РЕШЕНИЕ
19 апреля 2022 года г. Усолье-Сибирское
Судья Усольского городского суда Иркутской области Янова О.В., с участием защитника Федорова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело № 38RS0024-01-2022-001142-76 (12-125/2022) по жалобе эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Мункуева П.О. № АТ-678/8 от 24 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Мункуева П.О. № АТ-678/8 от 24 февраля 2022 года должностное лицо эколог ООО «ТМП» Макарова К.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Макарова К.С. подала жалобу с ходатайством о восстановлении срока на ее подачу, указав в её обоснование, что считает вынесенное постановление №АТ-678/10 необоснованным по следующим основаниям: плата за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления за 2020 год, внесена ООО "ТМП" - 01.03.2021, с соблюдением сроков, установленных п. 8 ст. 1.6.4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Данное обстоятельство подтверждается платежным поручением от 01.03.2021 на сумму 1 811 818 рублей 18 копеек (Приложение №1).
В связи с возникшей у ООО "ТМП" необходимостью внесения уточняющих корректировок в отчет по форме 2-тп (отходы), в части количества принятых для размещения отходов, ООО "ТМП" также направило в адрес Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории (далее - Росприроднадзор) уточненную декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду от 21.04.2021.
При этом, внесенная ООО "ТМП" уточняющая декларация была подана в соответствии с п.9 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 10 декабря 2020 г. N 1043 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. N 3 и от 30 декабря 2019 г. N 899", согласно которому при обнаружении лицом, обязанным вносить плату, в представленной им декларации о плате за отчетный год недостоверных сведений либо неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы платы, подлежащей внесению, лицо, обязанное вносить плату, вправе представить уточненную декларацию о плате за данный отчетный год в течение трех лет после представления первичной декларации о плате (поданной в установленный срок - до 10 марта).
Вместе с тем, считают, что ООО "ТМП" была предоставлена в срок до 10 марта - первичная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду, через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ("Личный кабинет природопользователя") и зарегистрирована в Росприроднадзоре. Уточненная декларация была подана ООО "ТМП" 21.04.2021 г. (в пределах установленного трехлетнего срока для корректировок).
Считает, что в ее действиях отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП.
Просила: отменить постановление о назначении административного наказания №АТ-678/8/1 от 24.02.2022 и прекратить производство по административному делу, ввиду отсутствия состава правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП. В случае если суд посчитает невозможным отменить постановление о назначении административного наказания №АТ-678/8/1 от 24.02.2022 - заменить административное наказание должностному липу ООО "ТМП" - Макаровой Кристине Сергеевне в виде административного штрафа предупреждением.
Макарова К.С. и её защитник Гирс А.М. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель Федоров Е.А. в судебном заседании поддержал жалобу, просил отменить постановление, при этом пояснил, что двумя платежными поручения до 01.03.2021 была произведена оплата, при этом первичная декларация была подана в срок, для того чтобы подать уточненную декларацию в электронным виде необходимо отменить ранее поданную декларацию и прикрепить уточненную декларацию.
Государственный инспектор ведущий специалист-эксперт отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории Мункуев П.О. судье пояснил, поскольку третий платеж был 07.05.2021, то считает, плата внесена не в срок, при этом пояснил, что действительно с технической стороны нельзя прикрепить уточненную декларацию без отмены первичной декларации.
Иные лица на рассмотрение жалобы не явились, извещены о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, судья считает возможным рассмотреть жалобу без их участия, поскольку их явка обязательной судьей не признана.
Выслушав Федорова Е.А., исследовав материалы административного дела, обозрев административные материалы, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
Исследовав с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, обозрев оригиналы материалов по жалобе на постановление, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее -выбросы загрязняющих веществ), сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ), хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением v"юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Также плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Согласно п. 1 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Частью 3 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленной по итогам отчетного периода в порядке, не позднее 1-го марта года, следующего за периодом.
Сроком внесения платы за 2020 год является 01.03.2021.
Их материалов дела установлено, что в объект «Полигон захоронения ТКО» ООО «ТМП» поставлен на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, расположен по адресу: 665477, Иркутская область, Усольский район, в 1,2 км северо-западнее от рабочего поселка Тайтурка., включен в федеральный реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду, объекту присвоен код 25-0138-002084-П, 1-я категория негативного воздействия на окружающую среду, категория риска - высокая (2). Свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду № 5228098 от 16.11.2021.
Соответственно, ООО «ТМП» является лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории (далее - Управление) на основании решения заместителя руководителя Управления Е.Ю. Цехмистренко от 16 июля 2021 № 3-р «О проведении плановой выездной проверки» проведена плановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТМП» (ООО «ТМП»), ИНН 3851993577, юридический адрес: 665462, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Ленина, д. 78, пом. 6 (акт проверки № АТ-678 от 03.08.2021) (учетный номер выездной проверки в ЕРКНМ 38210021000200365458).
В ходе плановой выездной проверки в отношении ООО «ТМП», проводимой на основании решения заместителя руководителя Управления Е.Ю. Цехмистренко от 16.07.2021 № 3-р «О проведении плановой выездной проверки», установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду ООО «ТМП» по объекту НВОС 25-0138-002084-П, в соответствии с Декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год (вх. № 4053958 от 10.03.2021), внесена в размере 1 812 666 рублей 05 копеек, что подтверждается платежными поручениями: № 102 от 26.02.2021, № 104 от 01.03.2021.
При этом, ООО «ТМП» предоставило Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год (вх. № 4053958 от 10.03.2021), в установленный срок, плата внесена также в установленный срок.
При этом, вышеуказанная Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год не была рассмотрена и принята, поскольку 16.04.2021 была отменена заявителем (ООО «ТМП»), что подтверждается выкопировкой из ПТО УОНВОС.
21.04.2021 ООО «ТМП» в адрес Управления направлена уточненная Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год (вх. № 4976402 от 21.04.2021), в которой сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащая внесению, указана как 2 409 181 рублей 52 копейки. С учетом ранее внесенной платы ООО «ТМП» внесен платеж на сумму 596515 рублей 47 копеек, что подтверждается платежным поручением № 240 от 07.05.2021.
Согласно постановлению указано, что в соответствии с уточненной Декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год (вх. № 4976402 от 21.04.2021), ООО «ТМП» обязано внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в размере 2 409 181 рублей 52 копеек, что было сделано 07.05.2021 в соответствии с последним платежом. Данное обстоятельство является нарушением установленного законом срока платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ООО «ТМП», при необходимости корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду, обязано внести такую корректировку (в данном случае доплату) не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом, то есть не позднее 01.03.2021.
Ответственным лицом за исполнение обязательных требований природоохранного законодательства в ООО «ТМП» является должностное лицо ООО «ТМП» - эколог ООО «ТМП» Макарова Кристина Сергеевна. Согласно должностной инструкции от 12.04.2021 эколог обязан, в том числе: осуществлять контроль за соблюдением нормативных правовых актов в области экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности в области обращения с отходами; организовывать деятельность предприятия в области охраны окружающей среды и ПЭК в целом по предприятию.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В качестве доказательств вины должностного лица эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны в совершении административного правонарушения, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в материалы дела представлены: копия акта проверки № АТ-678 от 03.08.2021 с приложениями; копия паспорта Макаровой К.С; копию приказа № 16-ТБО от 12.04.2021; копию трудового договора УК0000017 от 01.06.2020; копия должностной инструкции от 12.04.2021; свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие па окружающую среду № 5228098 от 16.11.2021; выкопировка из программно-технического обеспечения учета объектов негативного воздействия на окружающую среду; декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год (вх. № 4053958 от 10.03.2021); уточненная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год (вх. № 4976402 от 21.04.2021); копии платежных поручений от 07.05.2021, 01.03.2021, 26.02.2021, протокол об административном правонарушении № АТ-678/8 от 21.10.2021сведения из ЕРСМиСП.
Временем совершения правонарушения установлено 07.05.2021 года.
Судье установлено, что Макаровой К.С. направлялись декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду ООО «ТМП» за 2020 год, первичная декларация была подана 10.03.2021, уточненная 21.04.2021, при этом согласно пояснениям присутствующих лиц первичная декларация подана 10.03.2021. Данные обстоятельства не оспорены. Довод о том, что первичная декларация была отменена 16.04.2022, не влияет на выводы судьи поскольку, датой представления декларации о плате в форме электронного документа считается дата ее отправки через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ("Личный кабинет природопользователя") 10.03.2021.
В соответствии с пунктом 11 Приказа Минприроды России от 10.12.2020 N 1043 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. N 3 и от 30 декабря 2019 г. N 899" при обнаружении лицом, обязанным вносить плату, в представленной им декларации о плате за отчетный год недостоверных сведений либо неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы платы, подлежащей внесению, лицо, обязанное вносить плату, вправе представить уточненную декларацию о плате за данный отчетный год в течение трех лет после представления первичной декларации о плате в срок, указанный в пункте 2 настоящего Порядка.
Пунктом 2 Порядка установлено, что декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным.
Таким образом, как установлено ранее, экологом ООО «ТМП» Макаровой К.С. в установленный срок 10.03.2021 предоставлена Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год (вх. № 4053958 от 10.03.2021), плата по которой внесена также в установленный срок 26.02.2021 и 01.03.2021 (платежные поручения).
Соответственно, в силу п. 11 Порядка у ООО «ТМП» возникло право внесения в течение трех лет при обнаружении ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы платы, подлежащей внесению, представить уточненную декларацию о плате за данный отчетный год.
В судебном заседании установлено, что эколог ООО «ТМП» Макарова К.С., обнаружив необходимость подачи уточненной декларации, 16.04.2021 самостоятельно отменила отправку первоначальной декларации, подав уточненную декларацию 21.04.2021, оплата по которой дополнительно была произведена доплата по уточненной декларации 07.05.2021.
Также в судебном заседании установлено, и не опровергнуто стороной административного органа и должностным лицом, что подача уточненной декларации технически невозможна без отмены первоначально направленной декларации.
Вместе с тем, утверждение должностного лица государственного инспектора в области охраны окружающей среды Мункуева П.О. о том, что уточненная декларация должна была быть подана также в срок до 10 марта 2021 года суд считает ошибочным, поскольку опровергается приведенными нормами права.
Таким образом, предоставление экологом ООО «ТМП» Макаровой К.С. 21.04.2021 уточненной декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год не противоречит установленному порядку представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденному Приказом Минприроды России от 10.12.2020 N 1043, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии в действиях эколога ООО «ТМП» Макаровой К.С. состава административного правонарушения
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Из содержания приведенных норм следует, что событие и состав административного правонарушения, включая виновность лица, привлекаемого к ответственности, должны быть достоверно подтверждены представленными административным органом доказательствами, неопровержимо свидетельствующими об указанных обстоятельствах.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что постановление вынесено без установления всех обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, в связи с чем, является незаконным и необоснованным, подлежит отмене.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
Таким образом, принимая во внимание, что объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении не доказана, постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях Макаровой К.С. состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Мункуева П.О. № АТ-678/8 от 24 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны удовлетворить.
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Мункуева П.О. № АТ-678/8 от 24 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения в Иркутский областной суд.
Судья О.В. Янова