Решение по делу № 33-322/2025 от 09.01.2025

    Судья Королева Ю.П.                                                       Дело № 33-322/2025

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«27» января 2025 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

Председательствующего Веремьевой И.Ю.,

судей Колесова Р.Н., Карповой С.В.,

с участием прокурора Петрова К.Д.,

при секретаре Ивановой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2633/2024 (УИД 44RS0002-01-2023-005455-03) по апелляционной жалобе администрации г.Костромы на решение Ленинского районного суда г.Костромы от 11 октября 2024 года по делу по иску муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации г.Костромы к ООО «Строймеханика», Таировой Веронике Сергеевне, Таирову Алексею Алексеевичу, Таирову Андрею Алексеевичу, Таировой Ксении Алексеевне в лице законных представителей, Гвоздковой Светлане Юрьевне об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд, прекращении права собственности на жилые помещения с выплатой денежной компенсации, выселении и снятии с регистрационного учета и по встречному иску Гвоздковой Светланы Юрьевны, Таировой Вероники Сергеевны к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице администрации города Костромы о предоставлении жилого помещения взамен изымаемых.

Заслушав доклад судьи Веремьевой И.Ю., объяснения заключение прокурора Петрова К.Д., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации г.Костромы обратилось в суд с иском к ООО «Строймеханика», Цветковой Л.И., Перминовой Л.В., Токарчук О.Н., Токтоназаровой З.М., Таировой В.С., Гвоздковой С.Ю., Добрыниной В.Н., в котором просило суд принудительно изъять у ответчиков для муниципальных нужд в пользу муниципального образования городской округ город Кострома земельный участок под многоквартирным домом по адресу: <адрес> пропорционально размеру площади принадлежащего каждому из ответчиков жилого помещения, а также принадлежащие ответчикам жилые помещения (доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение) по указанному адресу путем выплаты возмещения, прекратить право собственности ответчиков на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения, обязать ООО «Строймеханика» после перехода права собственности к муниципальному образованию городской округ город Кострома на изымаемые объекты произвести истцам выплату возмещения. В обоснование требований указано, что постановлением администрации г.о.г.Кострома от 17 марта 2015 года принято решение о развитии застроенной территории в границах улиц Ленина, 11-я Рабочая, 7-я Рабочая. Жилой дом <адрес> включен в перечень зданий, расположенных на застраиваемой территории и отнесен к объектам капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которого не соответствуют градостроительному регламенту. 13 февраля 2017 года между муниципальным образованием г.о.г.Кострома и ООО «Строймеханика» (далее застройщик) заключен договор о развитии застроенной территории в г.Костроме, по условиям которого застройщик взял на себя обязательства по осуществлению мероприятий, связанных с развитием застроенной территории, а также обязательства по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, либо не соответствующих градостроительным регламентам. Согласно заключению межведомственной комиссии многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения жителей из указанного дома до 01 июля 2023 года. Правообладателями долей в праве общей долевой собственности на жилые помещения - квартиры №, расположенных по вышеуказанному адресу, являются следующие граждане: Цветкова Л.И. (<адрес>, <данные изъяты> долей в праве), Перминова Л.В. (<адрес>, <данные изъяты> долей в праве), Токарчук О.Н. (<адрес>, <данные изъяты> долей в праве), Токтоназарова З.М. (<адрес>, <данные изъяты> долей в праве), Таирова В.С. (<адрес>, <данные изъяты> доля в праве), Гвоздкова С.Ю. (<адрес>, <данные изъяты> доли в праве), Таирова В.С. (<адрес>, <данные изъяты> доля в праве), Гвоздкова С.Ю. (<адрес>, <данные изъяты> доли в праве), Добрынина В.Н. (<адрес>, <данные изъяты> доли в праве). Администрацией города Костромы принято постановление от 29 мая 2023 года № 857 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастра номером и жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>». В адрес собственников жилых помещений сопроводительными письмами направлены копии постановлений администрации г.Костромы, требование о сносе вышеуказанного многоквартирного дома, проекты соглашений об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений. Подписанные соглашения в адрес администрации города Костромы ответчиками не представлены.

В ходе рассмотрения дела в связи с заключением соответствующих соглашений исковые требования администрацией г.Костромы не поддержаны к Цветковой Л.И., Токарчук О.Н., Токтоназаровой З.М., в связи с чем указанные лица исключены из числа участников процесса.

Перминова Л.В. и Добрынина В.Н. обратились к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы со встречными исками об обязании предоставить жилые помещения взамен изымаемых.

Также со встречным иском к администрации г. Костромы обратились Таирова В.С. и Гвоздкова С.Ю., в котором просили:

- обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы представить в их общую долевую собственность Таировой В.С. в размере <данные изъяты> доли в праве и Гвоздковой С.Ю. в размере <данные изъяты> доли в праве равнозначное благоустроенное жилое помещение взамен признанных аварийными и непригодными для проживания жилых помещений: комнаты, площадью 20,4 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер , и комнаты, площадью 12,4 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер , прекратив их право общей долевой собственности на данные жилые помещения:

- обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы изъять у Таировой В.С. для муниципальных нужд жилое помещение - комнату, площадью 17,5 кв.м, по адресу: <адрес> путем выкупа, а также земельный участок, общей площадью 1 732 кв.м, по указанному адресу, пропорционально размеру общей площади жилого помещения, прекратив право собственности Таировой В.С. на указанное жилое помещение и земельный участок.

Протокольным определением суда от 11 июля 2024 года исковые требования муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации г.Костромы к ООО «Строймеханика», Таировой В.С., Гвоздковой С.Ю. и встречные искровые требования Таировой В.С. и Гвоздковой С.Ю. к администрации г. Костромы выделены в отдельное производство.

Определением Ленинского районного суда г. Костромы от 4 октября 2024 года от представителя Таировой В.С. по доверенности Русанова А.В. принят отказ от встречного иска к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице администрации города Костромы в части требований об изъятии у Таировой В.С. для муниципальных нужд жилого помещения путем выкупа, а также земельного участка, поскольку по данному жилому помещению между администрацией и Таировой В.С. заключено соответствующее соглашение от 03 октября 2024 года.

Производство по делу в указанной части прекращено.

К участию в деле в качестве ответчиков привлечены также Таиров АА., Таиров А.А., Таирова К.А. в лице законных представителей. В качестве третьих лиц в деле участвовали Управление Росреестра по Костромской области, УФССП России по Костромской области, МКУ г. Костромы «Центр регистрации граждан».

Оспариваемым решением исковые требования муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации г.Костромы и встречные исковые требования Гвоздковой Светланы Юрьевны, Таировой Вероники Сергеевны удовлетворены частично.

Постановлено:

Обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации г.Костромы предоставить Гвоздковой Светлане Юрьевне, Таировой Веронике Сергеевне в общую долевую собственность благоустроенное жилое помещение в черте города Костромы, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, по площади равнозначное площади, приходящейся на их доли в праве собственности на ранее занимаемые жилые помещения.

После предоставления жилого помещения взамен изымаемого:

- прекратить право общей долевой собственности Гвоздковой Светланы Юрьевны (на <данные изъяты> доли в праве) и Таировой Вероники Сергеевны (на <данные изъяты> доли в праве) на жилое помещение - комнату, площадью 20,4 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый номер , и право общей долевой собственности Гвоздковой Светланы Юрьевны (на <данные изъяты> доли в праве) и Таировой Вероники Сергеевны (на <данные изъяты> доли в праве) на жилое помещение - комнату, площадью 12,4 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый номер , а также на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1 732 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, пропорционально размеру общей площади указанных жилых помещений;

- признать право собственности муниципального образования городской округ город Кострома на комнату, площадью 20,4 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый номер , и на комнату, площадью 12,4 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый номер , а также на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1 732 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, пропорционально размеру общей площади указанных жилых помещений;

- выселить Таирову Веронику Сергеевну, Таирова Алексея Алексеевича, Таирова Андрея Алексеевича, Таирову Ксению Алексеевну, Гвоздкову Светлану Юрьевну из жилых помещений по адресу: <адрес>, со снятием их с регистрационного учета по указанному адресу;

- обязать Гвоздкову Светлану Юрьевну, Таирову Веронику Сергеевну передать жилые помещения по акту приема-передачи в течение 90 (девяноста) календарных дней со дня выплаты возмещения, передать ключи от жилых помещений.

В апелляционной жалобе представитель администрации г.Костромы Хворостяная Ж.В., повторяя доводы искового заявления, ссылаясь на нормы действующего законодательства, оспаривая решение суда в части возложения на администрацию г.Костромы обязанности по обеспечению Гвоздковой С.Ю. и Таировой В.С. жилым помещением взамен изымаемого, считает, что вопреки выводам суда ответчики подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения. Считает, что в данном случае жилищные права Гвоздковой С.Ю. и Таировой В.С. могут быть реализованы только путём получения выкупной стоимости изымаемого имущества.

Представитель администрации г.Костромы, Таиров А.А., Таиров А.А., Таирова В.С., Таирова К.А., представитель Таировой В.С. Русанов А.В., Гвоздкова С.Ю., представители ООО «Строймеханика», управления Росреестра по Костромской области, УФССП России по Костромской области, МКУ г.Костромы «Центр регистрации граждан» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверяя решение суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, многоквартирный дом по адресу: <адрес>, 1936 года постройки.

Жилое помещение - комната, площадью 20,4 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер , на праве общей долевой собственности принадлежит Таировой В.С. (<данные изъяты> доли в праве) на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ и Гвоздковой С.Ю. (<данные изъяты> доли в праве) на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельств о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Жилое помещение - комната, площадью 12,4 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер , на праве общей долевой собственности принадлежит Таировой В.С. (<данные изъяты> доли в праве) на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ и Гвоздковой С.Ю. (<данные изъяты> доли в праве) на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельств о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Комната, площадью 17,5 кв.м, по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Таировой В.С.

Все указанные комнаты выделены в качестве самостоятельных объектов недвижимости и поставлены на самостоятельный кадастровый учет в соответствии с данными ЕГРН.

Согласно плану БТИ квартира по адресу: <адрес>, имеет общую площадь 67,8 кв.м, состоит из трех комнат, площадью 18 кв.м, 20,4 кв.м, 12,4 кв.м, а также коридора, ванной, туалета, кухни.

В соответствии со справкой МКУ г.Костромы «Центр регистрации граждан» в квартире (коммунальная) зарегистрированы по месту жительства: Гвоздкова С.Ю., Таирова В.С., Таиров ФИО22., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Таиров ФИО23., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением администрации городского округа город Кострома от 17.03.2015 № 540 «О развитии застроенной территории в границах улиц Ленина, 11-я Рабочая, 7-я Рабочая» принято решение о развитии застроенной территории в границах улиц Ленина, 11-я Рабочая, 7-я Рабочая.

Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в Перечень зданий, строений, сооружений, расположенных на застроенной территории, ограниченной улицами Ленина, 11-я Рабочая, 7-я Рабочая.

Данный объект отнесен к объектам капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.

13 февраля 2017 года между муниципальным образованием городской округ город Кострома в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы и ООО «Строймеханика» (застройщик) был заключен договор о развитии застроенной территории в городе Костроме, по условиям которого застройщик принимает обязательства своими силами и за свой счет и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 2.1.2-2.1.10, осуществить мероприятия, связанные с развитием застроенной территории в границах улиц Ленина, 11-я Рабочая, 7-я Рабочая.

В соответствии с пунктом 2.1.4 договора застройщик взял на себя обязательства уплатить возмещение за изымаемые на основании решения администрации города Костромы жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, либо не соответствующими градостроительным регламентам и расположенных на территории и земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома.

Размер возмещения за жилое помещение, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением, заключенным с собственником изымаемого жилого помещения в соответствии с законодательством, на основании отчетов об оценке, составленных ООО «РОСТоценка Валерия» от 23 июня 2023 года.

В свою очередь согласно пункту 2.3.2 договора администрация город Костромы взяла на себя обязательства принять решение об изъятии путем выкуп жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, либо не соответствующие градостроительным регламентам и расположенных на территории, а также земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома, в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно заключению межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 05.09.2014 № 81 многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации города Костромы от 22.10.2014 № 2800 «О дальнейшем использовании многоквартирного дома <адрес>» (с изменениями, внесенными постановлениями администрации города Костромы от 07.06.2018 № 1189, от 29.09.2022 а № 1841), признан необходимым снос многоквартирного дома <адрес>, установлен срок отселения жителей из указанного дома до 01 июля 2023 года.

Администрацией города Костромы принято постановление от 29.05.2023 № 857 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером и жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>».

В адрес собственников жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, направлены требования о сносе вышеуказанного многоквартирного дома; копия постановления администрации города Костромы от 29.05.2023 № 857; сопроводительными письмами направлены проекты соглашений об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений, отчеты об оценке от 23.06.2023.

Подписанные соглашения в адрес администрации города Костромы ответчиками не представлены.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом установленных обстоятельств применительно к приведенным выше правовым нормам и разъяснениям по их применению, указав на то, что поскольку жилой дом, в котором находятся принадлежащие ответчикам жилые помещения, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, отметив, что ответчиками избран способ обеспечения своих прав путем предоставления иного жилого помещения в собственность взамен аварийного, пришел к выводу о том, что заявленные требования администрации г.Костромы об изъятии жилого помещения у ответчиков путем его выкупа являются незаконными, а встречные исковые требования ответчиков подлежат удовлетворению.

При этом суд признал несостоятельными доводы представителя администрации г.Костромы (которые фактически аналогичны доводам апелляционной жалобы) о том, что региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019 - 2025 годы» и утвержденной в ее развитие муниципальной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Кострома» не предусмотрено предоставление собственникам жилых помещений иных жилых помещений в собственность взамен аварийных, указав на то, что предусмотренное федеральным законодателем нормой, имеющей большую юридическую силу, право собственника жилого помещения, признанного аварийным, на предоставление иного жилого помещение не ставится в зависимость от того, установлена ли данная возможность соответствующей адресной программой субъекта по переселению.

Оснований не согласиться с выводами суда судебная коллегия не усматривает.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).

В п. 3 ст. 2 названного Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, частями 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статьей 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ предусмотрено, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 1).

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: 1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; 2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части; 3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы; обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств; 5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2019 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, - часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году (ч. 2).

Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи (ч. 2.2).

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение (ч. 3).

Полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на: 1) приобретение жилых помещений; 2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; 3) предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений; 4) предоставление субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки; 5) предоставление субсидии юридическому лицу, созданному субъектом Российской Федерации и обеспечивающему реализацию решения о комплексном развитии территории, на оплату расходов, указанных в пункте 4 настоящей части; 6) приведение жилых помещений в состояние, пригодное для постоянного проживания граждан (ч. 6).

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (ч. 8.1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Указанная правовая позиция изложена в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.

При этом согласно тому же Обзору судебной практики требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.

В Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 31 января 2023 года № 53-КГ22-17-К8 приведена правовая позиция о том, что включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объём жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах указание в действующей в Костромской области региональной адресной программе только на выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения, в такой же редакции сформулированы и задачи муниципальной программы, не должно приводить к ущемлению жилищных прав ответчиков по иску муниципального образования.

Кроме того, утвержденной постановлением администрации г. Костромы от 04 июля 2019 года № 1131 муниципальной программой города Костромы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда на территории городского округа город Кострома» также предусмотрено, что задачей муниципальной программы, направленной на достижение цели, переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, является, в том числе обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу (реконструкции), которое осуществляется в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Собственникам жилых помещений предоставляются возмещения за изымаемые жилые помещения, за исключением случая, когда в отношении этих собственников имеются вступившие в силу решения судов о предоставлении им жилых помещений взамен ранее занимаемых и признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (абзац десятый).

При условии наличия решения суда, указанного в абзаце десятом настоящего пункта, жилищные права собственников жилых помещений в аварийном многоквартирном доме подлежат обеспечению в соответствии с абзацами шестым, седьмым, восьмым настоящего пункта, либо в соответствии с утвержденным судом мировым соглашением или определением суда об изменении порядка и способа исполнения вступившего в законную силу судебного решения (пункт «б» ст. 3.2 раздела III Паспорта муниципальной программы).

Следует отметить, что предоставление гражданам в рамках рассматриваемых правоотношений другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Судебная коллегия полагает, что вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу, а выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не соблюдены требования процессуального законодательства, поскольку резолютивная часть решения не содержит исчерпывающие выводы, вытекающие из фактических обстоятельств, несостоятельны, поскольку судом разрешен спор между сторонами о способе обеспечения жилищных прав собственников жилого помещения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда: указано, что удовлетворены требования об изъятии земельного участка и жилых помещений, встречные исковые требования о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого, отказано в удовлетворении исковых требований о выплате денежной компенсации, а также удовлетворены требования о применении правовых последствий изъятия у собственника жилого помещения.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г.Костромы от 11 октября 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Костромы – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трёх месяцев с момента вынесения во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

        Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 января 2025 года

33-322/2025

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Костромы
Муниципальное образование городской округ город Кострома
Ответчики
Гвоздкова Светлана Юрьевна
ООО СтройМеханика
Таирова Вероника Сергеевна
Информация скрыта
Другие
Семионов Дмитрий Леонидович
Русанов Артур Валентинович
УФССП России по Костромской области
Таиров Алексей Алексеевич
МКУ г. Костромы Центр регистрации граждан
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области
Суд
Костромской областной суд
Судья
Веремьева Ирина Юрьевна
Дело на странице суда
oblsud.kst.sudrf.ru
13.01.2025Передача дела судье
27.01.2025Судебное заседание
27.01.2025
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее