Дело № 2а-173/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Красный 15 апреля 2021 года
Краснинский районный суд Смоленской области
в составе: председательствующего судьи Вдовиной Н.И.,
при секретаре Масловой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области к Общественному учреждению «Добровольная пожарная команда Краснинского городского поселения Краснинского района Смоленской области» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о нем из ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области обратилось в суд с административным иском к Общественному учреждению «Добровольная пожарная команда Краснинского городского поселения Краснинского района Смоленской области» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о нем из ЕГРЮЛ.
Иск мотивирован тем, что 20 октября 2011 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области принято решение о государственной регистрации Общественного учреждения «Добровольная пожарная команда Краснинского городского поселения Краснинского района Смоленской области», о чем 26.10.2011 в ЕГРЮЛ Управлением ФНС России по Смоленской области внесена соответствующая запись. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации, является ФИО1 - руководитель Учреждения. 14.05.2019 и 24.03.2020 в Управление от Организации поступили информация о продолжении деятельности общественного объединения в 2019, 2020 гг. и отчет по форме № ОН 0003 за 2018 и 2019 гг. за подписью руководителя ФИО2 В результате анализа представленных документов установлено, что избран новый руководитель Учреждения - ФИО2 В нарушение ч. 2 ст. 29 Закона № 82-ФЗ документы, необходимые для государственной регистрации изменений в части смены руководителя, в Управление не представлены. За невыполнение требований, содержащихся в направленных ранее в адрес Учреждения предупреждениях от 20.05.2019 и 07.08.2019, в отношении Организации в порядке ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении. Постановлением суда от 04.09.2019 Организация признана виновной в совершении административного правонарушения и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей. 21.07.2020 от ФИО2 в Управление поступило сообщение о том, что она не является руководителем Организации. 18.09.2020 от ФИО1 в Управление поступило сообщение о том, что он с 08.06.2018 не является руководителем организации. 05.10.2020 Управлением в адрес ФИО1 направлено информационное письмо с разъяснениями законодательства и предложением представить в Управление документы, необходимые для государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в частности о лице, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица. До настоящего времени необходимые документы для государственной регистрации указанных изменений в Управление не поступали. Таким образом, организация нарушила требования ч. 2 ст. 29 Закона № 82-ФЗ, выразившееся в неоднократном непредставлении организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в ЕГРЮЛ (в части лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица), что согласно ч. 3 ст. 29 указанного закона является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель административного истца и представитель заинтересованного лица – МИФНС России № по Смоленской области в судебное заседание не прибыли, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не прибыл. В суд поступило письменное заявление ФИО2 с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. Согласно предоставленного в дело протокола № общего собрания учредителей Общественного учреждения «Добровольная пожарная команда Краснинского городского поселения Краснинского района Смоленской области» от 08.06.2018 ФИО2 была назначена руководителем вышеназванного общественного учреждения с 08.06.2018.
В силу ч. 4 ст. 263 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика и представителя заинтересованного лица.
Исследовав материалы дела и, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 262 КАС РФ, административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.
Таким образом, Управление Министерства юстиции РФ по Смоленской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 20 октября 2011 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области принято решение о государственной регистрации Общественного учреждения «Добровольная пожарная команда Краснинского городского поселения Краснинского района Смоленской области», о чем 26.10.2011 в Единый государственный реестр юридических лиц Управлением ФНС России по Смоленской области внесена соответствующая регистрационная запись за регистрационным номером 1116700000856.
Как усматривается из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в должности руководителя учреждения является ФИО1.
Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественная организация - это одна из организационно-правовых форм общественного объединения (статья 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»). Общественное объединение (общественная организация) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации относится к некоммерческим организациям.
Таким образом, деятельность Общественного учреждения «Добровольная пожарная команда Краснинского городского поселения Краснинского района Смоленской области» регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» возлагает на общественную организацию обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, а также нормы, предусмотренные ее уставом и иными учредительными документами (абзац 2 части 1 статьи 29).
В силу подпунктов 3 и 4 пункта 3 статьи 61 ГК Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случае осуществления юридическим лицом деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; в случае систематического осуществления общественной организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям.
В соответствии с абз. 3 ст. 44 Федерального закона N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» основаниями ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2013 года N14-П указано, что допущенные юридическим лицом нарушения закона могут являться основанием для его ликвидации только в том случае, если такие нарушения являются настолько существенными, что позволяют сделать вывод о невозможности дальнейшей деятельности организации.
Согласно абз. 8 ч. 1 ст. 29 федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, по форме № ОН0003, утвержденной приказом Минюста России от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».
В соответствии с абз. 4 ч.1 ст.29 федерального закона №82-ФЗ «Об общественных объединениях», общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с п. 1.2 Приказа Минюста России от 26.05.2020 №122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности», 1.2. Общественное объединение представляет в Минюст России (его территориальный орган), документы, содержащие информацию об объеме денежных средств и иного имущества, получаемых им от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании или использовании, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Согласно п.2 Приказа №122 представление отчетов о деятельности некоммерческих организаций за 2019 год осуществляется не позднее 1 июля 2020 года.
14.05.2019 и 24.03.2020 в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области поступила информация о продолжении деятельности общественного объединения в 2019 и 2020 годах, а также отчет по форме №ОН0003 за 2018 и 2019 годы за подписью руководителя ФИО2 В связи с чем, Управлением было установлено, что в организации избран новый руководитель – ФИО2.
В силу ч.2 ст. 29 федерального закона N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в течение трех дней с момента таких изменений.
В нарушение указанной нормы законодательства документы, необходимые для государственной регистрации изменений в части смены руководителя, в Управление представлены не были.
По данному факту Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области были вынесены письменные предупреждения об устранении нарушений действующего законодательства от ДД.ММ.ГГГГ исх. № (л.д.9) и от ДД.ММ.ГГГГ исх. № (л.д.10), с установлением срока для устранения допущенных нарушений, не позднее ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
За невыполнение вышеуказанных требований, ДД.ММ.ГГГГ Управлением в отношении организации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, представителями юридического лица указаны ФИО1 (согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ) и ФИО2 (согласно сведениям из отчета и информации о продолжении деятельности).
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № в МО «Краснинский район» Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ, Общественное учреждение «Добровольная пожарная команда Краснинского городского поселения Краснинского района Смоленской области» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
21.07.2020 от ФИО2 в Управление поступило сообщение о том, что она не является руководителем организации.
18.09.2020 от ФИО1 в Управление поступило сообщение о том, что он с 08.06.2018 не является руководителем организации.
15 октября 2020 года Управлением в адрес ФИО1 направлено информационное письмо с разъяснениями законодательства и предложением представить в Управление документы, необходимые для государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в частности о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица.
Оценив по правилам статьи 84 КАС РФ имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу, что положения деятельности Общественного учреждения «Добровольная пожарная команда Краснинского городского поселения Краснинского района Смоленской области» не соответствуют федеральному законодательству, свидетельствуют о грубом нарушении законодательства, поскольку учреждение не предоставило в Управление Министерства юстиции по Смоленской области информацию о смене своего руководителя.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Общественным учреждением «Добровольная пожарная команда Краснинского городского поселения Краснинского района Смоленской области» допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств.
Кроме того, как указала в своем заявлении, адресованном суду, ФИО2, которая согласно предоставленного в дело протокола № общего собрания учредителей Общественного учреждения «Добровольная пожарная команда Краснинского городского поселения Краснинского района Смоленской области» от 08.06.2018 была назначена руководителем вышеназванного общественного учреждения с 08.06.2018, учреждение в настоящее время деятельность не осуществляет, отчетность не представляет, финансовых средств не имеет, что свидетельствует о наличии законных оснований для ликвидации общественной организации. ФИО2 также указала о том, что исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области признает в полном объеме.
На основании изложенного, учитывая, что деятельность административного ответчика фактически прекращена, допущенные им нарушения закона не были устранены, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик может быть ликвидирован и как следствие исключен из Единого государственного реестра юридических лиц в качестве юридического лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области, удовлетворить.
Признать Общественное учреждение «Добровольная пожарная команда Краснинского городского поселения Краснинского района Смоленской области», регистрационный №, прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица, и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Краснинский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья -подпись- Н.И. Вдовина