Решение от 17.01.2024 по делу № 2-47/2024 (2-4695/2023;) от 22.09.2023

Дело № 2-47/2024

УИД 04RS0007-01-2023-004732-94

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2024 года                                                                г. Улан-Удэ

      Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Доржиевой С.Л., при секретаре Дабаевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа «город Улан-Удэ, МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ», Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ, Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, РГУ «Центр социальной поддержки населения» о возложении обязанности произвести определенные действия,

у с т а н о в и л:

    Прокурор Железнодорожного района г. Улан-Удэ, обращаясь с иском в интересах неопределенного круга лица, просит возложить на ответчиков обязанность обеспечить оборудование автономными дымовыми пожарными извещателями комнаты квартир и жилых домов, не подлежащих защите системой пожарной сигнализации и (или) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в которых проживают многодетные семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении.

    Требования мотивированы тем, что с 01.03.2023 введены в действия изменения, внесенные постановлением Правительства РФ от 24.10.2022 № 1885 в Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479. В силу п. 85 (1) Правил противопожарного режима в комнатах квартир и жилых домов, не подлежащих защите системой пожарной сигнализации и (или) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в которых проживают многодетные семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, должны быть установлены и находится в исправном состоянии автономные дымовые пожарные извещатели. Ответчиками требования законодательства, введенные п. 85 (1) Правил противопожарного режима, не исполняются; оборудование автономными дымовыми пожарными извещателями комнат квартир и (или) жилых домов, не подлежащих защите системой пожарной сигнализации и (или) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в которых проживают многодетные семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении – не обеспечено.

    В ходе судебного разбирательства исковые требования прокурором Васильевой А.В., действующей на основании доверенности от 12.07.2023, неоднократно уточнялись. В окончательной редакции исковых требований прокурор просит обязать Администрацию городского округа «город Улан-Удэ, МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ», Администрацию Железнодорожного района г. Улан-Удэ установить и поддерживать в исправном состоянии автономные дымовые пожарные извещатели в комнатах квартир и жилых домов, находящихся в реестре муниципального имущества и в которых проживают многодетные семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также в социально опасном положении на территории Железнодорожного района г. Улан-Удэ; обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, РГУ «Центр социальной поддержки населения» возместить расходы, понесенные на исполнение п. 1 исковых требований.

    Определением суда от 27.09.2023 23 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГУ МЧС России по Республике Бурятия.

    Определением суда от 25.10.2023 к участию деле в качестве соответчика привлечено РГУ «Центр социальной поддержки населения».

    Определением суда от 15.11.2023 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ».

    Определением суда от 22.11.2023 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация городского округа «г. Улан-Удэ», МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ» с исключением последнего из числа третьих лиц.

    В судебном заседании прокурор Васильева А.В. исковые требования с учетом их уточнений поддержала по изложенным в иске основаниям.

    Представитель Администрация городского округа «г. Улан-Удэ», МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ» по доверенностям Шараева Ю.А. исковые требования не признала, представила письменный отзыв.

    Представитель Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ по доверенности Скворцова Л.С. заявленные прокурором требования не признала, поддержала ранее представленные отзывы.

    Представитель Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, РГУ «Центр социальной поддержки населения» по доверенностям Дырхеев Д.Д-Н. в судебное заседание не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия, поддержал    представленные ранее отзывы на исковое заявление. Ранее в судебных заседаниях Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, РГУ «Центр социальной поддержки населения» Дырхеев Д.Д-Н. исковые требования не признал.

    Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Республике Бурятия по доверенности Волков С.П. поддержал заявленные прокурором требования, представил письменный отзыв.

    Заслушав явившихся лиц, исследовав представленные в материалы дела документы, суд приходит к следующему.

    Обращаясь с иском к вышеуказанным ответчиком, прокурор Железнодорожного района г. Улан-Удэ ссылается на Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также на изменения внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2022 № 1885 в Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479.

    Однако, приведенные прокурором доводы не свидетельствуют об обоснованности заявленных истцом требований.

    В соответствии с Методическими рекомендациями по организации установки автономных пожарных извещателей в местах проживания малоимущих многодетных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (письмо МЧС России от 28.10.2019 № 43-5692-19), автономный пожарный извещатель - прибор, реагирующий на появление дымовых частичек в помещении и издающий характерный звуковой сигнал.

     Действительно п. 85.1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 предусмотрено, что в комнатах квартир и жилых домов, не подлежащих защите системой пожарной сигнализации и (или) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в которых проживают многодетные семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасности положении, должны быть установлены и находиться в исправном состоянии автономные пожарные извещатели.

    Однако, их установка не может быть возложена на органы местного самоуправления, как того требует прокурор.

    Согласно п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

    Полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов, перечислены также в ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ (далее по тексту - Закон «О пожарной безопасности»).

    Так, в соответствии с приведенной нормой закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

    Как установлено ст. 1 названного закона, пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (абз. 2); требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (абз. 4); под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (абз. 15)

    Согласно ст. 20 Закона «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

    В силу ч. 1 ст. 38 Закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

    Частью 2 ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» определено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

    В соответствии с ч.1 ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

    Согласно ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения.

    На основании ч. 2 ст. 34 Закона «О пожарной безопасности» граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

    Частью 2 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

    Совокупность приведенных норм в их системном единстве предполагает, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в отношении жилых помещений, предоставленных на условиях социального найма, несут их наниматели. Следовательно, соблюдение требований пожарной безопасности являются обязанностью нанимателей жилых помещений. Оснований же для возложения подобной обязанности на иных лиц в силу прямого указания закона не имеется.

    Ссылки стороны истца на постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.2015 № 471 «Об утверждении положения об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта» являются несостоятельными.

    Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами определяет Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту – Закон «О государственной социальной помощи»).

    В силу абз. 2 ст. 1 Закона «О государственной социальной помощи» малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

    В соответствии с абз. 8 ст. 1 Закона «О государственной социальной помощи» социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

    Законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 5 Закона «О государственной социальной помощи»).

    Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1 ст. 8 Закона «О государственной социальной помощи»).

    Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абз. 4 ч. 2 ст. 8 Закона «О государственной социальной помощи»).

    Согласно частям 1-3 ст. 8.1 Закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

    В социальном контракте должны быть установлены предмет социального контракта, права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи, виды и размер государственной социальной помощи, порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, срок действия социального контракта, порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

    К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия.

    Как предусмотрено п. 2.1 постановления Правительства Республики Бурятия от 22.09.2015 № 471 «Об утверждении Положения об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта», социальная помощь назначается по представленному в форме электронного документа либо в письменной форме в подразделение РГУ по месту жительства или месту пребывания заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению (далее - заявление), в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой Федерального закона «О государственной социальной помощи».

    Из приведенных положений закона, следует, что государственная социальная помощь предоставляется вышеуказанным категориям граждан на основе социального контракта, носит заявительный характер.

    Таким образом, оснований для удовлетворения требования прокурора судом не усмотрено, при этом прокурор не лишен возможности в ином порядке предпринять меры по понуждению ответственных лиц к исполнению положений п. 85 (1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479.

    Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░-░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░-░░░, ░░ «░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░-░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░-░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

    ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░-░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                                                            ░.░.░░░░░░░░

    ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.01.2024.

2-47/2024 (2-4695/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Железнодорожного района Республики Бурятия
Ответчики
РГУ "Центр социальной поддержки населения"
МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ"
Администрация Железнодорожного района г. Улан-Удэ
Администрация городского округа "Город Улан-Удэ"
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия
Другие
ГУ МЧС России по Республике БУрятия
Суд
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Доржиева С.Л.
Дело на сайте суда
zheleznodorozhniy.bur.sudrf.ru
22.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.09.2023Передача материалов судье
27.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2023Подготовка дела (собеседование)
11.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2023Судебное заседание
15.11.2023Судебное заседание
22.11.2023Судебное заседание
10.01.2024Судебное заседание
17.01.2024Судебное заседание
24.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2024Дело оформлено
17.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее