Решение по делу № 2-2912/2023 от 16.10.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 ноября 2023 года                                          город Тула

Центральный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Илларионовой А.А.,

при секретаре Цыганове А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2912/2023 по иску Фомичева ФИО13, Пыниной ФИО14 к Министерству природных ресурсов и экологии Тульской области, МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях об исправлении реестровой ошибки, установлении границ земельного участка,

установил:

Фомичев ФИО15, Пынина ФИО16 обратились в суд с исковым заявлением к ФГКУ «Рослесресурс», Министерству природных ресурсов и экологии Тульской области, МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях об исправлении реестровой ошибки, установлении границ земельного участка.

В обоснование заявленных исковых требований указали на то, что являются собственниками земельного участка с К, расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельств о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданных нотариусом нотариального округа <адрес> Данко ФИО17. Также им принадлежит жилой дом, расположенный на данном земельном участке К, что подтверждается выписками из ЕГРН.

Первоначальным владельцем земельного участка являлся Фомичев ФИО18 на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ, выданного исполнительным комитетом районного совета депутатов трудящихся <адрес>. На данном земельном участке Фомичевым В.И. был построен жилой дом, который на основании регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано на праве личной собственности. С указанного времени Фомичев В.И. использовал жилой дом и земельный участок по его прямому назначению. При жизни Фомичев В.И. не успел осуществить мероприятия по описанию границ спорного земельного участка. Его наследники в 2020 году пытались произвести вышеназванные работы. Однако Управление Росреестра по <адрес> приостановило установление границ участка со ссылкой на пункт 7 части 1 статьи 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и пояснением, что межевой план в электронной форме не прошел форматно-логистический контроль при загрузке в ЕГРН, что подтверждается уведомлением Управления от 10.04.2020 г. ДД.ММ.ГГГГ после предоставления дополнительных документов, Управление отказало в установлении границ земельного участка, в связи с тем, что границы земельного участка пересекают границы земельного участка с К, сведения о котором содержаться в ЕГРН.

Кадастровый инженер ООО «Земельно - кадастровый центр» Киндеева Т.В. в своем заключении содержащемся в межевом плане подробно изложила о том, что: «кадастровые работы по уточнению местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, р-н Центральный, <адрес>, проведены с учетом сведений ЕГРН о всех смежных земельных участках, с учетом прохождения красных линий, а также с учетом фактических границ уточняемого земельного участка, существующих на местности более 15 лет…. Границы земельного участка категории земель земли лесного фонда с К определены картометрическим способом по материалам лесоустройства, без учета местоположения земельных участком, расположенных в <адрес> … пересечение границ лесного участка и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> является реестровой ошибкой при определении координат характерных точек лесного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Земельный участок категории земель земли населенных пунктов с кадастровым номером <данные изъяты> фактически на землях лесного фонда не располагаются, между границей лесного участка с К и границей земельного участка с К имеется территория, не занятая лесом (земельный участок представляет собой земли общего пользования <адрес> и смежные земельные участки, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН). Право собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> возникло до ДД.ММ.ГГГГ с К и <данные изъяты> одновременно с уточнением местоположения границ земельного участка с К в сведения ЕГРН необходимо внести изменения, в частности местоположение границы земельного участка с К следует изменить».

На основании изложенного истцы просят суд: признать недействительным результаты межевания, земельного участка с кадастровым <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, Тульское лесничество, исключив из Единого Государственного реестра земель сведения о координатах поворотных точек границ земельного участка; установить границы формируемого земельного участка, с К расположенного по адресу: <адрес>, в границах, обозначенных в межевом плане и описании границ, выполненным ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером Киндеевой ФИО26.

Заочным решением Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования истцов были удовлетворены в полном объеме.

Определением Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ заочное решение от ДД.ММ.ГГГГ отменено на основании заявления представителя ответчика ФГКУ «Рослесресурс».

В обосновании поданного заявления ФГКУ «Рослесресурс» указывал на то, что с заочным решением суда не согласны, так как ранее в адрес суда ответчиком было направлено ходатайство о признании ФГКУ «Рослесресурс» ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу. В отсутствие ФГКУ «Рослесресурс» суд вынес заочное решение, которое нарушает права и законные интересы ответчика, так как судом не было рассмотрено по существо ходатайство представителя ответчика о признании ФГКУ «Рослесресурс» ненадлежащим ответчиком на основании того, что деятельность по установлению границ земельных участков, либо иная деятельность, связанная с земельными правоотношениями, не входит в компетенцию ответчика. Полагают, что решение суда нарушает их права и законные интересы в части признания его ответственным за правоотношения, стороной которых ФГКУ «Рослесресурс» не является, и может повлечь за собой негативные правовые последствия для ответчика, выраженные в форме взыскания с него судебных расходов.

Протокольным определением Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Рослесресурс» исключено из участия в деле как ненадлежащий ответчик.

Истец Фомичев В.И. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещался своевременно и надлежащим образом.

Истец Пынина Ю.И. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте его проведения извещалась своевременно и надлежащим образом.

Представитель истца Фомичева В.И. по доверенности Ахунова Д.Р. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте его проведения извещена своевременно и надлежащим образом, в переданной телефонограмме просила провести судебное заседание в отсутствие истца Фомичева В.И. и в её отсутствие.

Представитель ответчика Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещался своевременно и надлежащим образом, причину неявки не сообщил, в представленных письменных возражениях представитель Министерства по доверенности Молчанова Е.М. просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства, в удовлетворении исковых требований заявленных к Министерству просила отказать, поскольку у Министерства отсутствуют полномочия по изменению границ земельного участка из состава земель лесного фонда Тульского лесничества.

Представитель ответчика МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях по доверенности Криушина В.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представила письменные возражения в которых просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях, также указала на то, что МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях не является надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу.

Представитель третьего лица ГУ ТО «Тульское лесничество» в судебное заседание своего представителя не направило, о дате, времени и месте его проведения извещалось своевременно и надлежащим образом, причин неявки суду не сообщило, о рассмотрении дела в свое отсутствие, либо об отложении судебного разбирательства не просило.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание своего представителя не направило, о дате, времени и месте его проведения извещалось своевременно и надлежащим образом, причин неявки суду не сообщило, о рассмотрении дела в свое отсутствие, либо об отложении судебного разбирательства не просило.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из содержания ст. 60 ГПК РФ следует, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

Согласно ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: 1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; 2) самовольного занятия земельного участка; 3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях. 2. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: 1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; 2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; 3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Согласно п. 3 ст. 61 ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости, ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В силу п. 1. ст. 60.2 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 01 января 2016 и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.

В силу п. п. 3, 4 ст. 60.2 ФЗ № 218-ФЗ в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, орган регистрации прав вносит в ЕГРН изменения описания местоположения границ и площади лесного участка, в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок.

Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01 января 2016, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка (ч. 4).

Согласно ст. 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.

Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 5 ст. 28 Федерального закона от 24.07.07 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровой ошибкой является ошибка, допущенная при определении координат характерных точек границ земельного участка и воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости.

Исходя из указанной нормы закона, суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.

Пунктом 2 ст. 6 ЗК РФ определено, что земельным участком как объектом земельных отношений является часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24. 07.2007 № 221 -ФЗ земельные участки в числе других объектов недвижимости подлежат государственному кадастровому учету, под которым понимаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, подтверждающих существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждающих прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе.

Частью 1 ст. 7 этого же закона определено, что к уникальным характеристикам объекта недвижимости относятся, в том числе, кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В соответствии со ст. 68 Земельного Кодекса Российской Федерации землеустройство включает в себя, в частности, мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство).

Пунктом 1 ст. 69 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Согласно п. 7 ст. 69 Земельного Кодекса Российской Федерации порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На основании п. 1.4 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 8.04.1996 года, межевание земель выполняют проектно-изыскательские организации Роскомзема, а также граждане и юридические лица, получившие в установленном порядке лицензии на право выполнения этих работ.

В силу ч.3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре -недвижимости» с заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости.

Согласно письму Минэкономразвития РФ от 27.03.2009 г. № 4448 –ИМ/Д23 в случае выявления пересечения границ, связанного с наличием ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, органом кадастрового учета должно приниматься решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, в которое включаются рекомендации органа кадастрового учета о доработке представленного для осуществления государственного кадастрового учета межевого плана. При этом орган кадастрового учета сообщает соответствующему заявителю о возможности внесения в межевой план, предназначенный для осуществления государственного кадастрового учета, дополнительных сведений, необходимых для исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка (далее - дополнительные сведения).

В указанном случае, по мнению Минэкономразвития России, допускается оформлять межевой план в виде одного документа, содержащего сведения в отношении образуемого либо уточняемого земельного участка, и сведения в отношении ранее учтенного земельного участка, в местоположении границы которого выявлена ошибка. При этом сведения о таком ранее учтенном земельном участке включаются в межевой план в составе раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях". В состав межевого плана в указанном случае также включаются: заключение кадастрового инженера, обосновывающее вывод о наличии ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, а также включение дополнительных сведений о местоположении такой границы в раздел "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях"; акт согласования местоположения границы ранее учтенного земельного участка, в местоположении границы которого выявлена ошибка. Акт согласования местоположения границы такого земельного участка может не оформляться в случае, если в результате исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка не изменились площадь указанного земельного участка и его конфигурация (сохранились прежние значения внутренних углов и горизонтальных положений).

Исправленные сведения о местоположении границы ранее учтенного земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка или заявления о государственном кадастровом учете изменений земельного участка и межевого плана, содержащего, в том числе, дополнительные сведения о ранее учтенном земельном участке, включая сведения о местоположении его границы (исправленные значения координат характерных точек границы). В случае, если при исправлении ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка изменились его площадь и конфигурация, исправленные сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений указанного ранее учтенного земельного участка, представленного в орган кадастрового учета собственником, землепользователем или землевладельцем указанного земельного участка (далее - заявитель) либо представителем заявителя.

В соответствии с ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Судом установлено и материалами дела подтверждено следующее:

Истцы являются собственниками земельного участка с К, расположенного по адресу: <адрес> на основании свидетельств о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданных нотариусом нотариального округа г. Тула Тульской области Данко Ириной Эдуардовной.

Как усматривается из материалов дела, истцам на праве собственности также принадлежит жилой дом, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>.

Данные обстоятельства, подтверждаются сведениями из единого реестра недвижимости.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

В соответствии с ранее действовавшим Земельным кодексом РСФСР - земля состояла в собственности государства и предоставлялась только в пользование.

Земельным кодексом РСФСР от 1991 года был предусмотрен порядок предоставления земельных участков гражданам в собственность. В соответствии со статьей 30 указанного Кодекса граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка в собственность, подают заявление в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков.

Согласно ч. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимся в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшие у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса сохраняется.

В силу ст. ст. 25, 26 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, и удостоверяются в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». К числу таких оснований ст. 8 ГК отнесены, в частности, договоры и иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебное решение.

По отношению к земельным участкам, когда они выделялись ранее и не могли быть объектом гражданского права, основанием для приватизации их в соответствии с Порядком, утвержденным Роскомземом, являются выданные на тот период документы: государственные акты, решения соответствующих органов о предоставлении земельных участков, а при их отсутствии - земельно-шнуровые и похозяйственные книги, другие документы, имеющиеся в районных комитетах по земельной реформе и землеустройству, органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства или у самих землепользователей. Таким образом, речь идет практически о любых документах, удостоверяющих право граждан на указанные участки.

В 1987 году Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР письмом № разъясняло, что в случае отсутствия землеотводных документов следует руководствоваться данными первичной инвентаризации, которые в дальнейшем определяют границы, размеры земельного участка индивидуального землевладения.

Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов новым ЗК РФ провозглашено в качестве одного из принципов земельного законодательства (подп. 5 п. 1 ст. 1). Этот принцип был развит в ст. 35 ЗК РФ, в соответствии с которой при переходе права собственности на здания, строения, сооружения, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Анализ ст. 35 ЗК РФ позволяет прийти к выводу о том, что при переходе права на строение к новому собственнику строения переходит право на одну часть земельного участка, занятую строением, и другую, которая необходима для обслуживания строения, здания, сооружения и сохранения их целевого назначения. Именно об их использовании на тех же условиях и в том же объеме, что и у прежнего собственника, говорится в п. 1 ст. 35 ЗК РФ.

К тому же в п. 2 ст. 35 ЗК РФ прямо говорится об определении площади земельного участка, который необходим для нормальной эксплуатации расположенного на нем строения. Очевидно, что это не тот участок, который находится под строением.

Проанализировав указанные нормы права, суд приходит к выводу, что в случае получения строения по какой-либо сделке в период действия нового ЗК РФ нормы ст. 35 данного кодекса не отменяют и не ограничивают переход к новому собственнику всех прав на земельный участок прежнего пользователя, включая и право на бесплатную приватизацию участка, перешедшего к нему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Как следует из технического паспорта, составленного по итогам инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> 1963 года постройки состоял из лит. А, лит. А1, лит.а, лит. Б, лит. б1, общей площадью 218,8 кв.м., на территории земельного участка к дому по фактическому пользованию площадью 950 кв.м имелись надворные постройки литеры: Г - гараж, Г1 – сараи, подГ2- подвал, Г2 – навес, Г3 – сарай, Г4 – сарай, Г7 – баня, Г6 – навес, I, VI, VII, XI, XV– калитки, II, III – заборы XIII забор с воротами и калиткой, XIV, IX – выгребная яма.

Первоначальным владельцем жилого дома указан – Фомичев ФИО19 согласно регистрационному удостоверению от ДД.ММ.ГГГГ Спорный земельный участок изначально также принадлежал Фомичеву ФИО20 на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ, выданного исполнительным комитетом районного совета депутатов трудящихся <адрес>. Истцы являются наследниками после смерти – Фомичева ФИО21, умершего ДД.ММ.ГГГГ, а также Фомичевой ФИО22 умершей ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами дела.

По заказу истцов кадастровый инженер ООО «Земельно - кадастровый центр» Киндеева Т.В. подготовила межевой план от ДД.ММ.ГГГГ В своем заключении содержащемся в межевом плане подробно изложила о том, что: « кадастровые работы по уточнению местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, р-н Центральный, <адрес>, проведены с учетом сведений ЕГРН о всех смежных земельных участках, с учетом прохождения красных линий, а также с учетом фактических границ уточняемого земельного участка, существующих на местности более 15 лет…. Границы земельного участка категории земель земли лесного фонда с К определены картометрическим способом по материалам лесоустройства, без учета местоположения земельных участком, расположенных в <адрес> … пересечение границ лесного участка и земельного участка с кадастровым номером является реестровой ошибкой при определении координат характерных точек лесного участка с кадастровым номером Земельный участок категории земель земли населенных пунктов с кадастровым номером фактически на землях лесного фонда не располагаются, между границей лесного участка с К и границей земельного участка с К имеется территория, не занятая лесом (земельный участок представляет собой земли общего пользования <адрес> и смежные земельные участки, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН). Право собственности на земельный участок с кадастровым номером возникло до ДД.ММ.ГГГГ с К и одновременно с уточнением местоположения границ земельного участка с К в сведения ЕГРН необходимо внести изменения, в частности местоположение границы земельного участка с К следует изменить».

Управление Росреестра по Тульской области приостановило установление границ спорного земельного участка со ссылкой на пункт 7 части 1 статьи 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и пояснением, что межевой план в электронной форме не прошел форматно-логистический контроль при загрузке в ЕГРН, что подтверждается уведомлением Управления от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ после предоставления дополнительных документов, Управление Росреестра по Тульской области отказало в установлении границ земельного участка, в связи с тем, что границы земельного участка пересекают границы земельного участка с К, сведения о котором содержаться в ЕГРН.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что исковые требования Фомичева В.И., Пыниной Ю.И. о признании недействительным результатов межевания, в отношении земельного участка с кадастровым номером 71:14:000000:6169, расположенного по адресу: Тульская область, Ленинский район, Тульское лесничество обоснованны и подлежат удовлетворению.

Разрешая требования истцов об установлении местоположения границ, суд исходит из следующего.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (п. 7 ст. 36 ЗК РФ).

Как следует из положений ст. 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе: описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований.

Согласно п. 7 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Наличие перечня ранее учтенных участков в границах указанного кадастрового квартала не заменяет существующий порядок формирования земельного участка.

Частью 9 этой же статьи предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Исходя из ст. 16 этого же Федерального закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости. Кадастровый учет осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.

Судом установлено, что истцы провели межевание своего земельного участка с целью внесения сведений о его границах в ГКН. Кадастровым инженером были установлены характерные координаты земельного участка на местности. Границы и площадь земельного участка на протяжении периода владения и пользования им не изменялись. Спора по границам земельного участка нет.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о возможности установить границы земельного участка, К расположенного по адресу: <адрес>, по характерным координатам на местности, указанным в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленном кадастровым инженером Киндеевой ФИО23, в связи с чем заявленные истцами требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Фомичева ФИО24 (паспорт <данные изъяты>, ФИО3 (паспорт <данные изъяты>, удовлетворить.

Признать недействительным результаты межевания, земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, Тульское лесничество, исключив из Единого Государственного реестра земель сведения о координатах поворотных точек границ земельного участка.

Установить границы формируемого земельного участка, с К расположенного по адресу: <адрес>, в границах, обозначенных в межевом плане и описании границ, выполненным ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером Киндеевой ФИО25.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

2-2912/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Фомичев Виктор Игоревич
Пынина Юлия Игоревна
Ответчики
Межрегиональное территориальное управление Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях
ФГКУ "РОСЛЕСРЕСУРС"
Другие
ГУ ТО "Тульское лесничество"
Ахунова Диана Рашидовна
Суд
Центральный районный суд г. Тула
Судья
Илларионова Ангелина Анатольевна
Дело на странице суда
centralny.tula.sudrf.ru
16.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
16.10.2023Передача материалов судье
17.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2023Судебное заседание
08.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2023Дело оформлено
08.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее