Дело № 2-254/2024
УИД: 23RS0042-01-2023-000515-36
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Новороссийск 06 мая 2024 года
Ленинский районный суд города Новороссийска Краснодарского края в составе председательствующего судьи Дианова Д.Ю.,
при секретаре Лютиковой К.М.,
с участием старшего помощника Новороссийского транспортного прокурора Толстокора Д.В.,
представителей ответчика ООО «Новоэкосервис» Побережного В.П., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №, Рудакова М.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №,
представителя третьего лица Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Кочетова В.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №,
представителей ФГБУ «АМП Черного моря» Грецкого С.С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., Гурьевой А.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Новороссийского транспортного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Новоэкосервис» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель Новороссийского транспортного прокурор, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Новоэкосервис» о возложении обязанности.
В обоснование искового заявления указано, что Новороссийской транспортной прокуратурой проведена проверка деятельности ООО «Новоэкосервис» по результатам которой выявлены нарушения требований законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами, выразившееся в осуществлении хозяйственной деятельности в морском порту Новороссийск в отсутствие государственной экологической экспертизы.
ООО «Новоэкосервис» (ИНН 2315081776, ОГРН 1022302386480) осуществляет деятельность по сбору и обработке сточных вод, утилизации отходов по адресу: <адрес>.
Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Краснодарского края утверждена Приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п. 11 Территориальной схемы г. Новороссийск включен в Новороссийскую зону деятельности региональных операторов на территории Краснодарского края.
Согласно соглашению, заключенному 12.11.2018г. между Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства и ООО «Мехуборка-Юг» (в настоящее время ООО «ЭкоЮг»), региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по Новороссийской зоне является ООО «ЭкоЮг».
В ходе проверки, во взаимодействии с Новороссийским ЛО МВД России на транспорте и Черноморо-Азовским морским управлением Росприроднадзора установлено, что ДД.ММ.ГГГГ водителем ООО «Новоэкосервис» ФИО3 с морского судна – буксира «Деловой-4» сняты и в последующем транспортированы отходы, которые в последующем изъяты сотрудниками Новороссийского ЛО МВД России на транспорте в рамках КУСП от ДД.ММ.ГГГГ №.
Так, по результатам проведенного Сочинским филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» лабораторным исследованием проб, отобранных ДД.ММ.ГГГГ., установлено, что отобранные пробы являются отходом – «Мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров». Данный отход включен в ФККО и имеет код – 7 33 151 01 72 4 и отнесен к отходам потребления на производстве, подобные коммунальным.
Кроме этого, установлено, что вышеуказанные отходы были сняты и транспортированы ООО «Новоэкосервис» по заявке ООО СК «Дело».
Таким образом, ООО «Новоэкосервис», в нарушение установленного законом порядка, осуществляет деятельность по сбору и транспортированию ТКО.
Вместе с тем анализом поступившей из Азово-Черноморского морского управления Росприроднадзора информации установлено, что ООО «Новоэкосервис» также осуществляет деятельность по снятию нефтесодержащих и сточных вод с судов в морском порту Новороссийск с использованием гибких трубопроводов (рукава, шланги), соединяющих накопительные емкости судов, находящихся во внутренних морских водах акватории Черного моря и транспортных средств, расположенных на причалах морского порта.
ООО «Новоэкосервис» ГУ природных ресурсов и охраны окружающей среды по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. выдано заключение государственной экологической экспертизы №.
Изучением заключения установлено, что оно выдавалось для целей – обоснование для получения лицензии по обращению с опасными отходами, в части сбора, временного хранения, обеззараживания и транспортирования отходов.
Также разделом 2 вышеназванного Заключения – характеристика деятельности предприятия по обращению с опасными отходами установлен исчерпывающий перечень отходов (кодов ФККО) и количество отходов, с которыми ООО «Новоэкосервис» может обращаться. Однако, проведенной проверкой установлено, что снятые ООО «Новоэкосервис» отходы не учтены в Заключении.
Кроме того, Заключением не учтена и не рассмотрена аварийная разгерметизация гибких трубопроводов, соединяющих накопительные емкости судна, находящегося во внутренних морских водах акватории Черного моря и транспортных средств, а также накопительной емкости транспортного средства, размещенного на причале при снятии судовых отходов – нефтесодержащих вод – воды подсланевые с содержанием нефти инефтепродуктов менее 15%, код ФККО 9 11 100 02 21 4 и сточных вод - отходы коммунальные жидкие на канализованных объектов водопотребления код ФККО 7 32 101 01 30 4.
Данный факт подтверждается, в том числе материалом Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, имеющееся Заключение не обосновывает осуществляемую хозяйственную деятельность ООО «Новоэкосервис» во внутренних морских водах.
Ответчик осуществляет хозяйственную деятельность с грубым нарушением природоохранного законодательства в морском порту Новороссийск, что в свою очередь может повлечь загрязнение окружающей среды, причинить экологический ущерб и как следствие нарушить права и интересы Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц.
Нарушение конституционных прав граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является потенциальной угрозой причинения вреда жизни и здоровью граждан, и как следствие, интересам Российской Федерации в целом.
На основании изложенного истец просит суд обязать ООО «Новоэкосервис» для осуществления деятельности по снятию судовых отходов, находящихся в акватории морского порта Новороссийск, получить положительное заключение государственной экологической экспертизы документов, обосновывающих ведение хозяйственной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации.
В судебном заседании старший помощник Новороссийского транспортного прокурора Толстокора Д.В. доводы изложенные в исковом заявлении поддержала. Дополнительно пояснила, что ответчик осуществляет деятельность, связанную со сбором, транспортировкой и утилизацией отходов. Для получения лицензии в ДД.ММ.ГГГГ ООО «Новоэкосервис» получило заключение №. Данное заключение не содержит ряд положений которые затрагивают хозяйственную деятельность, осуществляемую ими в настоящее время, таким образом оно не может учитываться как положительное заключение экологической экспертизы документов, обосновывающих, ведение хозяйственной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации.
Представители ответчика ООО «Новоэкосервис» Побережный В.П., Рудаков М.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения искового заявления и пояснили, что истец опирается на материалы проверки КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки было вынесено постановление №, которое ДД.ММ.ГГГГ. решением Ленинского районного суда <адрес> отменено. Указанным решением установлено, что в ходе отбора проб отходов от ДД.ММ.ГГГГг., соответствующий акт отбора (измерений) проб не составлялся, в связи с чем, определить сведения о взятых пробах и образцах, их количестве и характере, идентификационных признаках, условиях, при которых они получены, особенностях их упаковки, хранения и т.п. не возможно, следовательно, акт отбора (измерений) проб от ДД.ММ.ГГГГг., протокол испытаний (измерений) проб отходов №О от ДД.ММ.ГГГГг., протокол биотестирования проб № от ДД.ММ.ГГГГг., положенные в основу оспариваемого постановления по делу, не могут считаться добытыми без нарушений требований закона, в связи с чем являются недопустимыми доказательствами по делу. Также, Ленинским районным судом <адрес> было рассмотрено дело № по жалобе генерального директора юридического лица ООО «Новоэкосервис» ФИО4 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО5 № (№) от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица ООО «Новоэкосервис» к административной ответственности по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ, в связи с отсутствием у заявителя положительного заключения государственной экологической экспертизы. В связи с имеющимися судебными актами, представители ответчика считают, что все доводы, на которые ссылается Новороссийский транспортный прокурор, были рассмотрены ранее и им была дана правовая оценка. Также, в ДД.ММ.ГГГГ Новороссийским транспортным прокурором была инициирована проверка, однако данных документов в материалах дела не имеется. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ. Новороссийским транспортным прокурором ФИО6 было вынесено постановление №, согласно которому ответчику необходимо было внести изменения в заключение №. Аналогичная позиция также была изложена в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ. № вынесенным государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды. Решением Приморского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. данная проверка была признана несостоятельной и указанные в постановлении № доводы не нашли свих подтверждений.
Представитель третьего лица Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Кочетов В.Н., поддержал доводы изложенные в исковом заявлении, настаивал на его удовлетворении. Дополнительно пояснил, что постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО5 № (№) от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Новоэкосервис» было признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ. Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. вышеуказанное постановление было отменено и производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Однако, решением Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ. вышеуказанные решения отменены и производство по делу прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Также, постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО8 № от ДД.ММ.ГГГГ. ответчик был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, но решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. указанное постановление отменено в связи с нарушением процедуры отбора проб отходов. Указанные обстоятельства были формальные и не могут повлиять на рассмотрение настоящего дела по существу. В соответствии с действующим законодательством положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу. В данном случае у них имеется заключение от ДД.ММ.ГГГГ, которым не учитывалась и не рассматривалась аварийная разгерметизация гибких трубопроводов, соединяющих накопительные емкости судна, находящегося во внутренних морских водах акватории Черного моря. В заключении от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует оценка рисков. В заключении на которое ссылается ответчик указан ограниченный перечень и количество отходов, с которыми ООО «Новоэкосервис» может обращаться. Заключение от ДД.ММ.ГГГГ. №, было выдано для получения лицензии по обращению с опасными отходами в части сбора, временного хранения, обезвреживания, транспортирования отходов, с 14 видами отходов. В настоящее время лицензия у ответчика переоформлена в ДД.ММ.ГГГГ, на обращение с отходами в количестве более 300 наименований. Общество ссылается на заключение ДД.ММ.ГГГГ, тогда как имеет место отступление от проектной документации получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, что в силу закона является основанием утраты юридической силы заключения.
Представители ФГБУ «АМП Черного моря» Грецкой С.С., Гурьева А.А., поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивали на его удовлетворении.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
На основании ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (далее - ТКО). К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», собственники ТКО обязаны заключить договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению отходами. Отказ от заключения договора с региональным оператором возможен в случае наличия в собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие отходы.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Кодекса торгового мореплавания под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.
В соответствии со статьями 9.6 и 9.7 приказа Минтранса РФ от 04.06.2018 № 224 «Об утверждении Устава службы на морских судах» судовые помещения подразделяются на служебные, жилые и общего пользования. К жилым помещениям относятся помещения, в которых размещается экипаж судна. Экипаж судна размещается в жилых помещениях согласно расписанию, установленному для каждого типа судна.
Исходя из классификационных признаков (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме) виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным, определены Федеральным классификационным каталогом отходов (далее – ФККО), утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.
Согласно ФККО, к твердым коммунальным отходам относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0,), а также другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» код (7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО.
В соответствии с ФККО от жилых помещений судов образуется отход – «мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров» код по ФККО 7 33 151 01 72 4. Указанный отходов входит в блок № 7 ФККО и имеет код происхождения вида отходов и их состава: 33 000 00 – «отходы потребления на производстве, подобные коммунальным». В соответствии с Приложением V (пересмотренным) к Конвенции «Правила предотвращения загрязнения мусором с судов» МАРПОЛ 73/78 (Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года) к бытовым отходам относятся все виды отходов, не охваченные другими Приложениями, которые образуются в жилых помещениях судна.
Таким образом, на судах образуются твердые коммунальные отходы, обращение с которыми отнесено к исключительной компетенции регионального оператора.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", причал - портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами.
Также, в соответствии со ст. 4 вышеназванного Федерального закона, определено понятие внутреннего рейда морского порта - водное пространство, специально выделенное на акватории морского порта и предназначенное для обслуживания судов и осуществления операций с грузами.
В соответствии с п. 3.3.1 ГОСТа Р 54523-2011, причал - устройство или сооружение, предназначенное для стоянки, обработки и обслуживания судов
Гидротехнические сооружения, которыми являются причалы в морском порту Новороссийск имеют соответствующие паспорта и декларации безопасности гидротехнических сооружений, размещены в акватории водного объекта.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", территория морского порта включает в себя земли, земельные участки, акваторию морского порта, используемые в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, либо предназначенные для использования в указанных целях.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", внутренние морские воды Российской Федерации - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации. К внутренним морским водам относятся воды: портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в "Извещениях мореплавателям".
Согласно п.2 ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внутренний рейд - водное пространство, специально выделенное на акватории морского порта и предназначенное для обслуживания судов и осуществления операций с грузами.
В силу ст. 34 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море (далее - государственная экологическая экспертиза): является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.
Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", экологическая экспертиза основывается на принципах: презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы; научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения; ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Как следует из разъяснений Росприроднадзора (письмо Росприроднадзора от 12.05.2021 № МК-05-01-31/14434) документация, обосновывающая планируемую (намечаемую) деятельность, связанная со снятием судовых отходов с судов (в том числе нефтесодержащих и сточных вод с судов, посредством гибких трубопроводов (рукавов/шлангов), соединяющих накопительные емкости судна, находящегося в акватории морского порта и транспортного средства, размещенного на причале морского порта) автомобильным транспортом с причала морского порта, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня, определенным ст. 34 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае: доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы; изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 7.5 статьи 11 настоящего Федерального закона, и (или) в случае внесения изменений в указанную проектную документацию; истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы; внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Требования об обязательности получения положительного заключения государственной экологической экспертизы для осуществления хозяйственной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации вступили в силу 01.01.2007г. Соответственно, осуществлено изменение условий природопользования, что является основанием утраты юридической силы ранее выданных заключений государственной экологической экспертизы.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ. и.о. Новороссийского транспортного прокурора ФИО9 принято решение № о проведении в отношении ООО «Новоэкосервис» проверки по соблюдению законодательства об обращении с отходами и иного взаимосвязанного законодательства.
На основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Новоэкосервис» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления (код по ФККО – 7 32 101 01 30 4) и воды подсланевые с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15% (код по ФККО – 9 11 100 02 31 4) с судов посредством гибких трубопроводов (рукавов/шлангов), соединяющих накопительные емкости судна, находящегося во внутренних морских водах акватории Черного моря, примыкающих к границам муниципального образования <адрес> и транспортного средства, размещенного на причале.
ДД.ММ.ГГГГ. в ходе проверки, проведенной Новороссийской транспортной прокуратурой с участием сотрудников Новороссийского ЛО МВД России на транспорте и Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора установлено, что водителем ООО «Новоэкосервис» ФИО3 с помощью транспортного средства HinoDutro государственный номер № регион с морского судна – буксира «Деловой-4» сняты и в последующем транспортированы отходы «Мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров». Данный отход включен в федеральный классификационный каталог отходов утвержденный приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно ФККО указанный отход имеет код – 7 33 151 01 72 4 и отнесен к отходам потребления на производстве, подобные коммунальным.
Согласно постановлению о назначении лабораторного исследования от ДД.ММ.ГГГГ. из транспортного средства HinoDutro государственный номер № регион изъяты три полиэтиленовых пакета черного цвета с разнообразными отходами (пластик, бумага, пищевые отходы, отходы личной гигиены, смет с бытового помещения судов, упаковки от продуктов в смеси (не раздельно), сбор которых осуществляется без разрешительных документов. Для определения вида отхода было назначено проведение лабораторного исследования.
Также установлено, что у ООО «Новоэкосервис» имеется заключение № экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов «Экологического обоснования деятельности по обращению с опасными отходами» ООО «Новоэкосервис», утвержденное приказом Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Так, по результатам рассмотрения экспертной комиссией материалов экологического обоснования для получения лицензии по обращению с опасными отходами, в части сбора, временного хранения, обезвреживания и транспортирования отходов. Вывод заключения: в материалах экологического обоснования соискателя лицензии на обращение с опасными отходами обоснована экологическая допустимость обращения с опасными отходами.
Вышеуказанное заключение выдано ООО «Новоэкосервис» для целей получения лицензии по обращению с опасными отходами, в части сбора, временного хранения, обезвреживания и транспортирования отходов. Также указанным заключением предусмотрено обращение ООО «Новоэкосервис» с опасными отходами в количестве 14 наименований.
Согласно разделу 2 данного заключения указано что основной производственной деятельностью ООО «Новоэкосервис» является: предоставление транспортных услуг (автомобильные перевозки грузов) и обслуживание морских судов и других заказчиков в части вывоза льяльных и нефтесодержащих вод, хоз-бытовых сточных вод, отработанных масел, промасленной ветоши, бумажных отходов (макулатуры), отработанных покрышек и передачу этих отходов для обезвреживания специализированным организациям.
Указанное заключение экспертизы выдавалось по материалам, обосновывающим деятельность по обращению с отходами в рамках получения лицензии, в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент (ДД.ММ.ГГГГ) законодательства о лицензировании деятельности по обращению с отходами производства и потребления.
В разделе 4 «Анализ воздействия объекта на окружающую среду» данного заключения не анализируется и не дается оценка воздействия на водный объект Черное море при осуществлении хозяйственной деятельности во внутренних морских водах.
Материалами заключения государственной экологической экспертизы № не учитывалась и не рассматривалась аварийная разгерметизация гибких трубопроводов, соединяющих накопительные емкости судна, находящегося во внутренних морских водах акватории Черного моря и транспортных средств, а также накопительной емкости транспортного средства, размещенного на причале (гидротехнические сооружения) при снятии судовых отходов (нефтесодержащих вод – воды подсланевые с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15%, код по ФККО 9 11 100 02 31 4 и сточных вод – отходы коммунальные жидкие не канализованных объектов водопотребления код по ФККО – 7 32 101 01 30 4).
При этом, в заключении государственной экологической экспертизы № указан ограниченный перечень и количество отходов, с которыми ООО «Новоэкосервис» может обращаться. Проверкой установлено, что вышеуказанным заключением не были учтены отходы, факт оказания Обществом услуг по обращению с которыми установлен в рамках проверки, осуществленной органом прокуратуры.
Таким образом, имеющееся заключение № не обосновывает фактически осуществляемую хозяйственную деятельность ООО «Новоэкосервис» во внутренних морских водах.
В настоящее время, ООО «Новоэкосервис» осуществляет деятельность на основании лицензии Росприроднадзора № от ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с которым ответчику разрешено осуществлять обращение с отходами в количестве более 300 наименований. При этом, в заключении государственной экологической экспертизы № указан ограниченный перечень и количество отходов, с которыми ООО «Новоэкосервис» может обращаться.
Вышеизложенное свидетельствует о реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, что является основанием утраты юридической силы заключения государственной экологической экспертизы.
Ответчиком не получено положительное заключение государственной экологической экспертизы документов и (или) документации, обосновывающей хозяйственную деятельность во внутренних морских водах.
Судом установлено, что ООО «Новоэкосервис» осуществляет хозяйственную деятельность в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы документов и (или) документации, обосновывающей хозяйственную деятельность во внутренних морских водах, что свидетельствует об отсутствии гарантий не наступления экологической опасности.
Согласно п. 4 ст. 61 ГПК РФ, вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Между тем суд приходит к выводу, что судебные решения на которые ссылается ответчик в обосновании своих возражений относительно заявленных исковых требований, не имеют преюдициального значения по настоящему делу. В деятельности ответчика произошли существенные изменения, что повлияло на их гражданско-правовые последствия, а именно - на исполнение обязанности по получению положительного заключения государственной экологической экспертизы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать ООО «Новоэкосервис» для осуществления деятельности по снятию судовых отходов, находящихся в акватории морского порта Новороссийск, получить положительное заключение государственной экологической экспертизы документов, обосновывающих, ведение хозяйственной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ленинского
районного суда г. Новороссийска Д.Ю. Дианов
Мотивированный текст решения изготовлен: 15.05.2024г.