилению конструкций фундамента и цокольного перекрытия <адрес> по переулку Строителей в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа, признании незаконным распоряжения Администрации МО город Салехард -р от <дата> «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» незаконным в части сроков расселения из аварийного и подлежащего сносу многоквартирного <адрес> по переулку Строителей в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа до 31 декабря 2025 года, просит обязать Администрацию муниципального образования города Салехард в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу установить срок расселения и сноса указанного многоквартирного дома в период 2022 года.

В обоснование иска указано, по результатам проведенной прокуратурой города проверки по обращению Пузанова А.Г. установлено, что органами местного самоуправления при реализации полномочий по осуществлению содержания муниципального жилищного фонда, допущены нарушения требований жилищного законодательства, в том числе при определении срока расселения аварийного многоквартирного <адрес> в г.Салехарде.. На момент признания дома аварийным и подлежащим сносу, имеется реальная угроза обрушения дома, нахождение в данном доме является опасным для граждан по причине его самопроизвольного разрушения. В ходе осмотра многоквартирного дома выявлена значительная его просадка, уклоны и просадки пола, лестничных маршей, раскрытие мест сопряжения наружной стены с потолком в <адрес>, следы протечек на отделке потолков в местах общего пользования. Фактическое состояние дома при отсутствии страховочных мероприятий свидетельствует о возможности ухудшения состояния его несущих конструкций. Срок расселения и сноса дома до 31.12.2025 является чрезвычайно длительным, поскольку имеется реальная угроза обрушения дома.

Определением суда в качестве третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований к участию в деле привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации МО г. Салехард, ООО «Единая городская управляющая компания», ООО «Стройжилсервис» Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО, ООО «Кит»ю

В судебном заседании помощник прокурора Румянцев Д.А. исковые требования поддержал по доводам, изложенные в иске.

Истец Пузанов А.Г., представитель третьего лица Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации МО г. Салехард, Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО, ООО «Кит», ООО «Стройжилсервис» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица ООО «ЕГУК» в судебном заседании подтвердил, что дом находится аварийном состоянии, что влечет угрозу его обрушения.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд рассматривает дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Представитель ответчика Долженко М.С. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились.

Заслушав стороны, изучив и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Частями 1 и 2 ст. 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти, органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. 2 Жилищного кодекса РФ).

Пунктом 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения поселения относится осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесены признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (п. 8 и п. 10 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

Под муниципальным жилищным контролем в соответствии с ч. 1.1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований жилищного законодательства в отношении жилищного фонда, находящегося в частной собственности.

В силу п. 6 и 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в числе прочих, к вопросам местного значения городского округа относятся - участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту Закон №68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Конкретные полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены п. 2 ст. 11 Закона №68-ФЗ, в частности к ним относятся: самостоятельная организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также осуществление их финансирования (п. п. "г", "е").

В таком случае, при выявлении признаков аварийности жилых домов, при которых дальнейшее проживание граждан является угрожающим для их безопасности, органами местного самоуправления должны приниматься меры направленные на предупреждения причинению вреда жизни и здоровью граждан.

Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В силу п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), а также в случае необходимости, в том числе в случае проведения обследования помещений на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, предусмотренного пунктом 42 настоящего Положения, - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

В силу п. 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Судом установлено и следует из материалов дела, 10 мая 2018 года по результатам обследования основных конструкций многоквартирного жилого дома, 1979 года постройки, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Строителей, <адрес>, проведенного МКУ «Салехардская дирекция единого заказчика», установлено, что стены и перегородки жилого дома находятся в ограниченно работоспособном техническом состоянии и имеют дефекты(отклонение от вертикальных и горизонтальных плоскостей, трещины в местах сопряжений со смежными конструкциями), свидетельствующие о снижении их эксплуатационных качеств; чердачное перекрытие жилого дома имеет дефекты, свидетельствующие о снижении их эксплуатационных качеств и находятся в ограниченно работоспособном техническом состоянии; цокольное перекрытие дома находится в недопустимом техническом состоянии, отсутствие проветривания подполья и наличие подтопления под основанием дома оказывает неблагоприятное воздействие на фундаменты и грунтовое основание; искривление горизонтальных линий, прогибы, деформации при динамических нагрузках; отсутствие проветривания подполья; наличие подтопления основания грунтовыми водами с образованием ледяных масс, состояние фундаментов жилого дома оценивается как недопустимое; физический износ дома согласно ВСН 53-86(р) 67%; состояние фундамента, цокольного перекрытия оценивается как недопустимое, состояние чердачного перекрытия, несущих стен и перегородок оценивается как ограничено работоспособное.

Заключением межведомственной комиссии, назначенной распоряжением Администрации МО г. Салехард -р от <дата> «О создании межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилого фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального и частного жилищного фонда города Салехарда» от <дата>, выявлены основания для признания многоквартирного <адрес> по пер. Строителей в г. Салехард аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением Администрации МО г. Салехард -р от <дата> многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу со сроком выселения нанимателей муниципальных жилых помещений – до <дата>.

В ходе проведения прокуратурой г. Салехард по обращению Пузанова А.Г. проверки по соблюдению Администрации МО г. Салехард требований жилищного законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при расселении аварийного <адрес> по пер. Строителей в г. Салехарде установлено, что протоколом визуального обследования от 13 января 2022 года, проведенного ГКУ ЯНАО «Ямалтехэнергоконтроль», зафиксированы перекосы дверных и оконных проемов, искривление горизонтальных и вертикальных линий профиля здания; повреждения механического характера отделки наружных стен повсеместно; раскрытие мест сопряжения наружной стены с потолком (чердачное перекрытие) на отдельном участке в <адрес>, раскрытие мест сопряжения внутренних стен местами в <адрес>, разрывы, смещение обоев местами, деформация, уклоны цокольного перекрытия, повреждения механического характера покрытия пола в ходовых местах, деформация, уклоны, обрушение чердачного перекрытия, следы протечек на отделке потолков в местах общего пользования (подъезд), повреждения механического характера досок площадок и лестниц; дефекты и повреждения (уклоны, деформации) лестничных маршей; механические повреждения асбестоцементных листов покрытия кровли.

Как следует из ведомости зарегистрированных МКУ «Финансовая дирекция городского хозяйства», по адресу: <адрес>, пер. Строителей, <адрес>, в указанном <адрес> квартиры находятся в муниципальной собственности: <адрес>, 5,6, 10,

Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.

Вместе с тем, многоквартирный <адрес> по пер. Строителей в г. Салехард признан аварийным и подлежащим сносу муниципальным органом.

Между ООО «ЕГУК» и Администраицей МО г. Салехард 01.05.2021 был заключен договор сроком действия до 01.06.2021 оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.

Постановлением Администрации МО г. Салехард от 20.04.2021 для управления многоквартирным домом по пер. Строителей, <адрес> определена управляющая организация ООО «Кит» до выбора способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.

Актами текущего осмотра от 03.11.2020 ООО «Единая городская управляющая компания» установлено, что требуется дополнительное детальное обследование специализированной организацией многоквартирного ома для рассмотрения вопроса о целесообразности проведения поддерживающих мероприятий.

Из вышеизложенного следует, что фактическое состояние многоквартирного дома, при отсутствии страховочных мероприятий свидетельствует о возможности ухудшения состояния его несущих конструкций, учитывая аварийное состояние дома, при котором дальнейшее проживание в нем граждан является угрожающим для их безопасности, суд приходит к выводу о том, что органами местного самоуправления должны приниматься меры направленные на предупреждения причинению вреда жизни и здоровью граждан.

Доводы стороны ответчика о том, что обязанности по выполнению страховочных мероприятий и работ по усилению конструкций фундамента и цокольного перекрытия дома должны быть возложены не только на администрацию МО г. Салехард, но и на всех собственников помещений, которые обязаны в силу закона принимать меры по устранению дефектов общего имущества многоквартирного дома, являются необоснованными.

Указанные работы являются неотложными мерами, проведение данных мероприятий необходимо для предотвращения угрозы обрушения дома, а не в целях проведения работ по капитальному ремонту объекта недвижимости. Из-за бездействия администрации МО г. Салехард по расселению указанного дома с 2018 года существует реальная угроза жизни и здоровью граждан.

В связи с чем, исковые требования прокурора города Салехард по выполнению страховочных мероприятий и работ по усилению конструкций фундамента и цокольного перекрытия дома для устранения угрозы жизни и здоровья проживающих в нем граждан, подлежат удовлетворению.

Пунктом 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В силу абзаца второго п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в п. 22 Постановления от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.

Учитывая состояние аварийного дома, нахождение фундамента, цокольных перекрытий и конструкций несущих стен многоквартирного дома в недопустимом состоянии, отсутствие водоотводных лотков, что было установлено заключением МКУ «Салехардская дирекция единого заказчика» еще в 2018 году, признание дома в 2018 году аварийным и подлежащим сносу, а также учитывая бездействие ответчика, не принявшего меры к укреплению несущих конструкций и фундамента дома до его расселения и сноса, суд приходит к выводу о том, что установленный администрацией срок расселения дома - до 31 декабря 2025 года не отвечает требованиям разумности, является недопустимым при существующей угрозе обрушения дома, реальной угрозе жизни и здоровья граждан.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу также об удовлетворении исковых требований к администрации МО г.Салехард о признании незаконным распоряжения -р от <дата> в части установления сроков расселения и сноса многоквартирного <адрес> по пер. Строителей в г.Салехарде и возложении обязанности на Администрацию МО г. Салехард о повторном рассмотрении вопроса с принятием по нему решения об установлении сроков расселения жильцов указанного многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в части установления разумного срока расселения многоквартирного дома и его сноса.

По информации НО «ФЖС ЯНАО» на территории МО город Салехард планируются к вводу многоквартирные дома во 2, 3 кварталах 2022 года, 2023, 2024 годах, исходя из требований разумности и сроков, необходимых для организации расселения многоквартирного дома, суд считает необходимым определить срок расселения жильцов подлежащего сносу многоквартирного <адрес> по пер.Строителей в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа в период 2023 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора г. Салехарда в интересах неопределенного круга лиц и Пузанова ФИО6 к Администрации муниципального образования города Салехард – удовлетворить в части.

Признать незаконным распоряжение Администрации МО город Салехард -р от <дата> «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части сроков расселения из аварийного и подлежащего сносу многоквартирного <адрес> по переулку Строителей в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа до <дата>.

Обязать Администрацию муниципального образования города Салехард в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос с принятием по нему решения об установлении сроков расселения жильцов подлежащего сносу многоквартирного <адрес> по пер.Строителей в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа в период 2023 года.

Обязать Администрацию муниципального образования города Салехард произвести страховочные мероприятия и работы по усилению конструкций фундамента и цокольного перекрытия <адрес> по переулку Строителей в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа.

Решение может быть обжаловано в суде Ямало - Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы через Салехардский городской суд Ямало - Ненецкого автономного округа.

Председательствующий                                                 М.И. Позднякова

Решение в окончательной форме составлено 13 мая 2022 года.

2-352/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Салехарда
Пузанов Александр Гаврилович
Ответчики
Администрация МО г.Салехард
Другие
ООО "КИТ"
ООО "ЕГУК"
Фонд жилищного строительства ЯНАО
ООО "Стройжилсервис"
Департамент строительства и жилищнйо политики ЯНАО
Суд
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Позднякова Мария Игоревна
Дело на сайте суда
salehardsky.ynao.sudrf.ru
19.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.01.2022Передача материалов судье
21.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.02.2022Судебное заседание
17.03.2022Судебное заседание
07.04.2022Судебное заседание
05.05.2022Судебное заседание
13.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее