РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 августа 2014 года г.о. Балашиха
Балашихинский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего – заместителя председателя суда Бутусова С.А.,
при секретаре Вихаревой Т.П.,
в отсутствие сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело № по заявлению военнослужащего войсковой части № майора Борисова Д.А. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, командира войсковой части № и руководителя ФКУ «Единый расчетный центр» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с невыплатой заявителю денежной надбавки за исполнение обязанностей, связанных с <данные изъяты> за <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
Борисов обратился в суд с заявлением, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ проходит военную службу в должности <данные изъяты> войсковой части №. На финансовом обеспечении состоит в Федеральном казенном учреждении «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее – ФКУ «ЕРЦ МО РФ»). В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему не устанавливалась и не выплачивалась надбавка за особые условия военной службы в размере <данные изъяты> процентов оклада по воинской должности, как военнослужащему, занимающему воинскую должность, исполнение обязанностей по которой связано с <данные изъяты>. Полагая свои права нарушенными, Борисов просит суд признать незаконными действия Министра обороны Российской Федерации, командира войсковой части № и руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ», связанные с не установлением и не выплатой ему указанной надбавки, обязав второе должностное лицо издать соответствующий приказ об установлении ему надбавки за особые условия военной службы в размере <данные изъяты> процентов оклада по воинской должности, как военнослужащему, занимающему воинскую должность, исполнение обязанностей по которой связано с <данные изъяты>, а последнего – выплатить данную надбавку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ требования Борисова об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, командира войсковой части № и руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ», связанные с не установлением и не выплатой ему надбавки за особые условия военной службы в размере <данные изъяты> процентов оклада по воинской должности, как военнослужащему, занимающему воинскую должность, исполнение обязанностей по которой связано с <данные изъяты> в остальные периоды за исключением <данные изъяты>, выделены в отдельное производство.
Борисов надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не явился, но ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Министр обороны РФ, командир войсковой части № и руководитель ФКУ «ЕРЦ МО РФ», будучи надлежащим образом извещённые о времени и месте заседания, в суд также не прибыли. При этом, представители указанных должностных лиц, соответственно, Чуприна, Сергеев и Бирюкова, возражая против удовлетворения заявленных требований, каждый в отдельности, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
По мнению представителя Чуприной, поскольку Министр обороны РФ своими приказом и директивой, соответственно, № и № от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, ответственность за полноту, достоверность и своевременность внесенных в базу данных сведений возложил на соответствующий орган военного управления, он должен быть исключен из числа ответчиков по данному гражданскому делу.
Представитель по доверенности Сергеев указал, что командир войсковой части № до ДД.ММ.ГГГГ приказы по личному составу не издавал. После названной даты ни Борисов лично, ни его командир подразделения к нему с рапортом или ходатайством не обращались. Таким образом, действия его доверителя не образуют каких либо нарушений прав заявителя.
Представитель же по доверенности Бирюкова, указала, что согласно сведениям, внесенным в <данные изъяты> ответственными должностными лицами, обязательства перед Борисовым по выплате денежного довольствия и иных выплат, ФКУ «ЕРЦ МО РФ» исполнены в полном объеме. Каких-либо приказов об установлении заявителю, за оспариваемый период, ежемесячной денежной надбавки за исполнение обязанностей, связанных с <данные изъяты>, в ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не поступало.
Вместе с тем, Сергеев и Бирюкова, каждый в отдельности, просили суд о применении по данному гражданскому делу требований ст. 256 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя, заинтересованных лиц и их представителей.
Исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Разрешая вопрос о соблюдении заявителем срока на обращение с заявлением, суд учитывает, что в силу ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в его принятии. Причины пропуска срока выясняются в судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Как усматривается из поступившей в суд карточки, с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Борисов был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.
Иных доказательств, подтверждающих осведомленность заявителя о существовании указанного выше приказа, содержащего перечень должностей, по которым должна была производиться выплата оспариваемой надбавки, ответными должностными лицами в суд не представлено.
Поскольку приказ Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ был доведен до заявителя только ДД.ММ.ГГГГ, а обязанность командования по своевременному и полному обеспечению военнослужащего денежным довольствием сохраняется в течение всего периода его нахождения на военной службе, суд полагает, что Борисов при обращении в суд с указанными требованиями, вопреки мнению представителей ответных должностных лиц, срок, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, не пропустил.
В соответствии с положениями ч. 5 ст. 3 и ст. 10 Федерального закона
«О статусе военнослужащих», право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы, и никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и указанным Федеральным законом.
Порядок материального обеспечения военнослужащих регламентирован Федеральным законом от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», а обязанность по финансовому обеспечению военнослужащих в порядке, предусмотренным законодательством РФ возложена на ФКУ «ЕРЦ МО РФ».
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам, исходя из положений ч. 18 ст. 2 указанного Федерального закона, отнесена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, правила выплаты которой определяются Правительством РФ в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.
Так, <данные изъяты> (далее - Правила) предусмотрено, что ежемесячная надбавка за особые условия военной службы выплачивается в размере до <данные изъяты> процентов оклада по воинской должности военнослужащим на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с <данные изъяты>. При этом, размер этой надбавки определяется в пределах, установленном <данные изъяты> Правил, согласно правовому акту государственного органа, принятому на основании указанных Правил (<данные изъяты>).
Согласно <данные изъяты> Порядка обеспечения денежным довольствием, военнослужащим, проходящим военную службу на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с <данные изъяты>, выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в размере <данные изъяты> процентов оклада по воинской должности.
При этом, <данные изъяты> этого же Порядка установлено, что надбавка выплачивается на основании приказов соответствующих командиров (начальников) одновременно с выплатой окладов денежного содержания.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что необходимым условием для получения оспариваемой надбавки в <данные изъяты> являлось прохождение военнослужащим военной службы на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил РФ и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с <данные изъяты>.
Выписками из соответствующих приказов установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Борисов проходит военную службу в должности <данные изъяты> войсковой части №.
Из представленных расчетных листков и соответствующей справки следует, что заявителю в указанный период надбавка за особые условия военной службы в размере <данные изъяты> процентов оклада по воинской должности, как военнослужащему, занимающему воинскую должность, исполнение обязанностей по которой связано с <данные изъяты>, не начислялась и не выплачивалась.
Согласно справки командира войсковой части № и выписки из штатно-должностной книги, <данные изъяты>.
Достоверность этой информации представителями должностных лиц не оспаривалась, поэтому у суда сомнений не вызывает.
Согласно <данные изъяты>, а также выписки из функциональных обязанностей <данные изъяты> войсковой части №, майор Борисов в мирное и военное время отвечает: <данные изъяты>.
Таким образом, по делу установлено, что занимаемая Борисовым в оспариваемый период должность <данные изъяты> войсковой части №, является воинской должностью, исполнение обязанностей по которой связано с <данные изъяты>, поэтому с учетом приведённых положений Закона, он вправе претендовать на получение надбавки за особые условия военной службы в размере <данные изъяты> % процентов оклада по воинской должности.
Данный вывод суда согласуется и с положениями ранее действовавшего приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, определявшего перечень воинских должностей командиров (начальников), осуществляющих <данные изъяты> на постоянной основе, для которых устанавливалась оспариваемая выплата, к числу которых также была и отнесена должность, которую занимал заявитель.
Что же касается того обстоятельства, что Министр обороны РФ приказом № от ДД.ММ.ГГГГ отменил ранее утвержденный Перечень воинских должностей командиров (начальников), осуществляющих <данные изъяты> на постоянной основе, для которых устанавливалась рассматриваемая выплата, и других распорядительных актов по этому вопросу до <данные изъяты> года не издал, суд полагает, что отсутствие в <данные изъяты> и <данные изъяты> годах соответствующей должностной номенклатуры, препятствием для выплаты заявителю в указанный период надбавки за <данные изъяты> являться не может, поскольку она непосредственно предусмотрена действующим законодательством для военнослужащих.
Для восстановления нарушенных прав и законных интересов Борисова суд полагает необходимым обязать командира войсковой части № издать приказ, устанавливающий заявителю денежную надбавку за особые условия военной службы в размере <данные изъяты> процентов оклада по воинской должности за <данные изъяты>, а руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ» – выплатить ему в соответствии с приказом указанную надбавку.
Принимая такое решение, суд учитывает, что во исполнение приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и указаний того же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ № в целях повышения оперативности в реализации кадровых решений статс-секретарем – заместителем Министра обороны РФ принято решение о передаче с ДД.ММ.ГГГГ полномочий по изданию приказов по личному составу и по строевой части <данные изъяты> (командир войсковой части №), в отношении подчиненных соединений и воинских частей.
По тем же основаниям суд полагает не подлежащим удовлетворению требования заявителя о признании незаконными действий Министра обороны РФ по не установлению и не выплате ему данной надбавки за <данные изъяты>.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 193-199, 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Заявление военнослужащего войсковой части № майора Борисова Д.А. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, командира войсковой части № и руководителя ФКУ «Единый расчетный центр» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с невыплатой заявителю денежной надбавки за исполнение обязанностей, связанных с <данные изъяты> за <данные изъяты>, – удовлетворить частично.
Признать незаконными действия (бездействие) руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ» и командира войсковой части №, связанные с не выплатой и не установлением заявителю за <данные изъяты> надбавки за особые условия военной службы в размере <данные изъяты> процентов оклада по воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с <данные изъяты>.
Обязать командира войсковой части № издать приказ об установлении майору Борисову Д.А. надбавки за особые условия военной службы в размере <данные изъяты> процентов оклада по воинской должности, как военнослужащему, занимающему воинскую должность, исполнение обязанностей по которой связано с <данные изъяты> за <данные изъяты>.
Обязать руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» выплатить Борисову Д.А. за <данные изъяты> надбавку за особые условия военной службы в размере <данные изъяты> процентов оклада по воинской должности, как военнослужащему, занимающему воинскую должность, исполнение обязанностей по которой связано с <данные изъяты>.
В удовлетворении требований Борисова Д.А. о признании незаконными действий (бездействия) Министра обороны РФ, связанных с не выплатой и не установлением ему за <данные изъяты> надбавки за особые условия военной службы в размере <данные изъяты> процентов оклада по воинской должности, как военнослужащему, занимающему воинскую должность, исполнение обязанностей по которой связано с <данные изъяты>, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 3 окружной военный суд через Балашихинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Бутусов
Мотивированное решение составлено 01 сентября 2014 года.