Решение по делу № 33-6045/2021 от 17.06.2021

Судья Доценко Л.А. дело № 33-6045/2021 (№ 2-991/2021)

77RS0021-01-2020-002736-22

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19июля2021года городВладивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: судьи-председательствующего Прасоловой В.Б.,

судей Бузьской Е.В., Семенцова А.О.,

при секретаре Клюгер Т.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Уссурийского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 6 апреля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Семенцова А.О., пояснения прокурора Кушнарева А.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

военный прокурор Уссурийского гарнизона обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Минобороны РФ, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ о возложении обязанности. В иске указал, что лечебное здание ФГКУ «439 Военный госпиталь», расположенное по адресу: <адрес>, находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Это влечет угрозу жизни и здоровью неопределенного числа лиц, причинение вреда государственному имуществу. Минобороны РФ является лицом, имеющим полномочия собственника данного имущества, принадлежащего государству. В целях содержания собственного имущества им создано ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд обязать ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ провести внеплановый осмотр здания, в рамках которого установить объем работ по капитальному ремонту; обязать Минобороны РФ при проведении такого осмотра обеспечить участие в нем специализированной организации; обязать Минобороны РФ выполнить работы по капитальному ремонту здания согласно результатам осмотра.

В судебном заседании прокурором требования иска были поддержаны. Представитель ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ согласился с требованиями иска. Представитель Минобороны РФ в суд не явился, направил возражения, в которых просил иск оставить без удовлетворения и рассмотреть дело в его отсутствие.

Решением суда исковые требования прокурора удовлетворены. На ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» в лице филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по ВВО возложена обязанность в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного-стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», п.п. 44, 45 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Минобороны России от 30.12.2017 № 860, и приказа начальника ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России от 21.02.2018 № 35 в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести внеплановый (внеочередной) осмотр лечебного здания ФГКУ «439 Военный госпиталь» МО РФ (инв. № 38), расположенного по адресу: <адрес>, в рамках которого установить объемы работ по капитальному ремонту.

На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность при проведении внепланового (внеочередного) осмотра лечебного здания ФГКУ «439 Военный госпиталь» МО РФ (инв. № 38), расположенного по адресу: <адрес>, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить участие в указанном осмотре специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов, в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность провести капитальный ремонт лечебного здания ФГКУ «439 Военный госпиталь» МО РФ (инв. № 38), расположенного по адресу: <адрес>, согласно результатам проведенного внепланового (внеочередного) осмотра.

С таким решением не согласилось Минобороны РФ, его представителем подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу об отмене решения и отказе в иске к Минобороны РФ. В обоснование апелляционной жалобы указано, что в соответствии с уставом капитальный и текущий ремонт имущества Минобороны РФ осуществляется ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ. Требование об обеспечении ответчиком участия в осмотре специализированной организации не основано на законе. Прокурор ссылается на то, что круг лиц, в интересах которых он обращается является неопределенным, однако данный круг может быть определен, следовательно прокурор не имеет право на иск.

Прокурором поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит оставить решение без изменения.

В суд апелляционной инстанции представители ответчиков, извещенные о времени и месте его рассмотрения, не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Руководствуясь положениями ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.

Выслушав прокурора, поддержавшего доводы возражений на апелляционную жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу о частичной отмене решения суда по следующим основаниям.

В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, в отношении которого в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" допускается заключение концессионного соглашения, может быть передано концессионеру в соответствии с указанным Федеральным законом.

Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению Федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).

Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 утверждено Положение о Минобороны России (далее – Положение), в котором закреплены его полномочия.

В силу пп. 71 п. 7 Положения Минобороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.

В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из материалов дела следует, что полномочия собственника лечебного здания ФГКУ «439 Военный госпиталь» МО РФ (инв. № 38), расположенного по адресу: <адрес>, осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

Приказом Министра обороны Российской Федерации № 155 от 02.03.2017 создано ФГБУ «ЦЖКУ МО РФ». Основной целью его деятельности является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ.

Возлагая на ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ обязанность провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания, суд первой инстанции исходил из необходимости определения конкретного объема работ по капитальному ремонту этого здания.

В данной части решение суда не обжалуется. Оснований для проверки решения в указанной части по инициативе судебной коллегии не имеется.

Проверяя решение в части возложения на Министерство обороны РФ обязанностей по обеспечению участия специализированной организации в осмотре здания, судебная коллегия не может признать решение в этой части правильным, так как оно не соответствует вышеприведенным нормам материального права.

Поскольку спорное здание передано Министерством обороны РФ на обслуживание ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, и судом на данное учреждение возложена обязанность по проведению осмотра этого имущества, при этом, порядок организации и проведения такого осмотра, прописанный в Постановлении Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, предполагает совершение обслуживающей организацией всех необходимых действий, связанных с осмотром, и не требует от собственника имущества обязательного обеспечения участия в осмотре специализированных организаций, а в случае необходимости этот вопрос подлежит разрешению собственником самостоятельно, то оснований для возложения на Министерство обороны РФ соответствующей обязанности в данном случае не имелось, что не было учтено судом при разрешении спора.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда в части возложения на Министерство обороны РФ указанной обязанности, как принятое при неверном применении норм материального права, и вынести в данной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В части возложения на Министерство обороны РФ обязанностей по капитальному ремонту здания, решение суда является законным и обоснованным, ввиду следующего.

Нуждаемость здания в капитальном ремонте подтверждена представленными в материалы дела доказательствами.

Согласно акту от 01.06.2017 ВВО/ЖЭ(К)О № 2/1/231 лечебное здание передано в эксплуатацию ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ.

Сама по себе передача в 2017 году здания в эксплуатацию ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в целях текущего обслуживания не освобождает Министерство обороны РФ, осуществляющее полномочия собственника этого здания, от обязанностей по его содержанию и не свидетельствует о том, что к ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ перешли, в том числе обязательства по ремонту строения, не исполненные военным ведомством к моменту передачи данного имущества.

Факт создания ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в указанных целях и предусмотренное уставом право ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на такие виды деятельности как проведение текущего и капитального ремонта не обязывает учреждение на их осуществление в отношении любого имущества Минобороны России.

Такая обязанность может быть установлена для бюджетного учреждения в отношении имущества, принадлежащего ему на вещном праве (праве оперативного управления – п. 1 ст. 123.21 ГК РФ), либо в силу обязательства, возникающего на основании государственного задания (п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»), или на основании договора (контракта) (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

В материалы дела Минобороны России не представлены доказательства нахождения здания в оперативном управлении ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ и доказательства, подтверждающие право учреждения самостоятельно принимать решение и получать денежные средства на его текущий или капитальный ремонт.

При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для возложения на ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ обязанности по проведению капитального ремонта здания не имеется.

Понуждение лица, осуществляющего полномочия собственника имущества в целях охраны прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, имеющих право им пользоваться, и целях недопущения разрушения государственного имущества, не свидетельствует о вмешательстве суда в административно-хозяйственную деятельность Министерства обороны РФ.

Доводы жалобы Министерства обороны РФ о том, что вопрос о признании спорного объекта недвижимости нуждающимся в проведении капитального ремонта относится к исключительной компетенции МО РФ, а суд не вправе своим решением подменять его компетенцию, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем подлежат отклонению.

Утверждение Министерства обороны РФ о том, что к зданию имеет доступ ограниченный круг лиц, который можно определить, судебная коллегия полагает недостаточно обоснованным, поскольку данный иск подан в интересах граждан и государства, т.е. круг лиц, в защиту которых подано заявление, не является определенным. Перечень лиц, имеющих доступ в здание, не является неизменным и может меняться в течение времени. В связи с этим, он не может быть определен в период рассмотрения дела и период исполнения судебного решения.

Обязанность по проведению осмотра здания возложена судом на филиал ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по Восточному военному округу. В указанной части решение суда не соответствует ст. ст. 48, 49, п. 3 ст. 55 ГК РФ, ст. 36 ГПК РФ, в связи с чем указание на необходимость исполнения возложенной судом обязанности филиалом ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ подлежит исключению из резолютивной части решения.

Оснований для отмены либо изменения решения суда в остальной части по доводам апелляционной жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Уссурийского районного суда Приморского края от 6 апреля 2021 года отменить в части возложения на Министерство обороны РФ обязанности по обеспечению при осмотре лечебного здания ФГКУ «439 Военный госпиталь» участия специализированных организаций.

Принять в отмененной части новое решение.

Требование военного прокурора Уссурийского гарнизона о возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда при проведении внепланового (внеочередного) осмотра лечебного здания ФГКУ «439 Военный госпиталь» МО РФ (инв. № 38), расположенного по адресу: <адрес>, обеспечить участие в указанном осмотре специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов, в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» оставить без удовлетворения.

Исключить из абзаца первого резолютивной части решения суда слова «в лице филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Восточному военному округу».

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 23.07.2021.

Председательствующий

Судьи

33-6045/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный пркурор Уссурийского гарнизона
Ответчики
ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Семенцов Антон Олегович
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
18.06.2021Передача дела судье
19.07.2021Судебное заседание
27.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2021Передано в экспедицию
19.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее