УИД: 19RS0001-02-2023-008883-47
Председательствующий: Канзычакова Т.В.
№ 33-733/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Прониной А.В., Хлыстак Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кляйн И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 марта 2024 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика акционерного общества «Абаканская ТЭЦ» Оленева И.Э. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 25 декабря 2023 года, которым удовлетворены исковые требования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Абаканская ТЭЦ» о признании незаконными действий по начислению платы за коммунальную услугу, возложении обязанности произвести перерасчет.
Заслушав доклад судьи Прониной А.В., объяснения представителя ответчика Оленева И.Э., действующего также как представитель третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Сибирская теплосбытовая компания», поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее - Минстрой Хакасии) обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Абаканская ТЭЦ» (далее – АО «Абаканская ТЭЦ») о признании незаконными действий по начислению платы за коммунальную услугу, возложении обязанности произвести перерасчет. Требования мотивировал тем, что в июне - сентябре 2023 года в Минстрой Хакасии поступили обращения граждан о неправомерных действиях теплоснабжающей компании, связанных с начислением платы за коммунальную услугу по отоплению за пределами отопительного периода. Постановлением администрации г. Абакана от 05.05.2023 № 865 отопительный период 2022 - 2023 годов завершен 08.05.2023 в 13 час. 00 мин. Минстроем Хакасии выборочно проверены показания общедомовых приборов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных домах г. Абакана и выявлено, что приборы фиксировали объем тепловой энергии за период с 21.04.2023 по 23.05.2023, начисление платы производилось с учетом посуточных показаний приборов учета за пределами отопительного периода. В связи с тем, что период поставки коммунального ресурса определен нормативно, оплате подлежит только фактически потребленный ресурс в пределах отопительного сезона. Включая в расчет платы по отоплению показания приборов учета тепла, зафиксированные после 08.05.2023, поставщик коммунального ресурса нарушает действующие правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах. Просило признать незаконными действия АО «Абаканская ТЭЦ» по начислению платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам и пользователям жилых помещений, оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии жилых домов, расположенных в г. Абакане, за май 2023 года, рассчитанную исходя их показаний общедомовых приборов учета за пределами отопительного периода (начиная с 09.05.2023); обязать АО «Абаканская ТЭЦ» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам и пользователям жилых помещений, оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии жилых домов, расположенных в г. Абакане, за май 2023 года исходя из фактических показаний общедомовых приборов учета по 08.05.2023 включительно.
В судебном заседании представитель истца Жуганов Д.О. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Оленев И.Э., действующий также как представитель третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Сибирская теплосбытовая компания» (далее – ООО «Сибирская теплосбытовая компания»), исковые требования не признал, поскольку расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Потребитель должен передавать показания индивидуального прибора учета с 23 по 25 число каждого месяца, при этом окончание отопительного сезона для расчета платы за коммунальную услугу правового значения не имеет, поскольку она определяется за весь период. Полагал, что у Минстроя Хакасии отсутствует право на обращение в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц.
Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований. Признал незаконными действия АО «Абаканская ТЭЦ» по начислению платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам и пользователям жилых помещений, оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии многоквартирных домов и оборудованных приборами учета тепловой энергии жилых домов, расположенных в г. Абакане, за май 2023 года, рассчитанную исходя из показаний общедомовых приборов учета за пределами отопительного периода (начиная с 09.05.2023). Обязал АО «Абаканская ТЭЦ» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам и пользователям жилых помещений в оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии многоквартирных домов и оборудованных приборами учета тепловой энергии жилых домов, расположенных в г. Абакане, начисленной за май 2023 года, исходя из фактических показаний общедомовых приборов учета по 08.05.2023 включительно.
С решением суда не согласен представитель ответчика Оленев И.Э.
В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, либо прекращении производства по делу. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что судом неверно определен механизм начислений оплаты за потребленную энергию, поскольку Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354) не предусмотрено дробление показания приборов учета в зависимости от даты окончания отопительного периода. Считает, что в соответствии с нормами действующего законодательства в многоквартирных домах, оборудованных общедомовым прибором учета и частных жилых домах, оборудованных индивидуальным прибором учета тепловой энергии, ресурсоснабжающая организация при расчете платы обязана использовать их показания за весь расчетный период, при этом под расчетным периодом подразумевается любой календарный месяц, а не выборочный месяц в котором предоставлялась или не предоставлялась коммунальная услуга. Полагает, что несоответствие расчетного и отопительного периодов по времени в рассматриваемом случае не имеет правого значения, поскольку плата за потребленный коммунальный ресурс рассчитывается исходя из фактически поставленного коммунального ресурса, исчисленного исходя из показаний приборов учета и представляет собой разницу объема, полученного от прибора учета и ранее оплаченного коммунального ресурса. Отмечает, что Правилами № 354 не предусмотрена оплата отопления только при фактическом предоставлении коммунальной услуги потребителям, при этом заранее – до 25 числа текущего месяца невозможно определить суммированный объем потребленной каждым помещением тепловой энергии. В связи с этим вывод суда о фактическом непредоставлении ответчиком услуг по отоплению в спорный период времени сделан без учета специфики расчета платы за указанную коммунальную услугу и является неправомерным. Указывает, что при закрытой системе теплоснабжения разбор воды из системы отопления не осуществляется, в связи чем общедомовой прибор учета не показывает фактическое потребление горячей воды и невозможно на каждый день установить, сколько потрачено тепловой энергии на нагрев воды и произвести посуточный расчет. Считает, что при перерасчете начислений за отопление согласно порядку, указанному в оспариваемом решении, возникнет неопределенность по распределению потребленного потребителями ресурса, так как механизм начислений в данном случае законодательно не определен, что соответственно повлечет возникновение у ответчика убытков, и как следствие, затруднит ведение хозяйственной деятельности ресурсоснабжающей организации, а также будет нарушен баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей. Обращает внимание, что Минстрой Хакасии не имеет полномочий по обращению в суд, поскольку граждане, в интересах которых заявлен иск, находятся с ресурсоснабжающей организацией на прямых расчетах, в связи с чем, их можно индивидуализировать и к неопределенному кругу лиц их отнести нельзя.
В письменном отзыве относительно доводов апелляционной жалобы представитель истца Жуганов Д.О. выражает согласие с решением суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Частями 2 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, состоящую из платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Обращаясь в суд с настоящим иском Минстрой Хакасии указал, что АО «Абаканская ТЭЦ» неправомерно произвело начисление платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам и пользователям жилых помещений оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии многоквартирных домов и оборудованных приборами учета жилых домов, расположенных в г. Абакане, за май 2023 года, исходя из показаний общедомовых приборов учета за пределами отопительного периода (начиная с 09.05.2023 по 23.05.2023).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Правилами № 354 не запрещено вести посуточный расчет количества тепловой энергии поставленной потребителям и производить начисление оплаты за потребленную тепловую энергию, ответчик, поэтому если отопление отключено и теплоноситель в батареи не поступает, то потребитель не получает коммунальную услугу по отоплению, и соответственно, начисления платы за отопление быть не должно.
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается и отклоняет доводы апелляционной жалобы как основанные на неправильном толковании норм материального закона.
К отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 42 (1) Правил № 354, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода объем (количество) тепловой энергии в размере, определенном на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) приборов учета тепловой энергии, используется при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению только за тот расчетный период, в котором потребителем были переданы показания приборов учета. При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года показания индивидуального и (или) общего (квартирного) приборов учета тепловой энергии используются при проведении корректировки за прошедший год целиком, что следует из абзаца тринадцатого пункта 42(1) Правил № 354.
В соответствии с пунктом 114 Правил о коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее - Правила № 1034), определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.2014 № 99/пр.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Правительства Республики Хакасия от 19.12.2019 № 636 о внесении изменений в постановление Правительства Республики Хакасия от 14.09.2012 № 621 «Об особенностях оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Хакасия» установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению на всей территории Республики Хакасия осуществляется в течение отопительного периода, начиная с отопительного периода 2020-2021 годов.
Постановлением администрации г. Абакана от 05.05.2023 № 865 установлен срок окончания отопительного периода 2022-2023 годов в г. Абакане с 10 час. 00 мин. 10.05.2023 для потребителей, тепловая энергия для нужд отопления помещений которых подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
В постановлении администрации г. Абакана от 08.05.2023 № 876 изменена дата окончания отопительного периода, с «10 час. 00 мин. 10.05.2023» на «13 час. 00 мин. 08.05.2023».
Ресурсоснабжающей организацией по поставке тепловой энергии в г. Абакане является АО «Абаканская ТЭЦ».
Из предоставленных истцом предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований № 090-К-2329 от 18.07.2023, № 090-Д-2413 от 06.07.2023, № 090-С-2357 от 30.06.2023, № 090-М-2888 от 20.09.2023, № 090-Р-3063 от 08.09.2023, № 090-К-2640 от 28.07.2023, № 090-Е-2518 от 20.07.2023, № 090-О-2886 от 23.08.2023, № 090-М-2429 от 28.06.2023, № 090-А-3368 от 05.10.2023, № 090-П-2690 от 31.07.2023, № 090-С-2691 от 02.08.2023, № 090-Е-2641 от 28.07.2023, № 090-Л-2709 от 02.08.2023, № 090-З-2759 от 02.08.2023 следует, что в Минстрой Хакасии обратились граждане с жалобами на начисление платы за отопление по окончанию отопительного сезона. По результатам проверки, Минстроем Хакасии ресурсоснабжающей организации АО «Абаканская ТЭЦ» предложено произвести перерасчет размера платы по коммунальной услуге «отопление» за период до окончания отопительного сезона – 08.05.2023.
В ответах от 18.07.2023 и 08.08.2023 на вышеуказанные предостережения ответчик указал, что оснований для проведения перерасчета потребителям размера платы по коммунальной услуге «отопление» отсутствуют, поскольку размер платы за коммунальную услугу по отоплению за расчетный период согласно Правилам № 354 производится исходя из показаний общедомового прибора учета, снятых в расчетном периоде, а именно с 23 по 25 число текущего месяца, один раз – по окончании расчетного периода.
Ответчик, имеющей статус ресурсоснабжающей организации, является не только поставщиком тепловой энергии, но и организацией, которая ограничивает ее поставку по окончании отопительного периода.
Учитывая, что оплата коммунальной услуги по отоплению на всей территории Республики Хакасия осуществляется в течение отопительного периода, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что начисление платы за отопление должно производиться только в отопительный период.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии технической возможности расчета количества тепловой энергии посуточно судебная коллегия отклоняет, приказом Минстроя России от 17.03.2014 № 99/пр утверждена Методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя» (далее – Методика № 99/пр), согласно пунктам 36 и 37 которой при открытой системе теплоснабжения теплосчетчики узла учета потребителей должны регистрировать за каждый час (сутки, отчетный период), в том числе в системе горячего водоснабжения, количество используемой тепловой энергии, иные параметры (масса, давление, температура горячей и циркуляционной воды (теплоносителя).
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что при выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения и закрытой системе теплоснабжения, имеются различия подлежат отклонению, поскольку исходя из положений Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» «открытая система теплоснабжения» и «закрытая система теплоснабжения» являются способами организации горячего водоснабжения, а в последующем способами оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода.
Довод апелляционной жалобы о том, что Минстрой Хакасии не может обращаться в суд в интересах неопределенного круга лиц подлежит отклонению, поскольку из содержания части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Частью 8.1 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.12.2014 № 722 утверждено положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, в пункте 1.1. которого отражено, что Минстрой Хакасии осуществляет региональный государственный жилищный контроль (надзор).
Материалами дела подтверждается, что граждане обращались в Минстрой Хакасии с заявлением об обращении в суд за защитой их прав и законных интересов в части обязания перерасчета горячего водоснабжения.
При таких обстоятельствах Минстрой Хакасии уполномочен на обращение в суд с требованиями, содержащимися в настоящем исковом заявлении, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно разрешил возникший спор по существу.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают, сводятся к несогласию с ними и иной оценке установленных по делу обстоятельств и исследованных судом доказательств, что не является основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 25 декабря 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика акционерного общества «Абаканская ТЭЦ» Оленева И.Э. - без удовлетворения.
Председательствующий А.С.Топоев
Судьи А.В.Пронина
Е.В.Хлыстак
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.03.2024.