Дело № 12-181/2024
43RS0001-01-2024-003257-95
РЕШЕНИЕ
по жалобе на определение
по делу об административном правонарушении
14 июня 2024 года г. Киров
Судья Ленинского районного суда г. Кирова Бородина Н.А.,
при секретаре Ревякиной В.Ю.,
рассмотрев жалобу К.В.А. на определение ведущего специалиста-эксперта отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Кировской области Ф.В.И. от {Дата изъята} {Номер изъят} об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Ш.И.В.,
У С Т А Н О В И Л:
{Дата изъята} УМВД России по г. Кирову в адрес Управления Роспотребнадзора по Кировской области направлен материал проверки, зарегистрированный в КУСП-1 {Номер изъят} от {Дата изъята} об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.14.4 КоАП РФ для рассмотрения и принятия решения.
Определением от {Дата изъята} в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ отказано на основании п. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным определением, {Дата изъята} К.В.А. обратился с жалобой, в которой просит отменить определение от {Дата изъята}, в обоснование указав на неправомерность вывода должностного лица, о том что Ш.И.В. утратил статус хозяйствующего субъекта, поэтому полномочия государственного органа на него не распространяются, рассмотрение дела прекращается, а правонарушения в период деятельности индивидуальным предпринимателем не подлежат административному наказанию. Также заявитель просит восстановить срок подачи жалобы, поскольку обращался в Управление Роспотребнадзора по Кировской области с просьбой об исправлении определения, ответ был получен {Дата изъята}.
Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1 - 25.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Как следует из материалов дела, К.В.А. после получения определения обращался в Управление Роспотребнадзора по Кировской области с жалобой на указанный акт, ответ получен К.В.А. {Дата изъята}, в Ленинский районный суд г. Кирова жалоба подана {Дата изъята}.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд определением от {Дата изъята} удовлетворил ходатайство о восстановлении срока, назначив рассмотрение жалобы по существу на {Дата изъята}.
Заслушав в судебном заседании заявителя К.В.А. и должностное лицо, вынесшее обжалуемое определение, Ф.В.И., исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 28.1 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении может быть начато при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, {Дата изъята} в ОП № 1 УМВД России по г.Кирову поступило сообщение К.В.А. с указанием на следующее событие административного правонарушения: {Дата изъята} в ломбарде по адресу {Адрес изъят} он купил болгарку, которая не работает, обратно не принимают, деньги не возвращают.
{Дата изъята} от К.В.А. получено объяснение, из которого следует, что {Дата изъята} в комиссионном магазине «Титан» по адресу {Адрес изъят} он купил УШН (аккумуляторную) с одним блоком питания, в самом магазине удостоверился, что инструмент рабочий, произвел оплату за товар в размере 2990 рублей, переводом денежных средств на {Номер изъят}, после чего кассир передал инструмент и кассовый чек. {Дата изъята} при работе с УШМ обнаружил, что инструмент не работает, К.В.А. решил, что ему продали заранее испорченный товар, в связи с чем обратился в полицию, причинённый ущерб составляет 2990 рублей, вопрос о взыскании ущерба планирует решить в рамках гражданских правоотношений.
Определением от {Дата изъята} материалы проверки КУСП-1{Номер изъят} от {Дата изъята} переданы в Управление Роспотребнадзора по Кировской области.
Отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении, ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Кировской области Ф.В.И. указал, что одним из элементов состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, является субъект правонарушения, согласно выписке ЕГРИП с официального сайта ФНС России Ш.И.В. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя {Дата изъята}, поэтому отсутствует обязательный признак состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, - субъект административного правонарушения.
С указанным выводом должностного лица суд не соглашается, поскольку выводы об отсутствии состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, изложенные в определении, не основаны на представленных доказательствах и требованиях закона.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении.
При этом частями 2, 3 указанной статьи определено, что такие сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 указанной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Исходя из положений ч. 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Таким образом, установление всех обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, должно основываться на полном и всестороннем исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи.
Материалы дела свидетельствуют о том, что указанные К.В.А. обстоятельства предполагаемого административного правонарушения, уполномоченным должностным лицом не проверены в полном объеме.
При поступлении сведений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, должностное лицо административного органа в соответствии с положениями статей 28.7, 26.10 КоАП РФ не лишено возможности возбудить дело об административном правонарушении и установить обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Вместе с тем, фактические обстоятельства, изложенные в поступившем материале, не проверены, документы, подтверждающие факт продажи товара, не исследовались, Ш.И.В., а также другие работники ломбарда, в том числе выразивший по телефону готовность дать письменные объяснения работник (Артем), в ходе проведения проверки не опрашивались.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.4.2 и 14.4.3 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения заключается в продаже товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 КоАП РФ.
Субъектами административных правонарушений, предусмотренных вышеуказанной статьей, являются юридические лица, их руководители, иные должностные лица и работники, индивидуальные предприниматели, а также граждане, осуществляющие продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг населению.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 14 Постановления Пленума N 18 от 24 октября 2006 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Должностное лицо, установив, что Ш.И.В. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя {Дата изъята}, сделал вывод об отсутствии обязательного признака состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, - субъекта административного правонарушения.
Вместе с тем, факт продажи в ломбарде болгарки состоялся {Дата изъята}, субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, является как индивидуальный предприниматель, так и гражданин – физическое лицо.
Следовательно, выводы должностного лица об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, являются преждевременными, сделанными без установления всех имеющих значение обстоятельств и проверки всех доводов.
Кроме того, должностное лицо Ф.В.И. в судебном заседании пояснил, что при рассмотрении гражданского дела {Номер изъят} у мирового судьи судебного участка № 68 Первомайского судебного района г.Кирова (резолютивная часть заочного решения представлена заявителем) Управление Роспотребнадзора давало заключение, отношения между К.В.А. и Ш.И.В. признаны судом потребительскими.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что при вынесении определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от {Дата изъята} должностным лицом административного органа допущено существенное нарушение процессуальных требований КоАП РФ, не позволившее всесторонне, полно и объективно установить подлежащие выяснению обстоятельства.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, влекущими отмену вынесенного определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направлении материалов на новое рассмотрение; учитывая при этом, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4. ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
жалобу К.В.А. удовлетворить.
Определение ведущего специалиста-эксперта отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Кировской области Ф.В.И. от {Дата изъята} {Номер изъят} об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.4 КоАП РФ, в отношении Ш.И.В. отменить.
Материалы проверки по обращению К.В.А., зарегистрированному в КУСП-1 за {Номер изъят} от {Дата изъята}, возвратить на новое рассмотрение должностному лицу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.А. Бородина