Решение по делу № 33а-10523/2019 от 04.09.2019

Судья: Крыжко Е.С.                                                               Дело № 33А–10523

Докладчик: Пронченко И.Е.

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 сентября 2019 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда

в составе: председательствующего Пронченко И.Е.,

    судей: Бегунович В.Н., Копыловой Е.В.,

    секретаре: Новиковой Ю.Р.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пронченко И.Е., административное дело по апелляционной жалобе представителя муниципального образования Калтанский городской округ Степанчук Н.В. на решение Калтанского районного суда Кемеровской области от 03 июля 2019 по делу по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества «Южно-Кузбасская ГРЭС» к администрации Калтанского городского округа о признании недействующим постановления администрации Калтанского городского округа «Об утверждении правил приема сточных вод в систему канализации Калтанского городского округа» от 30 мая 2012 г. №103-п,

УСТАНОВИЛА:

    Публичное акционерное общество «Южно-Кузбасская ГРЭС» (далее ПАО «ЮК ГРЭС») обратилось в суд с административным иском и с учетом уточненных требований просят признать постановление администрации Калтанского городского округа «Об утверждении правил приема сточных вод в систему канализации Калтанского городского округа» от 30 мая 2012 г. №103-п недействующим с момента его издания; взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.

    Требования мотивированы тем, что 04.02.2019 прокурор г. Осинники по заявлению ПАО «ЮК ГРЭС» внес протест Главе Калтанского городского округа об отмене пункта 2 оспариваемого постановления, в связи с тем, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению нормативов допустимых концентраций (ДК) загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых организацией ВКХ от промышленных предприятий и организаций, т.е. постановление вынесено неуполномоченным органом, и которое отменено постановлением № 31-п от 12.02.2019, вступившего в законную силу с 28.02.2019, тогда как оспариваемое постановление должно быть признано недействующим с момента издания, т.к. противоречит п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167, согласно которому органы местного самоуправления уполномочены устанавливать абоненту те нормативы, которые определяют допустимое воздействие на окружающую среду, а не на системы коммунального водоснабжения и канализации, находящейся в муниципальной собственности, в целях обеспечения нормального функционирования системы канализации. Эти нормативы учитывают проектные параметры очистки сточных вод на очистных сооружениях, техническую и технологическую возможность очистных, защиту сетей и сооружений системы коммунальной канализации. При этом нормативы устанавливаются не произвольно, а должны основываться на нормах предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ, утвержденных для организаций ВКХ природоохранными органами.

    Таким образом, в компетенцию органов местного самоуправления входит установление нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных с учетом в том числе условий соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для органов природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации.

    Однако, пунктом 2 оспариваемого постановления утверждены нормы допустимых концентраций (ДК) загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых организацией ВКХ от промышленных предприятий и организаций, согласно Приложению №2 (с изменениями на основании Постановления Администрации КГО №226-п от 22.12.2017г.), тогда как органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению нормативов допустимых концентраций (ДК) загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых организацией ВКХ от промышленных предприятий и организаций.

    Оспариваемое положение постановления продолжает применяться к правоотношениям сторон при расчете платы за превышение допустимых концентраций в сточных водах ПАО «ЮК ГРЭС», в связи с чем приводит к ущемлению прав и законных интересов ПАО «ЮК ГРЭС», возложению обязанности по уплате денежных средств, не предусмотренных действующим законодательств.

    Решением Калтанского районного суда Кемеровской области от 03 июля 2019 года признан п. 2 постановления администрации Калтанского городского округа «Об утверждении правил приема сточных вод в систему канализации Калтанского городского округа» от 30 мая 2012 г. №103-п не действующим со дня его принятия с обязанием администрации Калтанского городского округа опубликовать в газете «Калтанский Вестник» решение о признании недействующим указанного пункта нормативного правового акта.

    Также взыскана с администрации Калтанского городского округа в пользу Публичного акционерного общества «Южно-Кузбасская ГРЭС» государственная пошлина в размере 2000 рублей.

В апелляционной жалобе представитель Калтанского городского округа Степанчук Н.В. просит решение суда отменить и прекратить производство по делу. Указывает, что производство по делу должно быть прекращено, поскольку оспариваемое постановление отменено с 12.02.2019 и в настоящее время для регулирования отношений, возникших после 12.02.2019, не применяется. Также указывает, что оспариваемым постановлением орган местного самоуправления установили нормативы, которые определяют допустимое воздействие на окружающую среду, а не на системы коммунального водоснабжения и канализации, следовательно, в рамках предоставленных полномочий.

Прокурором и административным истцом принесены возражения на апелляционную жалобу.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав прокурора Маслакову О.Г. и представителя ПАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» Казаеву Ю.В.. просивших решение суда оставит без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 данной статьи, в полном объеме.

На основании части 8 той же статьи при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт 1);

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов (подпункт «а» пункта 2);

форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты (подпункт «б» пункта 2);

процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта (подпункт «в» пункта 2);

правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу (подпункт «г» пункта 2);

соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3).

В силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 этой статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом может быть принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 30.05.2012 администрацией Калтанского городского округа принято постановление №103-п «Об утверждении правил приема сточных вод в систему канализации Калтанского городского округа», пунктом 2 которого утверждены нормы допустимых концентраций (ДК) загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых организацией ВКХ от промышленных предприятий и организации, согласно приложению № 2, которое опубликовано в официальном источнике муниципального образования «Калтанский вестник» 21.06.2012, и является нормативным правовым актом.

Постановлением администрации Калтанского городского округа № 226-п от 22.12.2017, внесены изменения в пункт 2 постановления администрации Калтанского городского округа № 103-п от 30.05.2012, который изложен в следующей редакции «Утвердить нормативы допустимых концентраций (ДК) загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых организацией ВКХ от промышленных предприятий и организации согласно приложению № 2», наименование приложения № 2 изложено в следующей редакции «нормативы допустимых концентраций (ДК) загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых организацией ВКХ от промышленных предприятий и организаций».

В связи с протестом прокурора г. Осинники от 04.02.2019, по результатам рассмотрения обращения ПАО «ЮК ГРЭС», администрацией Калтанского городского округа принято постановление № 31-п от 12.02.2019, которое вступило в законную силу со дня его официального опубликования в газете «Калтанский Вестник» №11 (1136) 28 февраля 2019 г., которым отменено постановление № 103-п от 30.05.2012.

Также из материалов дела следует, что ПАО «ЮК ГРЭС» осуществляет сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения, на общество возложена обязанность соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленных законодательством Российской Федерации, нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, обязанность вносить организации ВКХ плату за водоотведение, нормативы допустимых сбросов установлены Постановлением администрации Калтанского городского округа № 103-п от 30.05.2012, что следует из договора водоотведения № 1 от 16 октября 2014 г.

Таким образом, оспариваемым нормативным правовым актом утверждены нормы допустимых концентраций (ДК) загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых организацией ВКХ от промышленных предприятий и организации, согласно приложению № 2, которое применялось в правоотношениях с участием административного истца с момента его официального опубликования и применяются до настоящего времени.

Рассматривая дело, суд пришел к выводу о том, что администрацией Калтанского городского округа установление норм допустимых концентраций (ДК) загрязняющих веществ в сточных водах не относится к компетенции органов местного самоуправления, в связи с чем удовлетворил административный иск.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они не противоречат положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, и сделаны на основе установленных по делу обстоятельств, приведенных в решении суда.

Согласно п.1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к вопросам местного значения относится организация мероприятий по охране окружающей среды.

Согласно статье 16 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду, в частности, относятся сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» (далее - Постановление № 1310) предусмотрено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

На момент принятия оспариваемого постановления действовали Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. № 167 (далее - Правила № 167), согласно пункту 61 которых, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сооружений коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 4 пункту 3 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации «О водоснабжении и водоотведении» от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ холодное водоснабжение и водоотведение осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими, в том числе требования к составу и свойствам сточных вод, сбрасываемых в централизованные системы водоотведения, которые устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, в том числе с учетом таких систем.

На основании указанного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 были утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения. В приложении № 5 указанных Правил (приложение № 3 - в ранее действующей редакции) установлен перечень максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.

Таким образом, с принятием указанных Правил регулирование вопросов, связанных с превышением предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в централизованные системы водоотведения и оказывающие на них негативное воздействие, было отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.

В этой связи постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2015 г. № 5 абзац пятый пункта 61 Правил № 167, в соответствии с которым органы местного самоуправления наделялись полномочиями по установлению абоненту нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод с учетом необходимости защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации, признан утратившим в силу.

Таким образом, судом установлены существенные нарушения к процедуре принятия оспариваемого нормативного правового акта, а именно, администрацией Калтанского городского округа в оспариваемом постановлении утверждены нормы допустимых концентраций (ДК) загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых организацией ВКХ от промышленных предприятий и организации.

Установление норм допустимых концентраций (ДК) загрязняющих веществ в сточных водах не относится к компетенции органов местного самоуправления.

Определяя момент, с которого нормативные правовые акты в оспариваемой части должны быть признаны недействующими, суд обоснованно пришел к выводу о признании оспариваемого постановления недействующим со дня принятия, поскольку это будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

Довод, содержащийся в апелляционной жалобе о том, что дело подлежит прекращению по причине отмены оспариваемого постановления, подлежит отклонению.

В соответствии с частью 2 статьи 194, пунктом 1 части 2 статьи 214 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу части 11 статьи 213 КАС РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Материалами дела подтверждается применение нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных приложением № 2 к постановлению Администрации Калтанского городского округа от 30.05.2012 3103-П, следовательно, производство по делу не может быть прекращено.

С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не усматривается.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Калтанского районного суда Кемеровской области от 03 июля 2019 года оставить - без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-10523/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
ПАО Южно-кузбасская грэс
Ответчики
Администрация Калтанского городского округа
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Пронченко Игорь Евгеньевич
Дело на сайте суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
04.09.2019Передача дела судье
25.09.2019Судебное заседание
30.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.10.2019Передано в экспедицию
30.08.2020Передача дела судье
30.08.2020Судебное заседание
30.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2020Передано в экспедицию
25.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее