№2а-5345/2021
УИД: 27RS0007-01-2020-003157-25
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2021 года г.Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Фадеевой Е.А.,
с участием административного истца Ревтова П.И.,
при секретаре - помощнике судьи Баркуновой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному заявлению Ревтова П. И. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония (№) Управления Федеральной службы исполнения наказания Р. по (адрес)», Федеральной службе исполнения наказания Р., Министерству финансов Российской Федерации о признании действий незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания и перевозки в специальном транспорте,
УСТАНОВИЛ:
Ревтов П.И. обратился в суд с административным иском о признании незаконным действий ФСИН Р. в части нарушения условий перевозки в специальном транспорте, компенсации за нарушение условий содержания, ссылаясь на то, что в период с (дата) по (дата) был этапирован из ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по (адрес) в ФКУ-6 УФСИН Р. по (адрес) посредством специализированного железнодорожного и автомобильного транспорта, в течение 30 суток. Размеры камер не соответствовали стандартам санитарных норм и правил. Автомобили были оборудованы деревянными лавками, без матрасов и постельного белья, отсутствовали окна, средства обогрева и вентиляция. Также в автомобиле отсутствовали поручни, ремни безопасности. В транспорте отсутствовал стол для приема пищи, не было горячего питания. Кипяток предоставляли три раза в сутки, в туалет выводили тоже три раза в день без возможности использовать его приватно. Время для умывания предоставлялось минимальное. Истец был лишен права на полноценный отдых и сон из-за отсутствия условий. Время для умывания предоставлялось минимальное. В период этапирования обыски проводились с нарушениями санитарных норм и гигиены, без перчаток и обработки рук. Просит суд признать незаконным условия содержания в перевозки в специальном транспорте и взыскать компенсацию в сумме 100000 руб.
Определением от (дата) к участи в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов РФ.
Кроме того, Ревтов П.И. обратился в суд с административным иском к ФКУ «ИК-6 УФСИН Р. по (адрес), ФСИН Р. о признании действий незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания, ссылаясь на то, что с (дата) по (дата) он отбывал наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по (адрес). По прибытию в ФКУ ИК-6 Р. по (адрес) он был подвергнут травле собаками и избиению резиновыми палками. Также его заставляли находиться в неудобной позе со скованными за спиной руками, поднятыми вверх. У него отсутствовало право на ежедневные прогулки, как и у всех осужденных, занятых на производстве. Истец работал с 08-00 до 18-00, ночные смены с 18-00 до 08-00 часов за минимальную заработную плату. Администрация учреждения вымогала заработанные деньги, заставляя покупать продукты и иные вещи по завышенным ценам. В камерах, где содержался истец, было плохое освещение, отсутствовала принудительная вытяжка, тумбочка для хранения личных лей, шкаф для продуктов, емкости для питьевой воды, для стирки и мытья лов, моющие средства, пища подавалась на лопате, отсутствовала горячая вода, туалетная зона в некоторых камерах не обеспечена приватностью (камеры 6,7,18,19). Его заставляли брить голову, наручники сняли только в 2019 году и разрешили лить прямо. Костюмы установленного образца должны были иметь по три дополнительные белые полосы, плюс «тюбитейка» без козырька. Просит суд признать незаконным условия содержания в исправительном учреждении и взыскать компенсацию в сумме 400000 руб.
Определением суда от (дата) указанные дела объединены в одно производство.
В судебном заседании административный истец Ревтов П.И. требования поддержал и настаивал на их удовлетворении, подтвердив доводы искового заявления.
Ответчики, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей не направил, в связи с чем дело было рассмотрено в их отсутствие на основании ч.6 ст.226 КАС РФ.
Из письменного отзыва представителя ответчика ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по (адрес) Яшкова А.В., действующего на основании доверенности от (дата) следует, что Ревтов П.И. отбывал наказание с (дата) по (дата). За время отбывания наказания применение физической силы и спецсредство не зафиксировано. Согласно справе МЧ-6 фактов получения Ревтовым П.И. травм нет. Кроме того, в соответствии с п.47 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста Р. от (дата) (№), передвижение осужденных к пожизненному лишению свободы за пределами камер осуществляется при положении рук за спиной. В соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения, вывод осужденных на прогулку осуществляется с учетом их желания. Согласно ежемесячным нарядам Ревтов П.И. ежедневно работал по 7 часов, в субботу 5 часов, ему ежедневно закрывались наряды о выполненной работе. Доказательств принудительного приобретения продуктов питания со стороны истца суду не представлено. Оплата труда производилась истцу в соответствии с выполненной работой. Оборудование камер произведено в соответствии с Приказом Минюста РФ от (дата) (№). Проветривание производится естественным способом, через окна. Освещение организовано в соответствии с приказом Минюст Р. от (дата) (№) и СанПин 2.2.1/2.(дата)-03. Замеры микроклимата и освещенности проходят дважды в год, сведений об их нарушении не имеется. Требование об установке в камерах на 2 и более мест в кабинах для размещения чаш (унитазов) перегородок высотой 1 метр соблюдено. Полагал, что не имеется оснований для удовлетворения иска, доказательств противоправных действий со стороны учреждения истцом не представлено, как и причинения ему морального вреда. Заявил о пропуске истцом срока давности обращения с исковым заявлением в суд.
Из письменного отзыва представителя ответчика ФСИН Р. Н. И.В., действующей на основании доверенности (№) от (дата) следует, что осужденный с (дата) передвигался в оперативно служебном автомобиле типа «АЗ» «ГАЗ-33106», который имеет норму посадки 5 человек. Спецавтомобиль был оборудован вентиляцией, обогревом. Автомобиль не оборудован окнами и ремнями безопасности, поскольку это не предусмотрено конструкцией. (дата) истец передвигался в спецавтомобиле «КАМАЗ 4308», который имеет норму посадки на 15 человек, с двумя осужденными. Спецавтомобиль был оборудован вентиляцией, обогревом. Автомобиль не оборудован окнами и ремнями безопасности, что является его конструктивной особенностью. Также истец передвигался в вагоне, размер камеры: ширина - 1,54 м, длина - 2,20 м, высота - 2,80 м, оборудована 6 полками и 1 перекидным клапаном, в камере у истца имелась отдельная полка дня сна, количество осужденных в спецвагоне не превышало норму. Спецвагон не оборудован столом для приема пищи, ступеньками, т.к. это не предусмотрено конструкцией. Все системы жизнеобеспечения спецвагона, а именно отопление, освещение, вентиляция, водоснабжение были в исправном состоянии, соответствуют требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП (дата)-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от (дата) (№). Обыск производился в соответствии с Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Обеспечение спецконтингента постельными принадлежностями в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, не предусмотрено. Конструктивной особенностью спецвагона не предусмотрено оборудование камер столом для приема пищи, вешалками для одежды, приспособлений (лесенок-ступеней), а также оборудование полок для лежания дугами безопасности и ремнями безопасности. Оборудование туалета специального вагона полностью соответствует оборудованию туалета пассажирского вагона, состоящего из унитаза, умывальника с раковиной, которые позволяют отправлять конвоируемым лицам естественные надобности и совершать гигиенические процедуры. Вывод конвоируемых лиц в туалет в пути следования, осуществлялся согласно пункту (№) Инструкции по первому требованию, в порядке очередности по одному человеку. Также в соответствии с данным пунктом, в период нахождения в туалете осужденного мужчины ведется постоянное наблюдение через смотровое окно или полуоткрытую дверь. Вода в умывальнике, установленном в туалете, для пользования осужденными и лицами, содержащимися под стражей, имелась на всем пути следования. Раздача питьевой воды в пути следования проводилась по мере необходимости, по просьбе конвоируемых лиц, количество питьевой воды при выдаче не ограничивалось. При конвоировании заявителя в спецвагоне под охраной караулов по конвоированию, назначенных от ФКУ УК жалоб на состояние здоровья в течение всего пути следования заявитель не высказывал, за медицинской помощью к должностным лицам караулов не обращался. В иске просит отказать.
Из письменного отзыва представителя административного ответчика Министерства финансов РФ Гордиенко С.В., действующая на основании доверенности (№) от (дата) следует, что Министерство финансов РФ не является органом, на который возложена обязанность по представлению интересов РФ по требованиям истца.
Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения (п.13 Постановления).
Согласно п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от (дата) (№) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» лишенные свободы лица вправе оспорить по правилам КАС РФ действия (бездействие), решения либо иные акты органов или учреждений, должностных лиц, которые нарушают или могут нарушить условия содержания при исполнении названных процессуальных решений (главы 21, 22 КАС РФ).
Федеральным законом от (дата) №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в КАС РФ внесены изменения, в частности дополнен статьей 227.1 КАС РФ, согласно которой лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В силу статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от (дата) №ФЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Согласно статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться пыткам и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (дата) (№) «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.
При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.
Согласно ст.13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
В силу ст.17 Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Права и свободы человека и гражданина, согласно ст. 18 Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст.21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со ст.53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказания, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (часть 11 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
Как следует из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от (дата) (№) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от (дата) №67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от (дата) №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 99 УИК РФ).
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности) (пункт 14).
При оспаривании условий перевозки лишенных свободы лиц судам необходимо иметь в виду, что она всегда должна осуществляться гуманным и безопасным способом. В связи с этим при оценке того, являются ли условия перевозки надлежащими, необходимо учитывать в том числе соблюдение требований по обеспечению безопасности перевозок соответствующим видом транспорта, пассажировместимость транспортного средства, длительность срока нахождения указанных лиц в транспортном средстве, площадь, приходящуюся на одного человека, высоту транспортного средства, его достаточные освещенность и проветриваемость, температуру воздуха, обеспеченность питьевой водой и горячим питанием при длительных перевозках, предоставление возможности перевозить с собой документы, необходимые для реализации установленных законом процессуальных прав и обязанностей, наличие возможности обращения к сопровождающим лицам, соответствие условий перевозки состоянию здоровья транспортируемого лица.
Выводы суда о том, была ли перевозка гуманной и безопасной, должны быть сделаны на основании исследования всей совокупности указанных выше обстоятельств (часть 1 статьи 20, статья 21 Конституции Российской Федерации, статья 20 Федерального закона от (дата) №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения») (пункт 18).
При оценке законности применения физической силы, специальных средств и мер психического, физического воздействия судам следует учитывать, что если такое принуждение осуществлялось в законных целях, без превышения допустимых пределов и, соответственно, являлось соразмерной (пропорциональной) мерой, то и в том случае, когда применение указанных мер нарушило право на личную неприкосновенность, в частности причинило боль, оно не может рассматриваться как запрещенный вид обращения (глава 5 Федерального закона от (дата) №3-ФЗ «О полиции», глава V Закона Российской Федерации от (дата) (№) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», подпункт 2 пункта 10 статьи 15 Федерального закона от (дата) №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», статья 86 УИК РФ).
Исходя из этого, судам следует учитывать режим мест принудительного содержания, основания, условия, цели и последствия применения указанных выше мер, их соразмерность, прекращение применения непосредственно после устранения угрозы причинения вреда охраняемым законом правам и правопорядку, документирование, а в случае необходимости своевременность проведения соответствующего медицинского обследования либо лечения.
Никакие обстоятельства, в том числе распоряжения вышестоящих органов или должностных лиц, тяжесть совершенных лицом правонарушений, не могут признаваться оправданием применения к нему запрещенных видов обращения, в частности совершения в отношении лишенных свободы лиц противоправных действий (бездействия), или основанием для освобождения виновных от ответственности (пункты 2, 3 статьи 2 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания) (пункт 20).
Судом установлено, что Ревтов П.И. в период с (дата) по (дата) отбывал наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по (адрес). В период с (дата) по (дата) был этапирован из ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по (адрес) в ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по (адрес), где с (дата) отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы.
В период с (дата) по (дата) был этапирован из ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по (адрес) в ФКУ-6 УФСИН Р. по (адрес) посредством специализированного железнодорожного и автомобильного транспорта
Из пояснений свидетеля Левчук О.В. следует, что он отбывал наказание с Ревтовым П.И. в ИК-6 по (адрес) с (дата) года и был свидетелем приезда Ревтова П.И. и видел, как его «принимали». Его избивали палками по гонам, заставляя при этом благодарить за это. Ежедневных прогулок не было никогда, в камерах не было тумбочек, полок, питьевого бачка, туалет был не огорожен. Вода была только холодная, горячая вода была только в бане. Пищу подавали на лопатке длиной 2 метра, так как от отсечного бачка до камеры было расстояние. Больше метра. Заставляли нашивать на одежду по 3 дополнительных полоски, ежедневно брить голову. Работали в ночную смену, за переработку не доплачивали. Приходилось ходить в согнутом положении, руки задирали при этом вверх. В наручниках ходили до сентября (дата) года.
Свидетель Рудин Р.В. по условиям содержания в ИК-6 по (адрес) дал аналогичные показания, дополнительно указал, что прогулоук не было ввиду того, что на месте прогулочного дворика был построен корпус. Их заставляли писать заявления об отказе от прогулок. Работали много, в том числе в ночные смены, а денег не платили, за переработку не доплачивали. Их принуждали приобретать продукцию и продукты питания, производимые учреждением: сумки, выращенные продукты, выпечку. В камерах плохое освещение, одна лампочка висела над входом, до стола свет не доходил, тазики и принадлежности приходилось покупать за свои деньги, не было горячей воды. Кроме того, его вместе с Ревтовым П.И. перевозили в ИК-6 по (адрес). Горячего питания не было, в туалет выводили 3 раза по графику, спальных принадлежностей не выдавали, при обысках перчатки и макси не применяли, горячую воду выдавали 3 раза.
Свидетель Шопенский Н.В. пояснил, что отбывал наказание в ФКУ ИК-: УФСИН Р. по (адрес) с (дата) года по (дата) год, откуда вместе с Ревтовым П.И. был этапирован в ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по (адрес). Подтвердил наличие нарушений во время отбывания наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по (адрес), заявленные истцом. Указал, что прогулка не представлялась, работа была прежде всего, передвигаться приходилось в согнутом положении в наручниках, камеры не были оборудованы необходимой мебелью и инвентарем, туалетная комната не была приватна, не огорожена, отсутствовала горячая вода, работали по 12 часов в день, при этом работа оплачивалась по 200-300 рублей в месяц. На заработанные деньги их заставляли приобретать их выпечку, выращенные овощи по завышенным ценам. На полученную одежду они должны были сами пришивать по 3 полоски, брить головы, еду в некоторых камерах подавали на лопате из-за конструкции раздаточного окна, ответы на команды требовали выкрикивать. Относительно этапирования в ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по (адрес) пояснил, что камеры не были оборудованы поручнями, ремнями безопасности, лестницами, чтобы забрать на верхнюю полку, горячую воду выдавали 2 раза и не кипятком, горячего питания не было, в туалет выводили не по требованию, а только (дата) раза в день.
Оценивая доводы Ревтова П.И. о нарушении условий перевозки при содержании под стражей в период с (дата) по (дата) суд приходит к следующему.
Статьей 14.1 Федерального закона от (дата) (№) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрены права специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию при выполнении возложенных на них задач: осуществлять контроль за соблюдением предусмотренного законодательством Российской Федерации порядка конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу; производить обыск осужденных и лиц, заключенных под стражу, досмотр их вещей, а также изымать у указанных лиц запрещенные предметы; применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Законом.
Конвоирование осужденных к пожизненному лишению свободы в наручниках предусмотрено Инструкцией об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста РФ от (дата) (№)-дсп.
В соответствии с Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений РИС по конвоированию, утвержденной приказом Минюста РФ и МВД РФ от (дата) (№), нормы размещения конвоируемых лиц определены в соответствии с техническими характеристиками специальных вагонов, в период этапирования предусмотрен обыск.
Специальные автомобили, в которых перевозился истец, были технически исправны, все системы жизнеобеспечения: вентиляция, освещение, кондиционирование были в исправном состоянии, что подтверждается актом осмотра специальных автомобилей для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей (№) от (дата), из которого следует, что световые приборы и отопление исправно, установлены всесезонные шины, замечаний не установлено. Из акта приемки специального вагона типа «СТ» (№) от (дата) техническое состояние последнего удовлетворительно, последний оборудован системой водоснабжения, топливоснабжения, отопления и вентиляции, туалетов. Специальные автомобили, в которых перевозился истец в период с (дата) по (дата), были технически исправны, все системы жизнеобеспечения, что подтверждается отметками начальников караулов в приеме специальных автомобилей в постовых ведомостях.
На всем пути следования караула обеспечивался необходимый комплекс мер, направленных на предоставление конвоируемым лицам надлежащих санитарно-гигиенических условий содержания. Оборудование камер в спецвагонах, в которых осуществлялось конвоирование, соответствовало всем требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте (СП (дата)-03), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от (дата) (№), где санитарное оборудование, установленное в специальных вагонах, аналогично оборудованию, установленному в пассажирских вагонах. Запрещается включение в схему поезда пассажирских вагонов, имеющих: неисправности системы холодного и горячего водоснабжения, отопления, вентиляции, электроосвещения, холодильных установок, спускных механизмов в туалетах; помещения в неудовлетворительном санитарном состоянии; разбитые стекла окна, неисправные двери. Вагоны с вышеуказанными недостатками подлежат отцепке в пунктах формирования, запрещается проезд в них из пунктов оборота.
Нарушение приватности при посещении туалета при конвоировании обусловлено требованиями п.229 Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, согласно котором вывод конвоируемых лиц в туалет в пути следования осуществлялся по первому требованию, в порядке очередности по одному человеку, в период нахождения в туалете осужденного мужчины ведется постоянное наблюдение через смотровое окно или полуоткрытую дверь.
Отвергая доводы административного истца о том, что средства перевозки были оборудованы деревянными лавками, без матрасов и постельного белья, отсутствовали окна, средства обогрева и вентиляция, в автомобиле отсутствовали поручни, ремни безопасности, отсутствовал стол для приема пищи, производился обыск с нарушениями суд исходит из того, что в соответствии с Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений РИС по конвоированию, утвержденной приказом Минюста РФ и МВД РФ от (дата) (№), нормы размещения конвоируемых лиц определены в соответствии с техническими характеристиками специальных вагонов, в период этапирования предусмотрен обыск. Действующими нормативными правовыми актами не предусмотрены предоставление конвоируемым лицам индивидуальных спальных мест и выдача им постельных принадлежностей. Пользоваться личными спальными принадлежностями не запрещается. Отсутствие матрасов и подушек обусловлено необходимостью соблюдения санитарных норм, конструктивной особенностью спецвагона не предусмотрено оборудование камер столом для приема пищи. Оборудование камер в спецвагонах, в которых осуществлялось конвоирование, соответствовало всем требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте (СП (дата)-03), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от (дата) (№), что подтверждается представленными актами.
Требования Правил ООН №(№), 16, в части оборудования ремнями безопасности, к рабочим салонам специальных автомобилей для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, не применяются согласно подпункту 1.21.1 пункта 1.21 приложения (№) к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР (№)), принятому решением Комиссии Таможенного союза от (дата) (№).
Нарушений Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной приказом Минюста Р. и МВД Р. от (дата) (№) при проведении обыска, объективно материалами дела не подтверждается.
В соответствии с п.175 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию при плановом, сквозном и особом конвоировании осужденные и лица, содержащиеся под стражей, обеспечиваются на путь следования индивидуальным рационом питания органом-отправителем по установленным нормам, а при задержке караула в пути - следственным изолятором, исправительным учреждением, расположенными на маршруте конвоирования. При плановом и сквозном конвоировании по железнодорожным маршрутам осужденные и лица, содержащиеся под стражей, обеспечиваются горячей водой для гидратации индивидуального рациона питания. Порядок выдачи горячей воды определяется начальником территориального органа ФСИН Р. с учетом требований нормативных документов, характеристики маршрута конвоирования и отражается в плане охраны. Горячая вода осужденным и лицам, содержащимся под стражей, выдается с соблюдением мер безопасности.
Таким образом, обеспечение при конвоировании осужденного, содержащегося под стражей горячим питанием Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию не предусмотрено, что опровергает доводы истца о нарушении его прав на условия содержания под стражей при этапировании в данной части.
Выдача горячей воды (дата) раза в сутки, как указано в исковом заявлении, не может быть признан нарушающим условия перевозки при содержании под стражей.
Довод Ревтова П.И. о лишении права на полноценный отдых и сон из-за отсутствия условий при перевозке, недостаточность времени для умывания, не может служить основанием для возложения на государство обязанности выплатить истцу денежную компенсацию, поскольку такой довод основан на собственных субъективных представлениях последнего об условиях перевозки специальным транспортным средством лиц, находящихся под стражей.
Таким образом, отсутствуют нарушения установленных нормативными правовыми актами требований к условиям содержания Ревтова П.И. в части обеспечения условий перевозок при содержании под стражей, условия содержания в указанной части соответствуют требованиям нормативных правовых актов и не унижают человеческое достоинство. Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения требований административного искового заявления о нарушении условий перевозки в специальном транспорте и компенсации за нарушение условий содержания не установлено.
Разрешая требования истца о признании нарушающими его права условия содержания в ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по (адрес) в период с (дата) по (дата) суд приходит к следующему.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Согласно части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Исходя из положений части 10 статьи 16, части 6 статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к пожизненному лишению свободы отбывают наказание в исправительных колониях особого режима.
Особенности режима отбывания пожизненного лишения свободы обусловлены общественной опасностью таких осужденных, бессрочностью наказания, в связи с чем, законодатель предусмотрел повышенные требования к обеспечению безопасности.
В частности, согласно части 2 статьи 80, статье 126 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в исправительных колониях особого режима отдельно от других осужденных отбывают наказание осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы.
Условия отбывания пожизненного лишения свободы в исправительных колониях особого режима установлены для таких осужденных статьей 127 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
Согласно приказу ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по (адрес) от (дата) (№)-ос «О внесении изменений в приложения (№), 7, 16 приказа ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по (адрес) от (дата) (№) «Об утверждении распорядка дня и перечня вещей и предметов, продуктов питания, разрешенных иметь при себе осужденным, отбывающим наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по (адрес)» прогулка не предусмотрена, предусмотрено только личное время.
В соответствии с приказом ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по (адрес) от (дата) (№)-ос «Об утверждении распорядка дня и перечня вещей и предметов, продуктов питания, разрешенных иметь при себе осужденным, отбывающим наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по (адрес)» предусмотрены прогулки для осужденных, работающих на производстве в дневное время с 09-00 до 11-00, ночное время с 18-00 до 20-00.
Прогулка является правом, а не обязанностью осужденного согласно пункту 3 приложения (№) к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста Р. от (дата) (№).
Европейский Суд по правам человека неоднократно указывал на то, что заявление лица о том, что оно подверглось обращению, нарушающему статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должно соответствовать требованиям доказуемого утверждения.
Вместе с тем, истцом не представлено доказательств того, что он выражал желание воспользоваться правом на прогулку, но ему было отказано. Также не нашло своего подтверждения утверждение Ревтова П.И. о применении к нему физической силы в период его содержания в ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по (адрес), а также тому, что он был подвергнут травле собаками, ходьбе в неудобной для него позе. Доводы свидетеля Левчук О.В. в данной части суд отвергает, поскольку из материалов дела следует, что за медицинской помощью Ревтов П.И. в период отбывания наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по (адрес) не обращался. Пояснения свидетелей в части нарушения условий содержания в исправительном учреждении в данной части суд отвергает, поскольку последние являются заинтересованными в исходе дела лицами.
Передвижение осужденных к пожизненному лишению свободы за пределами камер осуществляется при положении рук за спиной в соответствии с пунктом 47 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста Р. от (дата) (№).
Возможность и случаи применения сотрудником уголовно-исполнительной системы наручников и иных средств ограничения подвижности осужденного предусмотрена статьей 30 закон РФ от (дата) (№) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Статьей 14.1 указанного закона предусмотрены права специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию при выполнении возложенных на них задач: осуществлять контроль за соблюдением предусмотренного законодательством Российской Федерации порядка конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу; производить обыск осужденных и лиц, заключенных под стражу, досмотр их вещей, а также изымать у указанных лиц запрещенные предметы; применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Законом.
Конвоирование осужденных к пожизненному лишению свободы в наручниках предусмотрено Инструкцией об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста РФ от (дата) (№)-дсп.
Отбывание наказания осужденных к пожизненному лишению свободы, относящегося к наиболее суровым видам наказания, существенно ограничивающим их правовой статус, предполагает усиление в отношении таких осужденных режимных требований.
Вентиляция во всех камерах естественная через форточку, что соответствует требованиям пункта 4.7 СанПиН 2.(дата)-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», что не опровергалось пояснениями свидетелей.
Кроме того, установлено, что Ревтов П.И. работал в ФКУ ИК-6 УФСИН Р. по (адрес) в должности швей-моторист, за что ему производилось начисление заработной платы за (дата) года, из которой исключалось питание и вещевое обеспечение. Учитывая изложенное, суд находит доводы административного истца о нарушении его прав о работе в ночное время за минимальную плату несостоятельным.
Также им не представлено допустимых доказательств, подтверждающих понуждение со стороны администрации учреждения приобретать продукты питания и производимую учреждением продукцию по завышенным ценам.
Вместе с тем, суд находит обоснованным доводы административного истца о нарушениях, не опровергнутых допустимыми и достаточными доказательствами со стороны административных ответчиков, в частности в части недостаточности освещения в жилой камере, недостаточности обеспечения приватности в туалетных комнатах, отсутствия в камере горячей воды, оборудования жилых камер камерной мебелью и инвентарем, в частности шкафом для хранения продуктов, полкой для туалетных принадлежностей, баком для питьевой воды с кружкой и тазом; подаче еды на лопате, принудительном бритье головы, дополнительных нашивках на одежде.
Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от (дата) (№) (далее - Инструкция), здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП (дата)-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).
В силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от (дата) (№), здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно - питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.1 Свода правил 308.1325800.2017 настоящий свод правил распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных учреждений, исправительных центров, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений.
Пунктом 8.66 Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста Р. СП 15-01 от 2001 года предусмотрено, что в камерных помещениях на два и более мест напольные чаши (унитазы) следует размещать в кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабины должны иметь перегородки высотой 1 метра от пола уборной. Допускается в камерах на два и более мест в кабине размещать только напольные чаши (унитазы), умывальник при этом размещается за пределами кабины.
При этом, согласно приложению (№) к приказу ФСИН Р. от (дата) (№) «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» в камере режимного корпуса должна быть оборудована, в том числе, шкафом для хранения продуктов, полкой для туалетных принадлежностей, баком для питьевой воды с кружкой и тазом.
Несмотря на утверждение ответчика в письменных возражениях относительно исковых требований Ревтова П.И. об оборудовании камер перегородками высотой 1 метр в целях соблюдения требований приватности, а также о соблюдении норм освещения и микроклимата, оборудованием жилой камеры камерной мебелью, инвентарем, оборудованием и предметов хозяйственного обихода в объеме согласно приложению (№) к приказу ФСИН Р. от (дата) (№), никаких доказательств тому ответчиком представлено не было, протоколы замеров микроклимата в жилых помещениях учреждений УФСИН Р. по (адрес) и освещения в спорный период времени не представлены.
Действующим законодательством принудительное бритье головы, дополнительные нашивки на форменной одежде, подача еды приспособлениями, схожими на лопату не предусмотрены. Каких-либо возражений относительно предъявленных Ревтовым П.И. исковых требований в данной части, а также доказательств в их обоснование ответчиком представлено не было. При этом, наличие указанных нарушений подтверждается пояснениями опрошенных свидетелей.
Проверяя соблюдение истцом срока предъявления административного иска в суд, и оценивая довод ответчика о его пропуске, суд приходит к следующему.
Статьей 291 КАС РФ установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
При этом, как следует из разъяснений, содержащихся в п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от (дата) (№) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Согласно статье 5 Федерального закона от (дата) №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы. Федеральный закон вступил в силу (дата).
С жалобой в Европейский суд по правам человека Ревтов П.И. обратился (дата), с настоящим иском в суд – (дата), то есть, до истечения 180 дней со дня вступления в силу Федерального закона от (дата) №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с чем установленный законом срок обращения с иском в суд им не пропущен.
Разрешая вопрос о размере компенсации в связи с установленными судом нарушениями условий содержания в ФКУ ИК-6 УФСИ Р. по (адрес), суд принимает во внимание правовые позиции Европейского Суда по правам человека относительно того, что понимать под разумной суммой компенсации вреда.
Прецедентная практика Европейского Суда по правам человека учитывает, что задача расчета размера компенсации является сложной. Она особенно трудна в деле, предметом которого является личное страдание, физическое или нравственное. Не существует стандарта, позволяющего измерить в денежных средствах физическое неудобство и нравственное страдание.
Разрешая вопрос о размере компенсации, суд принимает во внимание объем и характер нарушений, длительность периода отбывания наказания в ФКУ ИК-6 УКФСИН Р. по (адрес), обстоятельства выявленных нарушений, исходя из требований разумности и справедливости и приходит к выводу, что требуемая административным истцом сумма является чрезмерной, и определяет размер компенсации в сумме 50000 руб.
Поскольку в спорных правоотношениях от имени казны Российской Федерации в соответствии с п.3 ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.п.1 п.3 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации выступает главный распорядитель бюджетных средств, именно ФСИН Р. является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям о взыскании компенсации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ (░░░░) ░░ (░░░░), ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (№) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░ (░░░░░)», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ (░░░░) ░░ (░░░░), ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (№) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░ (░░░░░)» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ (░░░░) ░░ (░░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 17 ░░░░░░ 2021 ░░░░