Решение по делу № 2-13162/2015 от 01.06.2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июня 2015 г.                                    г. Краснодар

Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего:                            Кочетковой Т.Ю.

при секретаре:                                 Степаненко К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Щербакова Е. А. об оспаривании решения органа местного самоуправления

УСТАНОВИЛ:

Щербаков Е.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования <адрес> в предоставлении Щербакову Е. А. в аренду сроком на десять лет земельного участка <адрес>, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ. и возложением обязанности на департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования <адрес> принять решение о предоставлении заявителю в аренду сроком на десять лет земельного участка по <адрес> и направить договор аренды испрашиваемого земельного участка.

В обоснование заявленных требований заявитель указал следующее:

Щербаков Е. А. и ФИО6 являются родителями трех несовершеннолетних детей – ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении серии , серии III-АГ и .

В соответствии со статьей 14.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» граждане (один из родителей), для граждан, имеющих трех и более детей, при соблюдении ряда условий, предусмотрена возможность однократно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов получить земельный участок в аренду.

24.04.2014г. через муниципальное казенное учреждение муниципального образования <адрес> «Краснодарский городской многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг», в целях получения в аренду земельного участка по <адрес> для индивидуального жилищного строительства, заявителем был подан соответствующий пакет документов (расписка от 24.04.2014г., регистрационный номер ).

Из департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования <адрес> в адрес заявителя поступило письмо от 25.05.2014г. , согласно которому заявление Щербакова Е.А. о предоставлении земельного участка по <адрес> принято первым по очередности. В целях осуществления мероприятий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 14.1 Закона, заявителю необходимо представить копию свидетельства о рождении ФИО6 Решение о наличии (в соответствии с действующим законодательством) оснований для предоставления в аренду сроком на десять лет земельного участка по <адрес> будет принято после предоставления соответствующего документа.

Из департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования <адрес> в адрес заявителя поступило письмо от 28.01.2015г. о прекращении рассмотрения заявления и подготовке земельно-правовой документации по вопросу предоставления Щербакову Е.А. земельного участка по <адрес>

В обоснование принятого решения департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования <адрес> указано на несоблюдение условия пункта 1 статьи 14.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ:

- ни одному из таких родителей на территории муниципального района (городского округа, в том числе вошедшего в состав муниципального района в процессе преобразования), в границах которого испрашивается земельный участок, ранее не предоставлялись в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебные земельные участки), садоводства, огородничества (данную информацию органы местного самоуправления получают из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из государственного кадастра недвижимости, из похозяйственных книг и иных правоустанавливающих документов).

В результате проведения проверки департаментом получена информация о том, что распоряжением администрации Прикубанского административного округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство по заявлению гражданина Щербакова Е.А.» заявителю предоставлен в пользование земельный участок площадью 411.70 кв.м. по <адрес> и на основании которого проведена государственная регистрация права собственности. Учитывая изложенное рассмотрение заявления прекращено.

После получения данного отказа заявитель обратился в суд.

По ходатайству представителя департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования <адрес> к участию в процессе в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования <адрес>.

После пояснений сторон к участию в процессе в качестве заинтересованного лица привлечен департамент имущественных отношений Краснодарского края.

В порядке статьи 39 Гражданского процессуального требования РФ, представителем заявителя уточнены первоначальные требования.

Согласно уточненным требованиям заявитель просит суд признать незаконным отказ департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования <адрес> в предоставлении Щербакову Е. А. в аренду сроком на десять лет земельного участка по <адрес>, выраженный в письме от 28.01.2015г. и обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении Щербакову Е. А. в аренду сроком на десять лет земельного участка площадью 800 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, и направить в адрес Щербакова Е. А. договор аренды указанного земельного участка.

Данные уточнения приняты судом.

В судебном заседании представитель Щербакова Е.А.ФИО9 заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО <адрес>, администрации муниципального образования г. Краснодар - ФИО13 действующий на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , в судебном заседании требования не признал, считает данный заявителю отказ законным и обоснованным, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель департамент имущественных отношений Краснодарского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания заинтересованное лицо уведомлено надлежащим образом, об уважительности причин неявки в судебное заседание, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ, суд не извещал, ходатайство об отложении судебного заседания в суд не представил.

Выслушав доводы присутствующих лиц, исследовав обстоятельства и материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 14.1. Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» граждане (один из родителей), имеющие трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации, однократно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов имеют право на предоставление им в аренду земельного участка, включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду заявителям (далее - Перечень), общей площадьюот 600 до 5000 квадратных метров для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) в Краснодарском крае в размере, установленном представительным органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) при утверждении Перечня, с учетом правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации, при соблюдении следующих условий на момент подачи заявления:

ни одному из таких родителей на территории муниципального района (городского округа, в том числе вошедшего в состав муниципального района в процессе преобразования), в границах которого испрашивается земельный участок, ранее не предоставлялись в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебные земельные участки), садоводства, огородничества (данную информацию органы местного самоуправления получают из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из государственного кадастра недвижимости, из похозяйственных книг и иных правоустанавливающих документов);

возраст одного из детей заявителя не должен превышать:

18 лет;

19 лет - проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации;

23 лет - обучающихся в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения;

заявитель в течение последних пяти лет должен проживать (факт проживания по месту жительства подтверждается регистрацией или судебным решением) на территории муниципального района (городского округа, в том числе вошедшего в состав муниципального района в процессе преобразования), в границах которого испрашивается земельный участок.

Перечень утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) до 1 сентября 2011 года. В Перечень на заседаниях представительного органа местного самоуправления вносятся изменения по включению в него земельных участков и по исключению из него земельных участков, по которым заключены с заявителями договоры аренды или в течение 180 дней не поданы заявления. В Перечень включаются земельные участки, поставленные на кадастровый учет в результате проведенных межевых работ, а также стоящие на кадастровом учете как ранее учтенные с указанием кадастрового номера, местоположения, вида разрешенного использования земельного участка и его площади.

Заявитель, заинтересованный в предоставлении земельного участка, предварительно ознакомившись с местоположением свободных земельных участков, указанных в Перечне, подает по месту проживания в орган местного самоуправления (муниципальный район или городской округ) письменное заявление, в котором должны быть указаны кадастровый номер, местоположение, площадь, вид разрешенного использования и срок аренды земельного участка.

К письменному заявлению должны быть приложены:

копия паспорта заявителя либо судебного решения о месте жительства;

копии документов, подтверждающих наличие у заявителя трех и более детей на момент подачи заявления;

справка с места прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации (в случае прохождения детьми военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации);

справка с места обучения (в случае обучения детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения).

В случае отсутствия свободных земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в границах городских (сельских) поселений, в целях предоставления их заявителю орган местного самоуправления (муниципального района или городского округа) инициирует вопрос о безвозмездной передаче для этих целей в муниципальную собственность земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в государственной собственности Краснодарского края или муниципальной собственности другого муниципального образования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Законом, и включает указанные земельные участки в перечень свободных земельных участков.

Как видно из материалов дела и установлено судом, в департамент муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар для получения на праве аренды земельного участка по основаниям, предусмотренным статьей 14.1. Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», заявителем было подано соответствующее заявление и представлены все необходимые документы.

Письмом департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрение заявления Щербакова Е.А. прекращено в связи с тем, что по распоряжению Прикубанского административного округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заявителю ранее уже предоставлялся в пользование земельный участок под индивидуальное жилищное строительство площадью 411,70 кв.м. по <адрес>.

Вместе с тем, данное обоснование прекращения рассмотрения заявления суд находит несостоятельным, поскольку за предоставлением земельного участка для индивидуального жилищного строительства как гражданин, имеющий трех и более детей, заявитель ранее не обращался, земельный участок по <адрес> предоставлялся Щербакову Е.А. до заключения брака, доказательства, опровергающие данные обстоятельства, заинтересованными лицами в суд представлены не были.

Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своихправ и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствии с пунктом 28 названного Постановления, исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии со статьей 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Таким образом, отказ департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования <адрес> о предоставлении Щербакову Е.А. в аренду сроком на десять лет земельного участка по <адрес>, суд находит незаконным, нарушающим права и интересы заявителя, создающим препятствия к осуществлению им прав и свобод.

Согласно вписке из ЕГРП спорный земельный участок находится в собственности Российской Федерации, о чем сделана соответствующая запись регистрации от 08.05.2014г.

На основании Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 № 345 «О департаменте имущественных отношений Краснодарского края», постановления главы администрации Краснодарского края от 11.03.2002 № 253 «О делегировании полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности» и приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 09.09.2011 № 1404 «О полномочиях по согласованию и подписанию проектов правовых актов, государственных контрактов, договоров, соглашений и иных документов по вопросам земельных правоотношений и администрирования неналоговых доходов» департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом по распоряжению спорным земельным участком.

Кроме того, согласно распоряжению главы администрации (губернатора) Краснодарского края №115-р от 15.04.2014 года и решению городской Думы Краснодара от 17.04.2014 года №61 п.23 спорный земельный участок включен в перечень утвержденных земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Краснодарского края, предназначенных для предоставления в аренду гражданам, имеющим трех и более детей.

Таким образом, требования уточненного заявления в части возложения на департамент имущественных отношений Краснодарского края обязанности по принятию решения о предоставлении заявителю в аренду сроком на десять лет земельного участка по <адрес> и направлении заявителю договора аренды земельного участка, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Доказательства того, что заявитель не имеет права на получение земельного участка на праве аренды, заинтересованными лицами суду представлены не были.

При указанных обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь приведенными статьями, а также статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования <адрес> об отказе в предоставлении Щербакову Е. А. земельного участка с кадастровым номером площадью 800 кв.м. из земель населенных пунктов – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> в аренду сроком на 10 лет, выраженное в письме департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг.

Обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении Щербакову Е. А. в аренду сроком на 10 лет земельного участка с кадастровым номером площадью 800 кв.м. из земель населенных пунктов – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, и направить в его адрес договор аренды.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Первомайский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия.

Судья:

2-13162/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Щербаков Е.А.
Другие
ДМС и ГЗ АМО г. Краснодар
Суд
Первомайский районный суд г. Краснодара
Дело на сайте суда
pervomaisky.krd.sudrf.ru
01.06.2015Передача материалов судье
01.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
01.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.06.2015Судебное заседание
03.06.2015Судебное заседание
08.06.2015Судебное заседание
08.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее