Дело № 2-3809/2016
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
26 сентября 2016 года Авиастроительный районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи А.Х. Закировой,
при секретаре Д.А. Камаловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Кагировой Г.Р. к Управлению Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе гор. Казани о признании решения об отказе в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала незаконным,
у с т а н о в и л:
Г.Р. Кагирова обратилась в суд с иском к УПФ России в Авиастроительном районе г. Казани в вышеприведенной формулировке. В обоснование своих требований указала, что получила право на дополнительные меры государственной поддержки в связи с рождением второго ребенка и 04 сентября 201 года ей был выдан сертификат на материнский (семейный) капитал. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство объекта индивидуального жилищного строительства. На основании решения от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в заявлении о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, указав, что жилой дом не построен, а приобретен совместно с земельным участком в связи с предоставлением Декларации об объекте недвижимого строительства, а также жилой дом расположен на садовом участке.
Истица просит признать незаконным отказ УПФ РФ в Авиастроительном районе г. Казани № от ДД.ММ.ГГГГ; возложить на ответчика обязанность направить средства материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство объекта индивидуального жилищного строительства; взыскать с ответчика уплаченную при подаче иска государственную пошлину.
В судебном заседании истица поддержала требования, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства.
Представитель ответчика УПФ в Авиастроительном районе г. Казани в судебное заседание не явился. Представил отзыв на исковое заявление и ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 31, 32-35).
Надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного разбирательства представитель соответчика СНТ «Крутушка-3» в судебное заседание не явился.
Третье лицо А.Х. Кагиров в судебном заседании исковые требования поддержал, подтвердив доводы истицы.
Представитель третьего лица отела по опеке и попечительству в судебном заседании просил удовлетворить требования. Пояснив, что объект является жилым домом.
Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39 часть 1). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, в соответствии со статьей 39 (частью 2) Конституции Российской Федерации, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (ред. от 02.07.2013) установлены дополнительные меры государственной поддержки этих семей, право на получение которых, согласно пункту 1 части 1 статьи 3 указанного Закона, возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе и у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01 января 2007 года, независимо от места их жительства.
В силу статьи 2 Закона дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Материнский (семейный) капитал представляет собой средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом. Именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, является государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
В силу пункта 3 статьи 7 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми), формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
В соответствие со статьей 10 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что истица является обладателем государственного сертификата на материнский (семейный) капитал № в размере 453 026 рублей (л.д. 10).
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ супругу истицы, третьему лицу А.Х. Кагирову, на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 605 кв.м., расположенный в <адрес>. Согласно свидетельству о государственной регистрации права указанный земельный участок относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для садоводства (л.д. 12).
На указанном возведен жилой дом общей площадью 93,4 кв.м., право собственности на который также зарегистрировано за третьим лицом в установленном законом порядке (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в заявлении по мотиву отсутствия оснований для направления средств материнского (семейного) капитала в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Между тем, в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае: указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В своем решении ответчик указал, что правоустанавливающий документ для регистрации права собственности на построенный объект недвижимости является Декларация об объекте недвижимого строительства, а не кадастровый паспорт, в связи с чем невозможно сделать вывод, что данный объект не приобретен вместе с земельным участком. Кроме того, указано на несоответствие представленных на земельный участок правоустанавливающих документов требованиям подпункта 1.3 пункта 2 части 1 статьи 10 ФЗ от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и пункта 10(4) Правил № 862 (разрешенное использование земельного участка: Садоводство, а не индивидуальное жилищное строительство).
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона N 256-ФЗ распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 данного Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с данным Федеральным законом.
Как установлено статьей 10 данного Федерального закона N 256-ФЗ, средства материнского капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства. Средства материнского (семейного) капитала на основании заявления о распоряжении лица, получившего сертификат, могут быть выданы в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на компенсацию затрат за построенный (реконструированный с учетом требований части 1.2 настоящей статьи) им или его супругом (супругой) объект индивидуального жилищного строительства при предоставлении засвидетельствованных в установленном законом порядке: 1) копий документов лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги), подтверждающих право собственности на земельный участок, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право аренды земельного участка либо право безвозмездного срочного пользования земельным участком, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, на котором осуществляется строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства; 2) копии разрешения на строительство, выданного лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге); 3) письменного обязательства лица (лиц), на которое (которых) оформлено разрешение на строительство, в течение шести месяцев после получения кадастрового паспорта объекта индивидуального жилищного строительства оформить жилое помещение, построенное (реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей).
В рамках предоставленных полномочий статьей 10 частью 5 ФЗ N 256-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 12 декабря 2007 года * (ред. от 25.03.2013) "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий", которым установлены виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств.
Согласно подпункту "б" пункта 3 Правил, в случае предоставления лицу, получившему сертификат, или супругу лица, получившего сертификат, кредита (займа), в том числе ипотечного, на приобретение или строительство жилья либо кредита (займа), в том числе ипотечного, на погашение ранее предоставленного кредита (займа) на приобретение или строительство жилья средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу), в том числе ипотечному, на приобретение или строительство жилья (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанному кредиту (займу), в том числе по кредиту (займу), обязательство по которому возникло у лица, получившего сертификат, до возникновения права на получение средств материнского (семейного) капитала.
Размер средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направляемых на погашение основного долга и уплату процентов за пользование кредитом (займом), в том числе ипотечным, на приобретение или строительство жилья, либо на погашение основного долга и уплату процентов за пользование кредитом (займом), в том числе ипотечным, на погашение ранее предоставленного кредита на приобретение или строительство жилья, либо в счет уплаты цены договора участия в долевом строительстве, либо в качестве платежа в счет уплаты паевого взноса, не может превышать соответственно размер остатка основного долга и задолженности по выплате процентов за пользование указанным кредитом (займом), или оставшейся неуплаченной суммы по договору участия в долевом строительстве, или оставшейся неуплаченной суммы паевого взноса, необходимой для приобретения права собственности на жилое помещение (пункт 14 Правил).
Жилое помещение, объект индивидуального жилищного строительства, на приобретение, строительство или реконструкцию которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, должны находиться на территории Российской Федерации.
Исходя из приведенных норм под улучшением жилищных условий при применении Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, имеющих детей" понимается возмездное приобретение в общую собственность родителей, детей жилого помещения, находящегося на территории Российской Федерации.
Принимая во внимание системное толкование вышеуказанных норм, целью использования средств материнского (семейного) капитала является улучшение жилищных условий семей, имеющих детей. Для достижения этих целей средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены на компенсацию затрат за построенный объект индивидуального жилищного строительства. Из чего следует, что основополагающим критерием является отнесение построенного объекта к объекту индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, приведенный ответчиком довод о том, что жилой дом расположен на садовом земельном участке, по смыслу подпункта 3 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 256-ФЗ не может явиться основанием к отказу в реализации прав истца на получение средств материнского (семейного) капитала.
Более того, согласно статье 1 Федерального закона N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садовым земельным участком является земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем, за исключением случаев отнесения садовых участков к землям населенных пунктов).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 14 апреля 2008 года N 7-П, признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3), абзац второй статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.
Пунктами 6, 7 СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" предусмотрено, что на садовом участке допускается строительство жилого дома, гаража для автомобиля и прочих хозяйственных построек.
Согласно статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются изолированные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания граждан, отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В силу статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса.
При этом в силу части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.
Статьей 25.3 ФЗ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлен упрощенный порядок государственной регистрации права собственности гражданина на объект недвижимого имущества на предназначенном для садоводства земельном участке.
Исходя из содержания данной нормы, суд приходит к выводу о том, что возможность строительства жилого дома на садовом земельном участке, отнесенном к категории - земли поселений, законодательством не исключена. Получение разрешения на строительство индивидуального жилого дома на таком земельном участке в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не является обязательным. Декларация об объекте недвижимого строительства является документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства и содержащим его описание.
Семьей Кагировых осуществлено строительство жилого дома, право собственности на который зарегистрировано в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Факт создания объекта индивидуального жилищного строительства подтвержден декларацией об объекте недвижимого имущества, в котором данный объект указан как жилой дом (л.д. 101-102). В свидетельстве о государственной регистрации права от 29 февраля 2016 года объект права также указан: дом, назначение жилое (л.д. 11). Указанные обстоятельства, а именно строительство такого объекта как индивидуальный жилой дом, никем не опровергнуто и не оспаривалось.
При обращении в пенсионный орган истцом были предоставлены соответствующие документы, в том числе подтверждающие право собственности как на созданный объект недвижимого имущества жилой дом, так и на земельный участок, на котором осуществлено строительство жилого дома.
Согласно техническому паспорту объект недвижимости по своим параметрам полностью отвечает статусу жилого дома, так как является самостоятельным строением, имеет собственный фундамент. Из справки СНТ «Крутушка-3» следует, что жилой дом построен собственником участка А.Х. Кагировым, дом расположен на отдельном участке земли с подводом всех необходимых инженерных коммуникаций: электричество, вода, канализация, отопление и соответствует стандартам для круглогодичного проживания (л.д. 105, 106-107, 110-113,, 115, 136-144).
Семья Кагировых имеет регистрационный учет по вышеуказанному адресу, что подтверждается домовой книгой (л.д. 132-135).
Таким образом, объект недвижимости соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, закрепленным в вышеназванном Постановлении Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.
Установив изложенное, принимая во внимание, что средства материнского (семейного) капитала истец просила направить на компенсацию затрат на строительство жилого дома, семьей истца возведен данный жилой дом для постоянного проживания с целью улучшения жилищных условий, доказательства нарушения порядка обращения истца с заявлением на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала отсутствуют, что стороной ответчика не опровергнуто, суд приходит к выводу, что законных оснований для отказа в удовлетворении заявления у ответчика не имелось.
Направление средств материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат на строительство жилого дома на данном садовом земельном участке не может рассматриваться как нецелевое их использование.
В силу положений части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пользу истицы с ответчика подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина в размере 300 (триста) рублей.
При таких обстоятельствах, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
иск Кагировой Г.Р. удовлетворить.
Признать незаконным решение Управлению Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе города Казани № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления Кагировой Г.Р. о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.
Возложить на Управление Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе города Казани обязанность направить средства материнского (семейного) капитала Кагировой Г.Р. по государственному сертификату серии № от ДД.ММ.ГГГГ на улучшение жилищных условий - компенсацию затрат, понесенных на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе города Казани в пользу Кагировой Г.Р. уплаченную при подаче иска государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Апелляционная жалоба может быть подана в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: А.Х.Закирова.