№ 5-2148/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
02 декабря 2021 года город Уфа
Судья Орджоникидзевского районного суда города Уфы Республики Башкортостан Урамова Г.А. (адрес суда: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ульяновых, д. 51), с участием главного специалиста-эксперта отдела правовой работы Минжилкомхоза РБ Ахметшина М.М. (доверенность от 17.06.2021 года), лица, привлекаемого к административной ответственности - Акатьева А.А., его защитника Мартыновой С.В. (по ходатайству), рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении
ведущего инженера ЖЭУ № 69 ООО «ОЖХ Орджоникидзевского района г. Уфы» Акатьева А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, холостого, имеющего одного малолетнего ребенка, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
- привлекаемого по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Акатьев А.А., являясь ведущим инженером ЖЭУ № 69 ООО «ОЖХ Орджоникидзевского района г. Уфы» не обеспечил соблюдение требований п. 10 Указа Главы Республики Башкортостан № УГ-111 от 18 марта 2020 года (в ред. от 09 ноября 2021 года) «О введении режима «Повышенная готовность» на территории Республики Башкортостан в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в помещении жилищно-эксплуатационного участка № 69, расположенного по адресу: <адрес>, выявленное в ходе осмотра помещения 09 ноября 2021 года, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
В судебном заседании Акатьев А.А. свою вину не признал, при этом показал, что организация работает в закрытом режиме, посетители не допускаются, представители Минжилкомхоза РБ прошли в помещение обманным путем, приказ о проведении проверки не представили; относительно выявленных нарушений возражал, пояснил, что листовки в помещении имеются, контроль температуры работников и соблюдения правил личной гигиены ведется, обязательная дезинфекция контактных поверхностей и проветривание помещений проводится, но графики отсутствуют, отдельное помещение для приема пищи работниками не предусмотрено, разметка для соблюдения социального дистанцирования не нанесена, так как организация работает в закрытом режиме, возложение функций антиковидного инспектора отсутствует.
Защитник Мартынова С.В. просила производство по делу прекратить, поскольку при составлении протокола об административном правонарушении неверно указано юридическое лицо, представителем которого является привлекаемое лицо Акатьев А.А., о проведении проверки или осмотра ООО «ОЖХ Орджоникидзевского района г. Уфы» не извещалось, протокол об административном правонарушении и акт осмотра являются недопустимыми доказательствами; в случае привлечения Акатьева А.А. к административной ответственности просила применить ст. 4.1.1 КоАП РФ и назначить предупреждение.
Главный специалист-эксперт отдела правовой работы Минжилкомхоза РБ Ахметшин М.М. в судебном заседании протокол об административном правонарушении поддержал, просил привлечь Акатьева А.А. к административной ответственности. Относительно доводов Акатьева А.А. пояснил, что 09.11.2021 года при проведении осмотра он прошел в помещение путем свободного доступа, входная дверь была открыта, представить приказ о назначении на должность Акатьев А.А. отказался.
Выслушав участников процесса, изучив и оценив представленные материалы, судья установил следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь: а) определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; б) приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа; в) установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, которые направлены на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Выполнение решений Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в силу пункта 1 вышеуказанных правил является обязательным для граждан и организаций.
Указом Главы Республики Башкортостан от 18 марта 2020 года № УГ-111 на территории Республики Башкортостан введен режим повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Пунктом 10 Указа Главы Республики Башкортостан № УГ-111 от 18 марта 2020 года (в ред. от 09 ноября 2021 года) «О введении режима «Повышенная готовность» на территории Республики Башкортостан в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» предписано работодателям (ИП, самозанятым), осуществляющим свою деятельность на территории Республики Башкортостан: обеспечить неукоснительное соблюдение разработанных Роспотребнадзором рекомендаций для работодателей по профилактике коронавирусной инфекции на рабочих местах от 29 сентября 2020 года, размещенных на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, в том числе: ограничить любые корпоративные мероприятия в коллективах, участие работников в иных массовых мероприятиях; не допускать на рабочее место (территорию) работников с признаками инфекционного заболевания (повышенная температура тела, кашель, одышка и др.); обеспечить ношение средств индивидуальной защиты (масок), а также использование перчаток, если это не препятствует рабочей деятельности; контролировать соблюдение правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, а также использование перчаток, если это не препятствует рабочей деятельности); обеспечить нанесение разметки для соблюдения социального дистанцирования; разместить на своей территории памятки, листовки по вопросам профилактики COVID-2019; проводить обязательную дезинфекцию контактных поверхностей (мебели, оргтехники и других) во всех помещениях в течение рабочего дня с периодичностью каждые 2 часа; использовать в помещениях оборудование по обеззараживанию воздуха (по возможности), обеспечить регулярное (каждые 2 часа) проветривание рабочих помещений; обеспечить необходимый запас дезинфицирующих средств для уборки помещений и обработки рук работниками; при наличии столовой - перейти на одноразовую посуду или обеспечить дезинфекцию многоразовой посуды; при отсутствии столовой - выделить оборудованные помещения для приема пищи работниками.
Из материалов дела следует, что 09 ноября 2021 года в 11 часов 13 минут в ходе проведения осмотра помещения ЖЭУ № 69 по адресу: <адрес>, уполномоченным должностным лицом – главным специалистом-экспертом отдела правовой работы Минжилкомхоза РБ было выявлено нарушение требований пункта 10 Указа Главы Республики Башкортостан от 18 марта 2020 года № УГ-111 «О введении режима «Повышенная готовность» на территории Республики Башкортостан в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (в ред. от 09 ноября 2021 года), а именно: отсутствуют памятки, листовки по вопросам профилактики COVID-19, контроль температуры работников не проверяется, контроль соблюдения правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, а также использование перчаток, если это не препятствует рабочей деятельности не ведется, график обработки рабочих мест отсутствует, оборудованное помещение для приема пищи работниками не выделено, разметка для соблюдения социального дистанцирования не нанесена, возложение функции антиковидного инспектора отсутствует, что подтверждается протоколом осмотра № 27 от 09 ноября 2021 года и представленным фотоматериалом (л.д. 10-12, 29-38).
Приказом и.о. директора ООО «ОЖХ Орджоникидзевского района г. Уфы» № 417 от 13 декабря 2019 года Акатьев А.А. принят ведущим инженером 11 разряда в АУП ЖЭУ-69 (л.д. 54, 53).
Согласно должностной инструкции ведущий инженер жилищно-эксплуатационного участка обеспечивает находящиеся под его контролем рабочие места, механизмы, автотракторную технику, средства коллективной защиты, предохранительные приспособления, санитарно-технические устройства, производственные и вспомогательные помещения в работоспособном и безопасном для жизни и здоровья людей состоянии; обеспечивает соблюдение работниками трудовой и производственной дисциплины, правил, инструкций по охране труда, стандартов безопасности труда, а в случаях, предусмотренных правилами, обязательными применением средств индивидуальной защиты (л.д. 55-59). С должностной инструкцией Акатьев А.А. ознакомлен лично 01 декабря 2020 года (л.д. 60).
За допущенные нарушения главным специалистом-экспертом отдела правовой работы Минжилкомхоза РБ Ахметшиным М.М. в отношении Акатьева А.А. составлен протокол об административном правонарушении № 27 от 09 ноября 2021 года по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ (л.д. 6-9).
Полномочия Ахметшина М.М. на составление протокола об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ подтверждены приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан № 01/06-360 от 14 октября 2021 года «О внесении изменений в приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан от 13.04.2020 № 01/06-117 «Об утверждении списка должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (л.д. 25-28).
Проверив и оценив исследованные доказательства в отдельности и в их совокупности, судья находит, что ими вина ведущего инженера ЖЭУ № ООО «ОЖХ Орджоникидзевского района г. Уфы» Акатьева А.А. в совершении административного правонарушения установлена, его действия следует квалифицировать по ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы Акатьева А.А. и его защитника о том, что результаты осмотра являются недопустимым доказательством, поскольку о проведении проверки юридическое лицо не было надлежаще извещено, безосновательны.
С учетом того, что по настоящему делу факт совершения административного правонарушения был выявлен 09 ноября 2021 года уполномоченным должностным лицом непосредственно в ходе производства осмотра помещения жилищно-эксплуатационного участка, осуществленного во исполнение и на основании Указа Главы Республики Башкортостан № УГ-111 от 18 марта 2020 года, то требования, предусмотренные Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», касающиеся необходимости издания приказа о проведении проверки (осмотра), равно как и о необходимости уведомлении о его проведении, в настоящем случае применению не подлежали.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, положения настоящего Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу.
Иными словами, правовые гарантии, установленные указанным Федеральным законом № 294-ФЗ, не распространяются на ситуации, связанные с осуществлением превентивного контроля по недопущению распространения на территории Российской Федерации и конкретного субъекта новой коронавирусной инфекции.
В связи с указанным, оснований полагать, что протокол осмотра с фототаблицей к нему от 09 ноября 2021 года, является недопустимым доказательством не имеется; содержание протокола осмотра содержит все необходимые реквизиты, отображает существо допущенных нарушений, содержит конкретные данные должностных лиц, принимавших участие в производстве данного процессуального действия, отображает факт ознакомления Акатьева А.А. с его содержанием и существом выявленных нарушений.
Неверное наименование юридического лица, указанное в протоколе об административном правонарушении и протоколе осмотра, является устранимым, и уточнено судом при рассмотрении дела на основании сведений, содержащихся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц.
Процессуальных нарушений при составлении административного материала не установлено, в силу чего оснований для признания протокола об административном правонарушении, протокола осмотра недопустимыми доказательствами, не имеется.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии Акатьева А.А., копия протокола ему вручена.
Довод Акатьева А.А. об отсутствии нарушений, перечисленных в протоколе осмотра, ничем объективно не подтвержден и противоречит доказательствам, исследованным в судебном заседании.
Определяя вид и размер административного наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его семейное и имущественное положение.
В качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства судья учитывает наличие на иждивении одного малолетнего ребенка.
Отягчающих обстоятельств по делу не усматривается.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации во исполнение Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, направлены на недопущение распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV), представляющей опасность для окружающих.
Таким образом, нарушение, допущенное Акатьевым А.А., создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Следовательно, в рассматриваемом случае не установлено наличие совокупности всех условий, при которых может быть назначено наказание в виде предупреждения или в соответствии с положениями части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 названного Кодекса допускается замена административного штрафа предупреждением.
Оснований для признания данного правонарушения малозначительным и освобождения должностного лица от административной ответственности в судебном заседании также не установлено. Невыполнение обязанности должностным лицом по соблюдению законодательных требований, правил, норм, направленных на выполнение мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, несет существенную угрозу жизни и здоровью граждан.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Акатьева А.А. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей в доход государства.
Реквизиты для оплаты штрафа: Получатель – УФК по Республике Башкортостан (Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан л/с 04011783290), КС 03211643000000010100, Банк получателя: Отделение – НБ Республика Башкортостан Банка России//УФК по Республике Башкортостан г. Уфа, ЕКС 40102810045370000067, БИК 018073401, ИНН 0278106433, КПП 027801001, КБК 17711601201010601140, ОКТМО 80701000, административные штрафы.
Разъяснить Акатьеву А.А., что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Г.А. Урамова