Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июня 2018 года город Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Гришиной Л.Ю.,
при секретаре Синяевой И.А.,
с участием истца Кузина А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-752/18 по иску Кузина Александра Ивановича к администрации муниципального образования Приупское Киреевского района Тульской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Тульской области об установлении факта принятия наследства, о признании права собственности на наследственное имущество в порядке наследования по закону,
у с т а н о в и л :
Кузин А.И. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Приупское Киреевского района, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Тульской области об установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования по закону, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать ФИО1, которая постоянно и по день смерти проживала по адресу: <адрес>.
Как указывает истец, при жизни ФИО1 завещания не оставила. После ее смерти открылось наследство в виде однокомнатной квартиры, общей площадью 29.1 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Вышеуказанная квартира принадлежала ФИО1 на праве собственности на основании договора купли-продажи. После смерти ФИО1 остался единственный наследник по закону первой очереди, он, сын Кузин Александр Иванович. Супруг ФИО1 – ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ Других наследников не имеется. Также в настоящее время ему стало известно, что на имя ФИО1 имелись денежные вклады на счетах, открытых в филиалах Киреевского района ПАО Сбербанк России.
По утверждению истца, он фактически принял наследство, а именно организовал похороны матери, оплачивает необходимые коммунальные платежи. Ввиду юридической неграмотности ранее не обращался с вопросом оформления наследства после смерти матери ни в судебные, ни в нотариальные органы, наследственное дело к имуществу умершей ФИО1 не заводилось.
Просит суд установить факт принятия им наследства после смерти матери ФИО1; признать за ним право собственности на наследственное имущество, принадлежащее умершей ФИО1, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ в порядке наследования по закону, а именно на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>; денежные вклады с причитающимися остатками, выплатами, процентами, а также компенсации по ним.
В судебном заседании истец Кузин А.И. заявленные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Тульской области в судебное заседание не явился, о дне судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в представленном заявлении просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Приупское Киреевского района в судебное заседание не явился, о дне судебного разбирательства извещен надлежащим образом, возражений не представил, причина неявки суду не известна.
Представитель третьего лица ПАО Сбербанк России в судебное заседание не явился, о дне судебного разбирательства извещен надлежащим образом, возражений не представил, причина неявки суду не известна.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав объяснения истца, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 16.01.1996 г. N 1-П, раскрывая конституционно-правовой смысл права наследования, предусмотренного ч. 4 ст. 35 Конституции РФ и урегулированного гражданским законодательством, отметил, что оно обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение.
В силу положений ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Третья часть Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает восемь очередей наследования, предусматривая, что наследники по закону призываются в порядке очередности, предусмотренной ст.ст. 1142 - 1145, 1148. К наследникам по закону первой очереди законодатель относит детей, супруга и родителей наследодателя.
В силу ч. 1 ст. 1110 ГК РФ, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил ГК РФ не следует иное.
Исходя из положений ст. 1111 ГК РФ, наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Днем открытия наследства в силу ст. 1114 ГК РФ является день смерти наследодателя.
Согласно статье 1152 Гражданского кодекса РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Из положений ст. 1153, 1154 ГК РФ следует, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства или заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В силу ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Как указал Верховный Суд РФ в Постановлении от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению, использованию наследственного имущества, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству, как к собственному имуществу.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО1, что усматривается из свидетельства о смерти II-БО №, выданным 04.02.2016 года отделом ЗАГС администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области.
Из справки, выданной 12.01.2017 г. ООО «Кам-Сервис» следует, что ФИО1 постоянно и по день смерти ДД.ММ.ГГГГ проживала по адресу: <адрес> совместно с ФИО8, ФИО6
После смерти ФИО1 открылось наследство в виде квартиры, общей площадью 29,1 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.
При жизни ФИО1 завещания не оставила. Наследником первой очереди по закону является ее сын ФИО2, что подтверждается свидетельством о рождении ШЗ № выданным 06.05.1969 г. Приупским поселковым советом Киреевского района Тульской области.
Супруг ФИО1 – ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти I-БО №, выданное 23.03.1998 г. Приупской поселковой администрацией Киреевского района Тульской области, свидетельство о браке ШЗ №, выданное 02.03.1956 г. Щекинским с/советом).
Других наследников судом не установлено.
Истец Кузин А.И. считает, что он является наследником, фактически принявшим наследственное имущество после смерти матери ФИО1, поскольку принял меры по сохранности наследственного имущества, хоронил мать, оплачивает коммунальные платежи.
Согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости № ФИО1 на основании договора купли-продажи от 21.09.2001 г., удостоверенного нотариусом Киреевского нотариального округа ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ, реестровый №, дата регистрации 18.10.2001 г. принадлежит <адрес>.
Согласно техническому паспорту на квартиру, по состоянию на 31.01.2017 г. указанная квартира имеет инвентарный №, жилое помещение состоит из одной комнаты, жилой площадью 17,6 кв. м, общей площадью 29,1 кв.м.
Из выписок из лицевого счета о задолженности по квартплате и коммунальным услугам от 30.01.2017 г. и 21.06.2018 г., следует, что задолженности по адресу: <адрес> не имеется.
В судебном заседании допрошены свидетели ФИО8, ФИО9, которые пояснили, что мать ФИО2 – ФИО1 проживала по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла. Похоронами матери занимался Кузин А.И. После смерти матери, ФИО2 продолжает следить за квартирой, оплачивает коммунальные платежи. Других наследников нет.
Показания данных свидетелей логичны, последовательны, подтверждаются материалами дела, фотографиями и соответствуют требованиям ст.67 ГПК РФ, в связи с чем, суд признает их относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами по делу.
Как следует из информации, предоставленной региональным центром сопровождения розничного бизнеса г. Самара ПАО Сбербанк от 05.06.2018 №, на имя ФИО1 в отделениях, организационно подчиненных Среднерусскому банку ПАО Сбербанк, установлено наличие счетов с остатками на них денежных средств.
Таким образом, денежные суммы, находящиеся на счетах наследодателя в ПАО Сбербанк, входят в состав наследства, отрывшегося после смерти ФИО1
Из сообщений нотариусов Киреевского нотариального округа Тульской области следует, что наследственное дело к имуществу умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не заводилось.
Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности и, исходя из приведенных выше норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом Кузиным А.И. исковые требования об установлении факта принятия наследства и признании права собственности в порядке наследования по закону на наследственное имущество, оставшееся после смерти матери ФИО1, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Кузина Александра Ивановича удовлетворить.
Установить факт принятия Кузиным Александром Ивановичем наследства после смерти матери ФИО1, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Кузиным Александром Ивановичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, право собственности в порядке наследования по закону после смерти матери ФИО1, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, на наследственное имущество: квартиру, общей площадью 29,1 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, а также на остатки денежных средств на счетах открытых в ПАО Сбербанк на имя ФИО1 и компенсации по ним.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий