Решение по делу № 2-7554/2018 от 20.08.2018

Дело № 2-7554/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Н.Е. Колосовой,

при секретаре Гейнерт К.А.,

с участием представителя истца Жучек М.Г.,

представителя ответчиков Мартыновой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре 17 октября 2018 года гражданское дело по иску Серова А.К. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказаний о восстановлении на учете, возложении обязанностей,

установил:

Серов А.К. обратился в суд с иском к УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России об отмене решения Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 3 апреля 2018 года о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности восстановить на учет, произвести перерасчет размера ЕСВ и направить протокол с новым расчетом во ФСИН России. Заявленные требования мотивировал тем, что решением Сыктывкарского городского суда от 22 августа 2016 года удовлетворены его требования о постановке на учет для получения ЕСВ, однако решением комиссии от 3 апреля 2018 года он незаконно снят с учета.

Истец Серов А.К. в судебном заседании участия не принял, извещен надлежаще.

Представитель истца Жучек М.Г. заявленные требования поддержала.

Представитель ответчиков УФСИН России по РК ФСИН России Мартынова Л.М. требования не признала.

Заслушав объяснения, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению.

Установлено, что Серов А.К. проходил службу в ....

** ** ** Серов А.К. обратился с рапортом о постановке в очередь для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи ... человека- Серов А.К., ... О.К. (супруга... М.А., ** ** ** (дочь), ... А.А., ** ** **дочь) по состоянию на ** ** ** г. выслуга составляет ** ** **. Семья занимает жилое помещение по адресу: ..., общей площадью ... кв. м., принадлежащее на праве собственности супруге истца. Иного жилья не имеет.

Комиссией принято решение о признании за Серовым А.К. права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи ... человека, о направлении в комиссию ФСИН России документов для рассмотрения вопроса о предоставлении ЕСВ Серову А.К.

Приказом ГУФСИН России по республике Коми от ** ** **... Серов А.К. уволен из ... по ст. 58 п. «е» Положения о службе (по сокращению штатов).

Решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждения и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилых помещений №... Серову А.К. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с ч. 1 ст. 4 и ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ, учетное дело направлено в ГУФСИН России по Республике Коми.

Основанием к отказу истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения послужило то обстоятельство, что на момент рассмотрения его заявления (рапорта) Комиссией Серов А.К. был уволен со службы и не был принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года.

Решением Сыктывкарского городского суда по делу № 2-7859/2016 от 22 августа 2016 года постановлено отменить решение Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждения и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилых помещений, оформленное протоколом №... года, в части отказа Серову А.К. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Возложить на ФСИН России обязанность принять Серова А.К. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ** ** **.

Протоколом №... от ** ** ** Серов А.К. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты составом семьи ... человека с ** ** ** в соответствии с решением суда.

Рапортом от ** ** ** истец направил документы, подтверждающие, что он с супругой с ** ** ** и дочерьми с ** ** ** по настоящее время зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении общей площадью ... кв. м. по адресу: ..., принадлежащем на праве собственности супруге заявителя (представлена копия свидетельства от ** ** **).

По данному адресу представлен финансово- лицевой счет и выписка домовой книги, согласно которой на жилой площади всего зарегистрирована семья заявителя (в т.ч. его старшая дочь О. ** ** **

Выписки из ЕГРП от ** ** ** на имевшиеся (имеющиеся) объекты движимого имущества, предоставлены всеми территориальными управлениями Росреестра на территории Российской Федерации с указанием девичьей фамилии супруги заявителя. Выписка из ЕГРП на супругу представлена по регионам, указанным в запросе.

Согласно выпискам из ЕГРП от 11.01.2018 у заявителя и его супруги зарегистрировано отчуждение ** ** ** жилого помещения общей площадью ... кв. метра по адресу: ...

Как следует из копии договора-купли продажи жилого помещения по адресу..., он заключен ** ** **

На основании решения комиссии ФСИН России от ** ** **, оформленного протоколом №..., Серов А.К. снят с учета для получения ЕСВ на основании п.п. «г» п. 15 Правил (в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет), утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369.

Из объяснений представителя ответчиков следует, что основанием для снятия с учета послужил тот факт, что истец при подаче рапорта на постановку на учет в 2013 году в территориальную подкомиссию с целью постановки в очередь на учет для получения ЕСВ и необходимого пакета документов, не проявил должную осмотрительность и осторожность при сборе соответствующих документов, не предоставил информацию об отчуждении в 2009 году жилого помещения. Отсутствие этой информации послужило основанием для принятия в последующем судами решения об отмене принятого комиссией ФСИН России решения, оформленного протоколом № 2 от 13.12.2013 в части отказа Серову А.К. в постановке на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого решения комиссии.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники, учреждения и органы), входят в предмет регулирования Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, что следует из ч. 1 ст. 1 данного закона.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:

1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;

3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

6) проживает в общежитии;

7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.

Согласно пункту 6 статьи 4 того же закона порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.

Пунктом 5 данных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.

Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами предоставления единовременной социальной выплаты требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает комиссии право отказать сотруднику в постановке на такой учет.

На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.

В случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Из приведенных нормативных положений следует, что комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.

Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу подп. "г" п. 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у него права на постановку на такой учет).

Из приведенных норм следует, что юридически значимыми обстоятельствами при разрешении настоящего спора, с учетом заявленных истцом требований и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являются установление нуждаемости Серова А.К. на дату постановки на учет в жилом помещении по одному из оснований, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, а также установление несовершения им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию их нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Из материалов дела следует и ответчиками не оспаривается, что на дату постановки на учет ** ** ** Серов А.К. и члены его семи являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий, в соответствии с п.п. 2п. 3 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ от 30.12.2012, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на 1 человека менее 15 к.в.м.

Договор купли-продажи квартиры по адресу: ... им и супругой фактически заключен ** ** **, на вырученные денежные средства от продажи ... квартиры, общей площадью ... кв.м., жилой ... кв.м. истец и его супруга приобрели жилое помещение по адресу..., общей площадью ... кв.м. Непосредственно после приобретения этой квартиры истец и супруга произвели в ней регистрацию по месту жительства.

Таким образом, действия по отчуждению квартиры по адресу: ... привели не к ухудшению, а к улучшению жилищных условий истца и членов его семьи.

Сам по себе факт регистрации такого договора в ** ** ** не может быть квалифицировано, по мнению суда, как совершение Серовым А.К. намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию их нуждаемости в жилом помещении.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Поскольку установлено, что Серов А.К. не совершал намеренных действий, повлекших его нуждаемость в улучшении жилищных условий, то отсутствие в представленном истцом пакете документов сведений о регистрации в ** ** ** договора купли-продажи не могло повлиять на наличие или отсутствие у него права на постановку на учет, в связи с чем оснований для снятия Серова А.К. с учета 3.04.2018 не имелось.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Восстановить Серова А.К. на учете для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи ... человека, с 22.10.2013.

Обязать ФСИН России отменить решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты от 3.04.2018 о снятии Серова А.К. с учета.

Обязать УФСИН России по Республике Коми произвести перерасчет размере ЕСВ с учетом ... членов семьи в соответствии с ч. 3 Правил № 369 от 24.04.2013 и направить протокол с новым расчетом во ФСИН России.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня составления в окончательной форме.

Судья Н.Е. Колосова

2-7554/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Серов Андрей Казимирович
Ответчики
ФСИН России
УФСИН России по РК
Другие
Серова Оксана Александровна
Жучек Марина Геннадьевна
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.10.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее