Решение по делу № 7п-7/2016 от 25.01.2016

Судья Сабирьянов Р.Я. Дело № 7п-7/2016

РЕШЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 12 февраля 2016 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Медведева И.А.,

при секретаре Кирилловой М.А.,

рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл на постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МП «Куженерводоканал», <...>

УСТАНОВИЛ:

    Постановлением заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл <№> от 10 сентября 2015 года муниципальное предприятие «Куженерводоканал» (далее - МП «Куженерводоканал») признано виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, МП «Куженерводоканал» обратилось с жалобой в Советский районный суд Республики Марий Эл, решением которого от 22 октября 2015 года постановление <№> от 10 сентября 2015 года отменено, дело направлено на рассмотрение по подведомственности в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.

Постановлением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 января 2016 года производство по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МП «Куженерводоканал» прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В жалобе в Верховный Суд Республики Марий Эл Управление Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл просит постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 января 2016 года отменить, указав, что административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является длящимся и сроки давности привлечения к административной ответственности за его совершение исчисляются с момента обнаружения данного правонарушения, а именно с 2 сентября 2015 года.

Заслушав представителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Селюнину О.В., МП «Куженерводоканал» Мулендеева И.В., Петухову Р.В., изучив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2).

Часть 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Как следует из протокола по делу об административном правонарушении <№> от 8 сентября 2015 года, 2 сентября 2015 года в рамках проведения административного расследования по факту обнаружения на земельном участке, площадью <...> кв.м, расположенном по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>, примерно в 350 метрах по направлению на северо-запад от <адрес>, относящегося к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, участков, перекрытых отходами производства и потребления, опасными для здоровья людей и окружающей среды, общей площадью перекрытия <...> кв.м, установлено нарушение МП «Куженерводоканал», на балансе которого находятся очистные сооружения, с которых осуществлен вывоз иловых отходов, Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Совершенное МП «Куженерводоканал» нарушение квалифицировано по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как порча земель.

Согласно Методическим рекомендациям по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации (письмо Росприроднадзора от 23 мая 2012 года № ВК-03-03-36/6231) порча и уничтожение плодородного слоя почвы – частичное или полное разрушение почвенного покрова в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.

Объектом правонарушения по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной почвы.

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в частности, на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

Из статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу пункта 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, неисполнение требований законодательства в области охраны и использования почв, выразившееся в нарушении правил обращения с отходами производства, а также непринятие мер по ликвидации загрязнений или иных негативных воздействий на почвы, является порчей земель и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в случае, если выявленное нарушение на момент проверки виновным лицом не устранено и его отрицательные последствия продолжаются, вред наносится не только в первоначальный момент образования состава административного правонарушения, но и на протяжении того периода, пока не исполнены требования законодательства в сфере охраны земель и окружающей среды.

С учетом изложенного, выводы судьи об истечении срока давности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исчисленного с момента приемки выполненных работ по очистке биологических прудов по акту от 19 марта 2014 года, являются ошибочными, поскольку данное правонарушение является длящимся и срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется с момента, когда лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 января 2016 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МП «Куженерводоканал» отменить, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья Верховного Суда

Республики Марий Эл                        И.А. Медведева

                            

7п-7/2016

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Другие
МП "Куженерводоканал"
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Медведева Ирина Анатольевна
Статьи

КоАП: ст. 8.6 ч.2

29.01.2016Материалы переданы в производство судье
12.02.2016Судебное заседание
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее