Дело № 2-5598/2021
Решение
Именем Российской Федерации
г. Челябинск 06 сентября 2021 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе
председательствующего судьи Л.Н.Главатских,
при секретаре А.И.Имамбаевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малофеевой И.Ю. к УПФР в Центральном районе г. Челябинска о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку №,
УСТАНОВИЛ:
Малофеева И.Ю. обратилась в суд с уточненным иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Челябинска (далее по тексту - УПФР в Центральном районе г. Челябинска) о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование иска указала, что в связи с достижением пенсионного возраста ДД.ММ.ГГГГ. обратилась в УПФР в Центральном районе г. Челябинска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением комиссии УПФР в Центральном районе г. Челябинска в назначении досрочной пенсии по п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» отказано по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ и величины ИПК. В ее специальный стаж не включены периоды работы: в Соколовско-Сорбайском горно-обогатительном комбинате с ДД.ММ.ГГГГ., поскольку отсутствуют сведения об уплате страховых взносов, а также об уплате дополнительного тарифа, а также в страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ., поскольку не поступили ответы на запрос ответчика, а также отсутствуют сведения об уплате страховых взносов с ДД.ММ.ГГГГ.
Отказ считает неправомерным, т.к. в исключенные периоды выполняла работу, дающую право на льготную пенсию.
Истец Малофеева И.Ю. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика УПФР в Центральном районе г. Челябинска Рожкова С.П. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, полагая, что права на льготную пенсию не имеется.
Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит исковые требования Малофеевой И.Ю. обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
Как установлено судом и подтверждается записями трудовой книжки, Малофеева И.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работала в Малофеевой И.Ю.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, поскольку компетентным органом Республики Казахстан не подтверждено право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку №, а также отсутствуют сведения об уплате страховых взносов и уплате дополнительного тарифа.
Разрешая требования истца о включении в льготный стаж спорных периодов работы, суд исходит из следующего.
Согласно п.п.1 п.1 ст.30 Закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013г. страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;
В соответствии с ч.2 ст.30 этого же Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение норм указанного Закона Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665, в целях реализации статей 30 и 31 Закона установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Закона применяются:
Список №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Списком № 1 от 26.01.1991г. разделом 1 «Горные работы» подразделом 1а «Подземные работы: в шахтах, рудниках и на приисках по добыче полезных ископаемых; в геологоразведке; на дренажных шахтах; на строительстве шахт, рудников, приисков», право на досрочное назначение страховой пенсии по старости установлено всем рабочим, занятым полный рабочий день на подземных работах (поз. 1010100а).
Согласно справке, уточняющей характер работы, выданной АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение» от ДД.ММ.ГГГГ
Работа протекала с полным рабочим днем, постоянно. За указанный период отвлечений от работы не имелось.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно п. 2 которых при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются в том числе периоды следующих работ: 1) подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах; 2) работы с тяжелыми условиями труда.
Пунктом 3 указанных Правил установлено, что суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления: к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте 1, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона.
Из вышеизложенного следует, что при суммировании периодов работ по Списку № и Списку №, право на досрочную страховую пенсию по старости может быть определено только по Списку №.
Из отказного решения ответчика следует, что причиной отказа в зачете спорных периодов работы в специальный стаж явилось не предоставление компетентным органом <адрес> подтверждения о включении спорных периодов работы в льготный стаж, прекращение в Республику Казахстан института досрочных пенсий с ДД.ММ.ГГГГ., а также отсутствие сведений об уплате страховых взносов и уплате страховых взносов по дополнительному тарифу.
С таким доводом ответчика суд соглашается частично по следующим основаниям.
13.03.1992г. заключено Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения», подписанное государствами - участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, согласно которому государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения. Пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 6 названного Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
В силу ст. 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
В соответствии со статьей 10 Соглашения государства-участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Таким образом, из анализа указанных норм Соглашения следует, что граждане, переселившиеся по месту жительства на территорию Российской Федерации из государства-участника Соглашения, могут претендовать на назначение в Российской Федерации такого вида пенсии, который предусмотрен как на территории Российской Федерации, так и на территории государства-участника Соглашения, где выработан специальный стаж при схожих условиях назначения такого вида пенсии.
Указанным Соглашением обязанность по предоставлению компетентным органом подтверждения занятости на льготной работе не предусмотрена.
Каких-либо замечаний по оформлению указанной справки, уточняющей льготный характер работы истца, ответчиком не заявлено.
Учитывая изложенное, суд полагает, что справки, уточняющие льготный характер работы истца в спорные периоды, выданы уполномоченным органом, на основании имеющихся документов, содержат сведения о наименовании профессии, характере и условиях работы – (вредная (особо вредная) и тяжелая (особо тяжелая)), о периодах работы, о полной занятости в течение дня. Следовательно, должны быть приняты во внимание при зачете данных периодов работы в специальный стаж.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 апреля 2008 г. N ЛЧ-25-25/3283, в Казахстане органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское Государственное Казенное Предприятие "Государственный центр по выплате пенсий".
Из материалов дела следует, что по сведениям Центрального филиала некоммерческого АО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения от 16.01.2021г. страховые взносы за Малофееву И.Ю. перечислены за период с 01.01.2002г. по 16.05.2019г., за исключением августа 2005г., июля 2010г.
В соответствии с ч. 6 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после ДД.ММ.ГГГГ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Доказательств уплаты страховых взносов за застрахованное лицо по дополнительному тарифу, истцом суду не представлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о включении Малофеевой И.Ю. в стаж на соответствующих видах работ по Списку № периода работы с ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Поскольку истцом требования о включении в страховой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ. не заявлены, соответственно, данный период не может быть зачтен в страховой стаж.
Разрешая требования истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», суд исходит из следующего.
Страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ст. 22 ФЗ № 400-ФЗ).
Условиями назначения пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона являются достижение заявителем возраста 45 лет, наличием страхового стажа не менее 15 лет, из которых стаж по Списку № составляет не менее 7 лет 6 месяцев. На момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ. истица достигла возраста 47 лет, имела страховой стаж более 20 лет и стаж по Списку № с учетом зачтенных судом периодов 1 год 10 месяцев и 10 дней, что не достаточно для назначения льготной пенсии по Списку №. Право на пенсию по Списку № истица также не имеет, поскольку не достигла требуемого возраста 50 лет.
Следовательно, пенсия по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях» Малофеевой И.Ю. не может быть назначена.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░. № ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.1 ░. 1 ░░.30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░. ░ ░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
74RS0002-01-2021-004518-92
2-5598/2021
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░