Решение по делу № 2а-888/2017 от 22.03.2017

Дело № 2а-888/2017                                

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 марта 2017 года                             г. Воткинск

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

судьи Шкробова Д.Н.,

при секретаре Ломаевой Е.С.,

с участием административного истца Соколова М.Е., представителя административного истца Закирова И.Ш., представителя административного ответчика - Администрации г. Воткинска - Паклина М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Соколова М.Е. к Администрации
г. Воткинска о признании незаконным решения Администрации г. Воткинска об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме пикетирования и обязании не препятствовать проведению публичного мероприятия,

у с т а н о в и л:

Соколов М.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение Администрации г. Воткинска об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме пикетирования в сквере дворца культуры «Юбилейный» г. Воткинска <дата> с 12 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин. с предполагаемым количеством участников до 400 человек, обязании не препятствовать проведению публичного мероприятия в форме пикетирования в сквере дворца культуры «Юбилейный» г. Воткинска <дата> с 12 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин. с предполагаемым количеством участников до 400 человек, мотивировав заявленные требования следующим.

Соколовым М.Е. <дата> в Администрацию г. Воткинска подано уведомление о намерении провести публичное мероприятие в форме пикетирования в сквере дворца культуры «Юбилейный» г. Воткинска <дата> с 12 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин. с предполагаемым количеством участников до 400 человек.

<дата> Администрацией г. Воткинска письмом №*** административному истцу фактически отказано в согласовании публичного мероприятия, при этом альтернативных мест его проведения не предложено.

Отказ административного ответчика нарушает права, установленные ст. 31 Конституции РФ, Федеральным законом от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях:

если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия;

либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Указанные основания для отказа в согласовании публичного мероприятия отсутствуют.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

В письме Администрации г. Воткинска не содержится никаких обоснованных предложений об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия или каких-либо иных его параметров. Предложение об изменении места проведения публичного мероприятия организатором не соответствует закону и не может расцениваться как обоснованное предложение об изменении места проведения публичного мероприятия.

Информация о том, что место проведения публичного мероприятия занято, не является основанием для отказа в согласовании публичного мероприятия, особенно с учетом того, что обязанность по обеспечению условий для реализации конституционного права граждан возложена на сами органы власти. Они вправе или предложить альтернативное место его проведения или обеспечить его проведение в месте, предложенном организатором.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

В связи с отсутствием оснований, по которым организатор публичного мероприятия не вправе его проводить, организатор вправе провести публичное мероприятие в месте, на которое подано уведомление.

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в иске, дополнительно пояснив, что проведение пикетирования планировалось в сквере у ДК «Юбилейный» г. Воткинска, в том время как, предлагая изменить место проведения публичного мероприятия, административный ответчик ссылается на проведение театрального фестиваля в самом ДК «Юбилейный», а не в сквере.

Представитель административного истца Закиров И.Ш. в судебном заседании заявленные требования поддержал, пояснив, что административным ответчиком не представлено доказательств того, что сквер у ДК «Юбилейный» задействован в проведении театрального фестиваля и проведение публичного мероприятия мешает проведению данного фестиваля. Несмотря за заявленную численность участников пикетирования в количестве 400 человек, фактически их будет около 50. Меры для согласования иного места проведения публичного мероприятия административным истцом не принимались, поскольку проведение данного мероприятия необходимо именно в сквере у ДК «Юбилейный».

Представитель административного ответчика - Администрации г. Воткинска Паклин М.Ю. в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснил, что сквер состоит из насаждений и дорожек, в его центре расположен памятник В.С. Высоцкому. При проведении театрального фестиваля планируется размещение автотранспорта участников и гостей вокруг сквера и движение участников и гостей по территории сквера к ДК «Юбилейный». Кроме того, запланированы экскурсии к памятнику В.С. Высоцкому в сквере.

Выслушав административного истца, представителей административного истца и ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

<дата> в Администрацию г. Воткинска от Соколова М.Е. поступило уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования в сквере Дворца культуры «Юбилейный» г. Воткинск, <дата> с 12 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин., предполагаемое количество участников публичного мероприятия - 400 человек.

<дата> Администрация г. Воткинска в ответ на уведомление в письме
№*** сообщила Соколову М.Е. о том, что <дата> с 08 час. 00 мин. до 21 час. 00 мин. в ДК «Юбилейный» проводится V Открытый фестиваль детского театрального искусства «Театр и дети» с участием театральных коллективов из других городов и районов Удмуртской Республики, в связи с чем сквер у ДК «Юбилейный» будет занят под парковку автотранспорта, встречу делегаций и проход-выход зрителей на просмотр спектаклей. Основную часть зрителей будут составлять большие группы детей из школ города Воткинска. В программу фестиваля также включены экскурсии театральных коллективов к памятнику В. Высоцкому в течение всего срока проведения фестиваля. Информация о проведении фестиваля «Театр и дети» была опубликована <дата> на официальном сайте города Воткинска в разделе «Мероприятия, проводимые органами местного самоуправления в марте 2017 года». При этом, в письме Соколову М.Е. на основании ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предложено изменить место проведения публичного мероприятия.

Статьей 31 Конституции РФ закреплено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, которое является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве, в числе основ конституционного строя которого признаются идеологическое и политическое многообразие и многопартийность и на котором лежит обязанность обеспечивать защиту, включая судебную, прав и свобод человека и гражданина.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18.05.2012 г. № 12-П, исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции РФ цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции РФ, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, т.е. в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 04.11.1950 г., каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.

Таким образом, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (статья 15, часть 4, Конституции Российской Федерации) право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в целях защиты конституционно значимых ценностей при обязательном соблюдении принципов необходимости, пропорциональности и соразмерности, с тем чтобы вводимые им ограничения не посягали на само существо данного конституционного права и не препятствовали открытому и свободному выражению гражданами своих взглядов, мнений и требований посредством организации и проведения мирных публичных акций.

На обеспечение реализации установленного Конституцией РФ права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлен Федеральный закон от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

По смыслу указанных норм права необходимым условием для проведения публичного мероприятия является реальная возможность обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия, что прямо закреплено в ряде других норм Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», его статьях 5 ч. 4 п. 4, п. 5, п. 7.1, ст. 6 ч. 3 п. 2, ст. 12 ч. 1 п. 5, ст. 13 ч. 1 п. 3, ст. 14 ч. 1, ч. 3 п. 2, ст. 18 ч. 1, ч. 3.

При этом названные законоположения требования к обеспечению общественного порядка и безопасности адресуют как к органам государственной власти, так и к организаторам, и участникам публичного мероприятия.

В случае невозможности выполнения этих требований закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Таким образом, на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечить общественный порядок и безопасность при проведении публичного мероприятия и учитывать, среди прочего, указанные обстоятельства при согласовании изменения места проведения публичного мероприятия, убедительно мотивировав свое решение.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из исследованных судом, доказательств следует, что оспариваемое решение принято уполномоченным лицом – Главой муниципального образования «Город Воткинск», в порядке, определенном п. 2 ч. 1 ст. 12 Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», при наличии законных оснований - невозможности выполнения требований закона о необходимости обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении публичного мероприятия в месте и время, указанные в уведомлении о проведении публичного мероприятия. Мотивы предложения об изменении места проведения публичного мероприятия, содержащиеся в обжалуемом ответе административного ответчика, суд признает вескими и заслуживающими внимания, поскольку исходя из характера мероприятия, проводимого <дата> в ДК «Юбилейный» г. Воткинска, очевидна необходимость использования сквера, прилегающего к ДК «Юбилейный», детскими творческим коллективами и гостями фестиваля, в том числе и в период, запланированный административным истцом для проведения публичного мероприятия.

Довод о том, что административному истцу, как организатору пикетирования, не было предложено альтернативное место проведения публичного мероприятия, является необоснованным, поскольку указанное обстоятельство не создает препятствий для административного истца в проведении публичного мероприятия и реализации конституционного права проводить собрания, митинги, шествия и пикетирования в порядке, установленном Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Как указал в Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14.02.2013 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко» при недостижении согласия с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления относительно места и (или) времени проведения публичного мероприятия организаторы публичного мероприятия вправе защитить свои права в судебном порядке. Разрешая такой спор, суд - исходя из критериев, закрепленных в статье 55 (часть 3) Конституции РФ, - оценивает соответствующие решения и действия органа публичной власти с точки зрения их правомерности и обоснованности, с тем чтобы в каждом конкретном случае не допустить несоразмерного ограничения права, гарантируемого статьей 31 Конституции РФ.

Предложение об изменении места проведения публичного мероприятия, не содержащее указание на возможные места проведения публичного мероприятия, суд не расценивает как ограничение права на проведение публичного мероприятия, поскольку в рассматриваемом случае данное предложение было доведено до организатора публичного мероприятия в разумные сроки (на следующий день после получения уведомления и за 5 дней до даты проведения мероприятия), позволяющие принять меры для достижения согласия с органом местного самоуправления относительно места проведения публичного мероприятия. Административным истцом таких мер не принято.

Довод о том, что Администрации г. Воткинска запретила административному истцу проведение публичного мероприятия опровергается исследованными доказательствами, поскольку обжалуемый ответ такого запрета не содержит.

При указанных обстоятельствах предложение Администрации г. Воткинска об изменении места проведения публичного мероприятия не свидетельствует о создании административным ответчиком препятствии административному истцу в проведении публичного мероприятия. Иных доводы о чинении Администрацией г. Воткинска препятствий в проведении публичного мероприятия административным истцом не приведено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, а административным истцом не доказан факт нарушения его прав, свобод и законных интересов, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Соколова М.Е. к Администрации г. Воткинска о признании незаконным решения Администрации г. Воткинска об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме пикетирования и обязании не препятствовать проведению публичного мероприятия – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение суда составлено 24 марта 2017 года.

Судья                                  Д.Н. Шкробов

2а-888/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Соколов М. Е.
Ответчики
администрация г. Воткинска
Суд
Воткинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Шкробов Дмитрий Николаевич
Дело на странице суда
votkinskiygor.udm.sudrf.ru
22.03.2017Регистрация административного искового заявления
22.03.2017Передача материалов судье
23.03.2017Решение вопроса о принятии к производству
23.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2017Судебное заседание
24.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее