Решение по делу № 33-14175/2022 от 24.08.2022

Судья Хамитова Г. Р.                      УИД 16RS0047-01-2022-000991-54

                                                                                          дело № 33 - 14175/2022

                                                                                              дело № 2 – 1885/2022

                                                              учёт № 129г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 октября 2022 года                                       город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Нурмиева М. М.,

судей Никулиной О. В. и Шакировой З. И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Даминовой А. И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиНикулиной О. В. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Х.Р.Р. на решение Кировского районного суда города Казани от 29 июня 2022 года, которым было отказано в удовлетворении его иска к прокуратуре Республики Татарстан, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (далее - ТУ Росимущества в РТ и Ульяновской области) о признании права на служебное жилое помещение, признании права собственности на служебное жилое помещение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, выслушав истца и его представителя – адвоката Сафиуллину А. Ф., представителя прокуратуры Республики Татарстан Галимова Б. Р., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Хисамутдинов Р. Р. обратился в суд с иском к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, прокуратуре Республике Татарстан и ТУ Росимущества в РТ и Ульяновской области о признании права на служебное жилое помещение, признании права собственности на служебное жилое помещение.

В обоснование своих требований истец указал, что в 2004 году он в составе семьи из четырёх человек был поставлен на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий. В <дата> истцу было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, - в отношении которого заключён договор найма служебного жилого помещения. <дата> на заседании жилищной комиссии прокуратуры Республики Татарстан было принято решение о направлении в Генеральную прокуратуру Российской Федерации ходатайства о передаче спорного жилого помещения в собственность истца, а <дата> на заседании жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации принято решение об отказе в признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м, указано на необходимость проведения прокуратурой Республики Татарстан мероприятий по расторжению договора найма служебного жилого помещения и выселению истца. Перечисленные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.

При рассмотрении дела судом первой инстанции истец и его представитель адвокат Сафиуллина А. Ф. требования поддержали.

Представитель ответчиков – Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Республики Татарстан – Егорова Д. Р. возражала против удовлетворения иска.

Иные участвующие в деле лица в суд не явились, о времени и месте слушания дела были извещены надлежащим образом.

Суд в удовлетворении иска отказал.

В апелляционной жалобе, повторяющей доводы иска, истец просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить его требования, ссылаясь, в том числе, на положительные решения о предоставлении служебных жилых помещений в собственность иных работников прокуратуры.

В судебном заседании апелляционной инстанции истец и его представитель доводы жалобы поддержали.

Представитель ответчика против удовлетворения жалобы возражал.

Иные участвующие в деле лица в суд не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы были извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 4 статьи 44 Федерального закона № 2202-1 от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции, которая действовала до 31 декабря 2017 года) прокуроры и следователи имели право на дополнительную жилую площадь.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны были предоставлять прокурорам и следователям, назначенным на должность и (или) нуждающимся в улучшении жилищных условий, благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома в государственном или муниципальном жилищном фонде с учётом их права на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 квадратных метров или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставлялось прокурорам и следователям во внеочередном порядке, но не позднее шести месяцев и независимо от срока их проживания в данном населённом пункте. Стоимость жилых помещений компенсировалась органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления за счёт средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели органам прокуратуры Российской Федерации.

Нуждающимися в улучшении жилищных условий с учётом положений настоящей статьи признавались прокуроры и следователи, не обеспеченные жилой площадью в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством Российской Федерации и жилищным законодательством субъектов Российской Федерации.

Прокуроры и следователи имели право на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений, до предоставления им в установленном порядке жилого помещения для постоянного проживания.

Занимаемые прокурорами и следователями жилые помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в случае их освобождения предоставлялись другим прокурорам и следователям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

С согласия прокуроров и следователей им вместо предоставления жилого помещения выдавалась из средств федерального бюджета беспроцентная ссуда на приобретение или строительство жилья, которая погашалась из тех же средств при условии их работы в органах прокуратуры в пределах территории данного субъекта Российской Федерации не менее 10 лет.

Согласно положениям статьи 44.1 названного Закона (в редакции, действующей с 31 декабря 2017 года):

1. Обеспечение прокуроров жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных прокуратуре Российской Федерации, путем предоставления прокурорам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее - единовременная социальная выплата).

2. Прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 настоящей статьи, на основании их обращения либо с их согласия вместо единовременной социальной выплаты при наличии предусмотренных настоящей статьей оснований и условий ее получения могут предоставляться жилые помещения в собственность по решению Генерального прокурора Российской Федерации.

3. Единовременная социальная выплата предоставляется прокурорам, имеющим стаж службы в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях прокуроров, работников научных и образовательных организаций, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, и признанным нуждающимися в жилых помещениях, один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах и организациях прокуратуры.

4. В целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность нуждающимся в жилом помещении признается прокурор:

а) не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

б) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспеченный общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;

в) проживающий в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

г) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

д) проживающий в коммунальной квартире независимо от размера занимаемого жилого помещения;

е) проживающий в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размера занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с прокурором совершеннолетние дети, состоящие в браке.

5. При наличии у прокурора и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

6. При определении уровня обеспеченности прокуроров общей площадью жилого помещения в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность, в том числе при оценке действий, повлекших ухудшение их жилищных условий, под членами семьи понимаются лица, указанные в качестве членов семьи в Жилищном кодексе Российской Федерации.

При расчёте размера единовременной социальной выплаты, а также при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого в собственность, в соответствии с настоящим Федеральным законом в составе семьи прокурора учитываются супруга (супруг), состоящие в браке с прокурором или состоявшие в браке с погибшим (умершим) прокурором на день гибели (смерти), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения по основным образовательным программам.

7. При расчёте размера единовременной социальной выплаты, а также при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого в собственность, применяются следующие нормы предоставления площади жилого помещения:

а) 33 квадратных метра общей площади жилого помещения - на одного человека;

б) 42 квадратных метра общей площади жилого помещения - на семью из двух человек;

в) 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.

8. Прокуроры имеют право на дополнительную площадь жилого помещения.

При расчёте размера единовременной социальной выплаты учитывается право прокуроров на дополнительную площадь жилого помещения в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения, а при предоставлении жилого помещения в собственность - в размере 20 квадратных метров общей площади жилого помещения.

При наличии у прокурора и (или) членов его семьи права на дополнительную площадь жилого помещения по иным основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в случае, если прокуроры являются членами одной семьи, размеры дополнительной площади не суммируются…

17. Право на предоставление единовременной социальной выплаты или по решению Генерального прокурора Российской Федерации жилого помещения в собственность сохраняется за нуждающимися в жилых помещениях:

а) лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, за исключением лиц, уволенных в соответствии с подпунктами «б» - «е» пункта 1 статьи 43 настоящего Федерального закона…

18. Прокурорам, не имеющим жилых помещений по месту службы, предоставляются служебные жилые помещения.

19. В целях предоставления служебного жилого помещения не имеющим жилого помещения по месту службы признается прокурор:

а) не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

б) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы.

20. Состав семьи прокурора в целях предоставления служебного жилого помещения и нормы предоставления площади служебного жилого помещения определяются в соответствии с абзацем вторым пункта 6 и пунктом 7 настоящей статьи…

25. Порядок признания прокуроров нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность, не имеющими жилых помещений по месту службы, принятия прокуроров на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность, в качестве не имеющих жилых помещений по месту службы, ведения соответствующих видов учета и порядок принятия решений о предоставлении единовременной социальной выплаты, жилых помещений в собственность, служебных жилых помещений устанавливаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

По делу установлено, что истец был принят на работу в прокуратуру <дата>. По утверждению истца, в <дата> он с семьёй в составе четырёх человек был поставлен на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. <дата> между прокуратурой Республики Татарстан и истцом был заключён договор найма служебного жилого помещения общей площадью 67,8 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>. Жилое помещение находится в федеральной собственности и предоставлено наймодателю в оперативное управление. В квартиру совместно с нанимателем в качестве члена семьи вселена его супруга – Х.Н.Н. По условиям договора жилое помещение предоставлено в пользование в связи с прохождением истцом службы в органах прокуратуры субъекта. С <дата> Х.Р.Р. и Х.Н.Н. зарегистрированы в спорном жилом помещении по месту жительства.

Решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации .... от <дата> истцу было отказано в признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, принятия на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м, прокуратуре Республики Татарстан рекомендовано провести мероприятия по освобождению служебного помещения и расторжению договора найма служебного помещения, заключённого с истцом. Указанное решение жилищной комиссии не обжаловано.

Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что спорное жилое помещение было предоставлено ему как нуждающемуся в улучшении жилищных условий в период службы в органах прокуратуры, на дату постановки на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истец имел стаж работы более 10 лет, договор найма служебного жилого помещения с ним не расторгнут, он не прекратил своего действия, поэтому истец не утратил права на находящееся в его пользовании служебное жилое помещение, ответчиками это право не оспорено, встречных требований о выселении заявлено не было. Суд не нашёл оснований для признания за истцом права пользования служебным жилым помещением, поскольку это право им не утрачено. По мнению суда, снятие истца с учёта в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не влияет на разрешение заявленных им требований относительно спорного объекта, указанное обстоятельство может иметь значение при оспаривании решения жилищной комиссии либо при выселении истца из служебного жилого помещения.

Судебная коллегия с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска соглашается, но по иным мотивам.

Во-первых, по общему правилу служебные жилые помещения не подлежат передаче в собственность, тем более относящиеся к специализированному жилищному фонду, который находится в федеральной собственности и помещения которого приобретаются за счёт средств федерального бюджета.

Во-вторых, из материалов гражданского и учётного дел, а также из пояснений истцовой стороны следует, что решение о постановке на учёт истца и членов его семьи в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в <дата> отсутствует. Вопрос о постановке истца на учёт разрешался в <дата>, когда этот вопрос, а также правила и основания предоставления служебного жилья работникам прокуратуры регулировались иными нормами законодательства, действовавшими в <дата> и действующими в настоящее время. Решение судом принято <дата>, и имеющие значение для дела обстоятельства подлежали установлению на дату вынесения решения. По состоянию на <дата> истец с супругой, совершеннолетней дочерью и внуком был зарегистрирован и проживал в <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв. м в <адрес>, которая принадлежит ему, супруге и дочери на праве общей долевой собственности по 1/3 доле в праве каждому на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан, то есть истец имел жильё по месту своей службы и в предоставлении ему служебного жилого помещения не нуждался. Более того, истцом и его супругой в <дата> было приобретено жилое помещение по договору участия в долевом строительстве – <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв. м в корпусе .... дома <адрес>. На каждого члена семьи истца, состоящей из него самого и его супруги, приходилось и приходится на данный момент более <данные изъяты> кв. м общей площади жилого помещения, поэтому основания для признания его нуждающимся в жилье отсутствуют.

В-третьих, решение жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации об отказе в постановке на учёт истцом не было обжаловано в установленном законом порядке, оно не отменено принявшим его органом и является действующим.

Таким образом, судебная коллегия оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы истца не находит.

Руководствуясь статьёй 199, пунктом 1 статьи 328, статьёй 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда города Казани от 29 июня 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Х.Р.Р. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трёх месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.

Председательствующий:

Судьи:

33-14175/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Хисамутдинов Рамиль Рофхатович
Ответчики
Генеральная прокуратура РФ
Межрегиональное территориальное управление Росимущества в республике Татарстан и Ульяновской области
Прокуратура Республики Татарстан
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Никулина Оксана Валерьевна
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
24.08.2022Передача дела судье
10.10.2022Судебное заседание
25.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2022Передано в экспедицию
10.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее