Судья Сергеев А.А. Дело № 22-1409/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Курган 3 сентября 2019 г.
Курганский областной суд в составе
председательствующего Петровой М.М.,
при секретаре Парамоновой О.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе осужденного Дерягина О.П. на постановление судьи Кетовского районного суда Курганской области от 20 мая 2019 г., которым
Дерягину Олегу Петровичу, родившемуся <...>, осужденному 12 сентября 2012 г. (с учетом последующих изменений приговора апелляционным определением от 16 мая 2013 г.) по ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ (в ред. Федерального закона от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ), ч. 3 ст. 30, пп. «а», «в» ч. 2 ст. 161, п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ с применением ч. 3 ст. 69 УК РФ к 8 годам 11 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима со штрафом в размере 40000 руб.,
отказано в замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
Заслушав выступления осужденного Дерягина О.П. и адвоката Просвирниной Т.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы об отмене постановления, прокурора Масловой Л.В. об оставлении постановления без изменения, суд
УСТАНОВИЛ:
обжалуемым постановлением судьи ходатайство осужденного Дерягина о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней осужденный выражает несогласие с постановлением и просит его ходатайство удовлетворить. Указывает, что судьей не учтено, что ранее он был трудоустроен, исковые требования погасил, имеет три поощрения, принимает активное участие в жизни отряда и колонии, в благоустройстве территории и отряда, является уборщиком дежурной части, библиотеки, культурного центра, дневальным отряда, при этом официально не трудоустроен, посещает все мероприятия режимного и воспитательного характера, встал на путь исправления, в содеянном раскаялся. Последнее нарушение режима содержания, за которое применено взыскание, не допускал, после команды отбой выполнял обязанности дневального отряда по вечерней уборке, однако начальник отряда составил акт о нарушении, сославшись на то, что он (Дерягин) подал ходатайство в суд через почтовый ящик, а не через начальника отряда. По этой же причине администрация колонии указала в характеристике, что он не участвует в общественной жизни отряда, чем препятствует его освобождению. При наличии у него заболеваний он не получает необходимого лечения.
Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст. 80 УК РФ лицу, отбывающему лишение свободы, возместившему вред (полностью или частично), причиненный преступлением, суд с учетом его поведения в период отбывания наказания может заменить оставшуюся не отбытой часть наказания более мягким видом наказания.
Из представленных материалов следует, что Дерягин до ноября 2018 г. был трудоустроен, в 2013 и 2017 гг. к нему применялись меры поощрения, посещает мероприятия воспитательного характера, от работ по благоустройству территории не уклоняется, гражданского иска, связанного с преступлением не имеет.
Вместе с тем указанные обстоятельства не являются безусловным основанием для замены Дерягину неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
Основанием для такой замены является поведение осужденного, свидетельствующее о том, что цели наказания, к числу которых относится исправление осужденного, могут быть достигнуты путем замены неотбытой части наказания более мягким наказанием.
При этом в соответствии с положениями ст. 9 УИК РФ одним из основных средств исправления осужденных является установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим).
Однако из представленных материалов следует, что Дерягин неоднократно (в 2012, 2018 и 2019 гг.) допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, имеет взыскание, участие в общественной жизни отряда не принимает.
При таких обстоятельствах судья пришел к правильному выводу о том, что указанные сведения о поведении осужденного Дерягина не свидетельствуют о наличии оснований для признания того, что цели наказания в отношении него могут быть достигнуты путем замены неотбытой части наказания более мягким наказанием.
Выводы судьи мотивированы, соответствуют представленным материалам, обоснованы ссылками на конкретные фактические обстоятельства, исследованные в судебном заседании, и не противоречат закону.
Оснований считать необъективным представленный администрацией исправительного учреждения на осужденного Дерягина характеризующий материал не усматривается. С представленными материалами Дерягин был ознакомлен (л.д. 26) и каких-либо возражений относительно изложенных в них сведений на дату рассмотрения его ходатайства судом первой инстанции не представил.
Доводам осужденного о незаконности и необоснованности применения к нему меры взыскания суд апелляционной инстанции не дает оценки, поскольку не вправе высказывать об этом суждение при рассмотрении вопроса о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания»).
Вместе с тем учет судьей того, что Дерягин не трудоустроен, подлежит исключению из числа обстоятельств, явившихся основанием отказа в удовлетворении ходатайства осужденного, поскольку не основан на законе.
Положения ч. 4.1 ст. 79 УК РФ предполагают необходимость оценки отношения осужденного к труду в том случае, если он привлекался к труду в период отбывания наказания (абз. 3 п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания»).
В соответствии со ст. 103 УИК РФ осужденные к лишению свободы обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений, которая обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Таким образом, осужденные привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства, которое не возлагает на них обязанность принимать меры к трудоустройству. Отказ осужденного Дерягина от работы без уважительных причин судьей не установлен.
Вносимые в постановление изменения не влияют на вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для отмены обжалуемого постановления.
Изложенный осужденным в жалобе довод о наличии у него заболеваний суд оставляет без мотивированной оценки. Вопрос об освобождении от наказания в связи с болезнью в соответствии со ст. 81 УК РФ (в случае выявления у осужденного тяжелой болезни, препятствующей отбыванию наказания, подтвержденной медицинским заключением) разрешается в ином процессуальном порядке, с соблюдением установленного ч. 6 ст. 175 УИК РФ порядка обращения с таким ходатайством.
Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену судебного решения, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
изменить постановление судьи Кетовского районного суда Курганской области от 20 мая 2019 г. в отношении Дерягина Олега Петровича.
Исключить из числа обстоятельств, учтенных в качестве основания отказа в удовлетворении ходатайства осужденного, указание на то, что Дерягин не трудоустроен.
В остальном постановление оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий М.М. Петрова