Решение по делу № 33-6265/2023 от 10.03.2023

УИД 16RS0046-01-2022-017815-75

Дело № 2-805/2023 ~ М-10870/2022

Судья Казакова Л.Д.                                                                                 33-6265/2023

Учет № 076г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 апреля 2023 года                                                               город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего Насретдиновой Д.М.,

судей Гиниатуллиной Ф.И., Субботиной Л.Р.,

при ведении протокола помощником судьи Суфиевой А.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гиниатуллиной Ф.И. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства внутренних дел по Республике Татарстан – Хамзиной Л.Р. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 13 января 2023 года, которым постановлено: иск удовлетворить.

Установить факт нахождения Давлетшиной Г.Г., <дата> года рождения, на иждивении супруга ФИО1, умершего <дата>.

Признать право Давлетшиной Г.Г. на получение пенсии по случаю потери кормильца, ФИО1, умершего <дата> на основании статьи 29 Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Давлетшиной Г.Г. – Мурашева А.В., возражавшего доводам жалобы, представителя Министерства внутренних дел по Республике Татарстан – Хамзиной Л.Р., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Давлетшина Г.Г. обратилась в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан (далее – МВД по Республике Татарстан) о признании права на получение пенсии. В обоснование иска Давлетшина Г.Г. указала, что с 27 августа 1982 года состояла в браке с ФИО1, который умер <дата> года. С 30 июля 2012 года истец является получателем страховой пенсии по старости. Суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии, определенный к выплате в соответствии со статьей 26.1. Федерального закона «О страховых пенсиях» составляет 7 594 рубля 15 копеек. ФИО1 являлся получателем пенсии за выслугу лет, назначенной по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации. Размер пенсии с 1 января 2022 года по день смерти составлял 48 975 рублей 45 копеек, ежемесячная доплата к пенсии составляла 4 211 рублей 89 копеек. До момента смерти мужа истец Давлетшина Г.Г. находилась на его иждивении, поскольку получаемый им при жизни доход являлся для неё постоянным и основным источником средств к существованию, иного источника дохода у неё не имеется. Истец Давлетшина Г.Г. проживала с ФИО1 по адресу <адрес>, вела с ним общее хозяйство. ФИО1 за счет своих доходов оказывал истцу существенную материальную помощь, истец Давлетшина Г.Г. оплачивала коммунальные услуги, а её супруг нес значительную часть расходов на приобретение продуктов питания, предметов мебели и одежды, его пенсия более чем в 6 раз превышала получаемую истцом пенсию, являлась для истца постоянным и основным источником средств к существованию. Размер пенсии истца меньше величины прожиточного минимума для пенсионеров, установленного Кабинетом Министров Республики Татарстан. На основании изложенного истец Давлетшина Г.Г. просит признать за ней право на получение пенсии по случаю смерти кормильца на основании статьи 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в связи со смертью супруга ФИО1, умершего <дата>.

В суде первой инстанции представитель истца исковые требования уточнил, просил установить факт нахождения истца на иждивении умершего супруга, ФИО1, первоначальные требования также подержал, просил исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика исковые требования не признала, представил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что истец Давлетшина Г.Г. имеет собственный доход, который и является для нее постоянным и основным источником средств к существованию, представленные доказательства объективно не свидетельствуют о том, что ФИО1 при жизни взял на себя заботу о содержании Давлетшиной Г.Г., постоянно предоставляя ей такое содержание, которое являлось бы достаточным для того, чтобы служить основным источником средств к существованию иждивенца. Не имеется бесспорных доказательств того, что собственный доход истца не покрывал его личные нужды. Таким образом, оснований для вывода о том, что помощь, получаемая истцом от супруга, была для него постоянным и основным источником средств к существованию не имеется.

Судом принято решение в приведённой выше формулировке.

В апелляционной жалобе представитель Министерства внутренних дел по Республике Татарстан – Хамзина Л.Р. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что получение ФИО1 пенсии за выслугу лет, превышающей размер пенсии по старости Давлетшиной Г.Г. не свидетельствует о нахождении ее на иждивении супруга, так как разница в доходах супругов не подтверждает, что доход умершего супруга являлся для Давлетшиной Г.Г. основным источником средств к существованию. Доказательств того, что собственный доход Давлетшиной Г.Г. не покрывал ее личные нужды, либо того, что получаемая от супруга помощь была постоянным и основным источником средств к ее существованию не представлено.

Выслушав пояснения представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Гарантированное Конституцией Российской Федерации право на социальное обеспечение включает, в том числе, и право на пенсию по случаю потери кормильца, условия и порядок получения которой согласно части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Пенсионное обеспечение членов семей умерших (погибших) военнослужащих осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1).

В силу абзаца 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 № 4468-1 семьи умерших пенсионеров из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца на общих основаниях с семьями лиц, умерших в период прохождения службы.

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 определен круг лиц, на которых распространяется действие данного закона. В их числе названы лица, проходившие службу в органах внутренних дел.

Условия, определяющие право на пенсию по случаю потери кормильца, установлены в статье 28 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, согласно которой пенсия по случаю потери кормильца, в частности семьям пенсионеров из числа лиц, указанных в статье 1 этого закона, назначается, если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.

В соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении.

Нетрудоспособными членами семьи считаются, в том числе, отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами.

Судом установлено, что Давлетшина Г.Г., <дата> года рождения, с 27 августа 1982 года состояла в браке с ФИО1, <дата> года рождения, что подтверждается свидетельством о заключении брака.

Супруги проживали совместно по адресу: <адрес>, согласно выписке из домовой книги, других лиц по указанному месту жительства не зарегистрировано.

<дата> ФИО1 умер (свидетельство о смерти ........ от <дата>).

При жизни ФИО1 являлся получателем пенсии за выслугу лет в период с <дата> по <дата>, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», размер пенсии с 1 января 2022 года составлял 48 975 рублей 45 копеек и ежемесячная доплата к пенсии 4 211 рублей 89 копеек, итого: 53 187 рублей 34 копейки.

Истец Давлетшина Г.Г. 30 июля 2012 года достигла возраста 55 лет, в настоящее время истцу 65 лет, она является получателем страховой пенсии по старости с 30 июля 2012 года в соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии, определенный к выплате составляет 7 594 рубля 15 копеек.

Величина прожиточного минимума в Республике Татарстан на 2021 год в расчете на душу населения для пенсионеров составляла 8 423 рубля, в период с 1 января 2022 года по 31 мая 2022 года - 9 250 рублей, в период с 1 июня 2022 года по 31 декабря 2022 года - 10 175 рублей (Постановление КМ РТ от 10 февраля 2021 года N 69 «Об утверждении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Татарстан на 2021 год», Постановление КМ РТ от 7 сентября 2021 года N 841, Постановление КМ РТ от 7 сентября 2021 года N 841 в редакции постановления КМ РТ от 31 мая 2022 года N 507).

Таким образом, размер получаемой истцом страховой пенсии менее размера прожиточного минимума, установленного для пенсионеров.

Общий среднемесячный (совокупный) доход семьи при жизни ФИО1 составлял 60 781 рубль 49 копеек, среднедушевой доход на каждого члена семьи - 30 390 рублей 75 копеек.

Давлетшина Г.Г. и ФИО1 состояли в браке, проживали одной семьей, имели общие доходы, соответственно, расходы каждого из супругов не ограничивались только личными нуждами каждого из них, разница в доходах супругов подтверждает, доход умершего супруга являлся для истца постоянным и основным источником средств к существованию.

Разрешая спор и удовлетворяя требования об установлении факта нахождения истца на иждивении супруга на день его смерти и признании права на получении пенсии по случаю потери кормильца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленными по делу доказательствами подтверждается, что основным и постоянным источником средств к существованию истца являлся доход умершего супруга ФИО1

Судебная коллегия в полной мере соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку данные выводы основаны на материалах дела, анализе письменных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка. В ходе судебного разбирательства установлено, что Давлетшина Г.Г. получала со стороны умершего супруга ФИО1 постоянную материальную помощь, которая являлась для нее существенной и составляла основной источник ее существования.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что разница в доходах супругов не подтверждает, что доход умершего супруга являлся для Давлетшиной Г.Г. основным источником средств к существованию; что суду не представлены доказательства, подтверждающие факт нахождения истца на иждивении супруга, а именно: получение от него помощи, которая была постоянным и основным источником средств к существованию, а также то, что собственный доход Давлетшиной Г.Г. не покрывал ее личные нужды, не может быть приняты судебной коллегии.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (абзац второй пункта 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 33 Семейного кодекса Российской Федерации законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.

В соответствии со статьей 34 Семейного кодекса Российской Федерации к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства (пункт 2).

Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода (пункт 3).

Согласно пункту 1 статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов.

Из приведенных норм семейного законодательства, в частности, следует, что доходы каждого из супругов, в том числе от трудовой деятельности, и полученные ими пенсии, пособия и другие денежные выплаты, кроме выплат, имеющих специальное целевое назначение, являются общим имуществом супругов. Распоряжение общим имуществом супругов осуществляется по их обоюдному согласию.

Исследованные в ходе рассмотрения дела доказательства свидетельствуют о том, что ФИО1 и Давлетшина Г.Г. состояли в браке, проживали вдвоем одной семьей, имели общие доходы, соответственно, расходы каждого из супругов не ограничивались только личными нуждами каждого из них, кроме того, размер пенсии Давлетшиной Г.Г. не превышал величину прожиточного минимума для пенсионера в Республике Татарстан.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно установил факт нахождения Давлетшиной Г.Г. на иждивении ее супруга ФИО1 на момент его смерти и признал право истца на получение пенсии по потери кормильца.

Поскольку выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у судебной коллегии не усматривает основания для отмены судебного постановления по делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Вахитовского районного суда города Казани от 13 января 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства внутренних дел по Республике Татарстан – Хамзиной Л.Р. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок не превышающий трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 апреля 2023 года.

Председательствующий

Судьи

33-6265/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Давлетшина Гузель Габбасовна
Ответчики
Министерство Внутренних Дел по Республике Татарстан
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Гиниатуллина Фарида Ильсуровна
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
10.03.2023Передача дела судье
13.04.2023Судебное заседание
24.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2023Передано в экспедицию
13.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее