54RS0010-01-2020-006126-81

Дело №2а-4107/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 ноября 2020 года                                  г. Новосибирск

Центральный районный суд города Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи                Стебиховой М.В.,

при секретаре                         Копцевой Д.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Громовой Н. С., Громова Д. А. к Управлению Росреестра по Новосибирской области о признании решения незаконным,

установил:

Административные истцы обратились в суд с административным иском, в котором просили признать незаконным приостановление государственной регистрации прав, обязав ответчика зарегистрировать право собственности по договору дарения.

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ административными истцами в МФЦ «Зыряновский» был подан договор дарения, в соответствии с которым дарители безвозмездно передают в собственность одаряемых 2/10 доли в праве общей долевой собственности в трехкомнатной квартире по <адрес>, которая принадлежит дарителям на праве общей совместной собственности, в следующем соотношении: Громовой К.Д. – 1/10 доли, Кромовой К-А.Д. – 1/10 доли, оставшиеся 8/10 долей остаются в совместной собственности, то есть договор не содержит в себе элементы о разделе общего имущества супругов. Договор дарения передавался на регистрацию во исполнение приказа ООиП администрации Центрального округа г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ административными истцами получено уведомление о приостановлении государственной регистрации права, в котором указано о необходимости предоставить нотариально удостоверенный договор дарения, с чем они не согласны, поскольку такого рода сделки не требуют нотариального удостоверения.

В судебное заседание административные истцы Громова Н.С., Громов Д.А. не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Гурина Е.А. в судебном заседании требования не признала, предоставила письменный отзыв.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав пояснения, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

При этом, обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (часть 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ). Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном указанным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным Кодексом (часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ).

В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).

Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Уведомление приостановлении государственной регистрации датировано ДД.ММ.ГГГГ, исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный срок.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Громова Н.С. и Громов Д.А., а также несовершеннолетние Громова К.Д. и Громова К-А.Д. в лице законных представителей, обратились в МФЦ г. Новосибирска «Зыряновский» с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

К поданному заявлению был приложен договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ, составленный в простой письменной форме, согласно которому Громова Н.С., Громов Д.А. (дарители) и Громова К.Д., Громова К-А.Д. (одаряемые) заключили договор о том, что дарители безвозмездно передают в собственность одаряемых 2/10 доли в праве общей долевой собственности в квартире, расположенной по адресу: <адрес> в следующем соотношении: 1/10 доли Громовой К.Д. и 1/10 доли Громовой К-А.Д. Вышеуказанная квартира принадлежит дарителям по праву общей совместной собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации прав осуществление действий по государственной регистрации прав приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку поданный на регистрации договор дарения не соответствует по форме требованиям действующего законодательства, а именно – не удостоверен нотариально.

Административные истцы полагают, что такого рода сделки не подлежат обязательному нотариальному удоствоеренияю.

Согласно Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 35) каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной) (п. 1 ст. 158 Гражданского кодекса РФ).

В силу п. 1 ст. 252 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними.

В соответствии со ст. 163 Гражданского кодекса РФ нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ею совершение, и осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, установленном законом о нотариате и нотариальной деятельности (п. 1).

Нотариальное удостоверение сделок обязательно:

1) в случаях, указанных в законе;

2) в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, полномочия по осуществлению государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Государственная регистрация прав включает в себя, в частности, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах и обременения такого помещения одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанных с ним права общей долевой собственности на общее имущество и обременения такого имущества. Государственная регистрация перехода права на садовый или огородный земельный участок, расположенный в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, одновременно является государственной регистрацией перехода права на долю в праве общей собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах такой территории, если это имущество принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах такой территории. Сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона), а также договоров об ипотеке долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, заключаемых с кредитными организациями.

В соответствии с ч. 2 названной статьи, государственная регистрация распределения долей в праве общей собственности проводится по заявлению всех участников долевой собственности, чьи доли в праве общей собственности распределяются (изменяются) на основании документа, содержащего сведения о размере долей, за исключением случая, если изменение размера доли устанавливается судебным актом. В случае обращения одного из участников долевой собственности с заявлением о государственной регистрации изменения размера долей в праве общей долевой собственности необходимым условием такой государственной регистрации прав является наличие в письменной форме согласия остальных участников долевой собственности, чьи доли в праве общей собственности распределяются, если иное не предусмотрено законом или договором между указанными участниками долевой собственности.

Из представленного для целей государственной регистрации договора усматривается, что он направлен не на перераспределение долей между собственниками жилого помещения, при котором закон (ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости") не требует нотариального удостоверения сделки, а на отчуждение части доли в праве собственности в пользу другого участника долевой собственности, в результате которого право общей собственности на квартиру прекращается, что нельзя расценить как перераспределение долей, потому что в последнем случае доля одного из сособственников должна быть увеличена за счет доли другого без прекращения права общей собственности, что в данном случае не происходит.

На основании вышеуказанных правовых норм, суд приходит к выводу, что действия административного ответчика по приостановлению государственной регистрации права по заявлению административных истцов соответствует действующему законодательству, в связи с чем, оснований для удовлетворения иска не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░. – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

    ░░░░░                            ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

2а-4107/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Громов Дмитрий Александрович
Громова Нарина Сергеевна
Ответчики
Управление Росреестра по Новосибирской области
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Межмуниципальный Кочковский отдел Управления Росреестра по Новосибирской области
Суд
Центральный районный суд г. Новосибирск
Судья
Стебихова Мария Владимировна
Дело на сайте суда
centralny.nsk.sudrf.ru
30.07.2020Регистрация административного искового заявления
31.07.2020Передача материалов судье
04.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
04.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2020Судебное заседание
14.10.2020Судебное заседание
02.11.2020Судебное заседание
09.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.11.2020Дело оформлено
02.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее