Дело №а-461/2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> РТ
Мамадышский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Давлетбаевой М.М.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> Республики Татарстан к исполнительному комитету Мамадышского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять меры по подготовке проектов генерального плана и правил землепользования и застройки сельских поселений,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор <адрес> Республики Татарстан обратился в суд с административным иском к исполнительному комитету Мамадышского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять меры по подготовке проектов генерального плана и правил землепользования и застройки сельских поселений. В обосновании требований указал, что прокуратурой <адрес> РТ проведена проверка соблюдения требований градостроительного законодательства, в ходе которой установлено, что деятельность органов местного самоуправления Мамадышского муниципального района РТ при территориальном планировании и градостроительном зонировании сельских поселений не в полной мере соответствует требованиям указанного законодательства. В ходе проверки установлено, что в Красногорском, Куюк-Ерыксинском, Омарском и Якинском сельских поселениях Мамадышского муниципального района РТ до настоящего времени не утверждены правила землепользования и застройки. Кроме того в Красногорском сельском поселении Мамадышского муниципального района РТ не утвержден генеральный план поселения. Ранее прокуратурой района в исполнительном комитете Мамадышского муниципального района РТ проведена проверка, по результатам которой в адрес руководителя исполнительного комитета Мамадышского муниципального района РТ внесено представление с требованием аннулировать 127 выданных разрешений на строительство объектов, расположенных на территории Красногорского, Куюк-Ерыксинского, Омарского и Якинского сельских поселений Мамадышского муниципального района РТ, поскольку указанные разрешения были выданы в отсутствие правил землепользования и застройки. Непринятие в течение длительного времени мер по подготовке проектов документов территориального планирования градостроительного зонирования свидетельствуют о ненадлежащей реализации уполномоченными органами местного самоуправления возложенных на них законом полномочий. Административный ответчик просит признать бездействие исполнительного комитета Мамадышского муниципального района РТ в части непринятия мер по подготовке проекта генерального плана Красногорского сельского поселения Мамадышского муниципального района РТ и проектов правил землепользования и застройки Красногорского, Куюк-Ерыксинского, Омарского и Якинского сельских поселений Мамадышского муниципального района РТ незаконным. Обязать исполнительный комитет Мамадышского муниципального района РТ принять решение и подготовить проект генерального плана Красногорского сельского поселения Мамадышского муниципального района РТ в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; принять решение и подготовить проекты правил землепользования и застройки Красногорского, Куюк-Ерыксинского, Омарского и Якинского сельских поселений Мамадышского муниципального района РТ в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика – исполнительного комитета Мамадышского муниципального района РТ в судебное заседание не явился, предоставил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители третьих лиц – исполнительного комитета Красногорского сельского поселения Мамадышского муниципального района РТ, исполнительного комитета Куюк-Ерыксинского сельского поселения Мамадышского муниципального района РТ, Омарского сельского поселения Мамадышского муниципального района РТ, исполнительный комитет Якинского сельского поселения Мамадышского муниципального района РТ в судебное заседание не явились, предоставили заявления о рассмотрении дела без их участия.
Выслушав в судебном заседании представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ представительный орган местного самоуправления сельского поселения вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки при наличии следующих условий: 1) не предполагается изменение существующего использования территории этого поселения и отсутствует утвержденная программа его комплексного социально-экономического развития; 2) документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района не предусмотрено размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района на территории этого поселения.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются представительным органом местного самоуправления поселения. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются главой местной администрации поселения.
В силу ч. 3 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
В силу ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов. Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. Применительно к части территории поселения или городского округа подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться при отсутствии генерального плана поселения.
В соответствии с ч.ч. 5, 9, 10, 11, 15 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения либо к различным частям территорий поселения, порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации. По результатам вышеуказанной проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, в комиссию на доработку. Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта. После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
Согласно ч. 16 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
В соответствии с п. 20 ч. 1, ч.ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и с п. 20 ч. 1, ч.ч. 3 и 5 Закона РТ от ДД.ММ.ГГГГ N 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в <адрес>» вопросы местного значения в виде утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
На основании п. 14 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» применительно к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ правила землепользования и застройки не утверждены, при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков с основным видом разрешенного использования, предусматривающим строительство зданий, сооружений, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется.
Кроме того согласно ч. 4 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана поселения.
Более того в соответствии с ч. 3 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в отсутствие правил землепользования и застройки не допускается выдача разрешений на строительство.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки в Красногорском, Куюк-Ерыксинском, Омарском и Якинском сельских поселениях Мамадышского муниципального района РТ до настоящего времени не утверждены правила землепользования и застройки. Кроме того в Красногорском сельском поселении Мамадышского муниципального района РТ не утвержден генеральный план поселения.
<адрес> в адрес руководителя исполнительного комитета Мамадышского муниципального района РТ внесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства, с требованием об аннулировании выданных разрешений на строительство объектов, расположенных на территории Красногорского, Куюк-Ерыксинского, Омарского и Якинского сельских поселений Мамадышского муниципального района РТ, поскольку указанные разрешения были выданы в отсутствие правил землепользования и застройки (л.д.15-21).
Из ответа <адрес> РТ (л.д.6), следует, что информация о нарушениях градостроительного законодательства рассмотрена на совещании с участием <адрес>, помощника прокурора <адрес> (л.д.6).
Из вышеуказанных положений законодательства следует, что документы территориального планирования и градостроительного зонирования, в частности генеральные планы поселений и правила землепользования и застройки должны быть утверждены в каждом муниципальном образовании. Исключением является принятие уполномоченным органом решения об отсутствии необходимости подготовки генерального плана поселения в соответствии с ч. 6 ст. 18 ГрК РФ, однако подобного решения органами местного самоуправления в отношении Красногорского сельского поселения Мамадышского муниципального района РТ не принималось.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исполнительным комитетом Мамадышского муниципального района РТ допущено бездействие, выразившееся в несвоевременной подготовке проекта генерального плана Красногорского сельского поселения Мамадышского муниципального района РТ и проектов правил землепользования и застройки Красногорского, Куюк-Ерыксинского, Омарского и Якинского сельских поселений Мамадышского муниципального района РТ и направлении их на утверждение. Данное обстоятельство ведет к нарушению не только фундаментальных требований градостроительного законодательства, но и прав неопределенного круга лиц, поскольку в отсутствие указанных документов законодательством предусмотрены существенные ограничения.
При изложенных обстоятельствах суд находит административный иск прокурора подлежащим удовлетворению, поскольку непринятие в течение длительного времени мер по подготовке проектов документов территориального планирования градостроительного зонирования свидетельствуют о ненадлежащей реализации уполномоченными органами местного самоуправления возложенных на них законом полномочий.
Руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
признать бездействие исполнительного комитета Мамадышского муниципального района РТ в части непринятия мер по подготовке проекта генерального плана Красногорского сельского поселения Мамадышского муниципального района РТ и проектов правил землепользования и застройки Красногорского, Куюк-Ерыксинского, Омарского и Якинского сельских поселений Мамадышского муниципального района РТ незаконным.
Обязать исполнительный комитет Мамадышского муниципального района РТ принять решение и подготовить проект генерального плана Красногорского сельского поселения Мамадышского муниципального района РТ в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; принять решение и подготовить проекты правил землепользования и застройки Красногорского, Куюк-Ерыксинского, Омарского и Якинского сельских поселений Мамадышского муниципального района РТ в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме через Мамадышский районный суд Республики Татарстан.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья М.М. Давлетбаева