УИД: 56RS0018-01-2021-003461-52
Дело №2а-3859/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2021 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Пименовой О.А.,
при секретаре Сотникове Н.Ю.,
с участием:
административного ответчика Рсалиевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Попова Д. А. к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов Ленинского района г. Оренбурга Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области Рсалиевой А.И., начальнику отдела судебных приставов Ленинского района г. Оренбурга Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области Быковскому Р.Н., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства, возложении обязанности по устранению нарушения прав и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
Попов Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов Ленинского района г. Оренбурга Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области (далее ОСП Ленинского района г. Оренбурга УФССП по Оренбургской области) Рсалиевой А.И., начальнику отдела судебных приставов Ленинского района г. Оренбурга Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области Быковскому Р.Н., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области с требованиями о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства, возложении обязанности по устранению нарушения прав и законных интересов.
В обоснование требований указал, что ... судебным приставом-исполнителем ОСП Ленинского района г. Оренбурга УФССП по Оренбургской области Рсалиевой А.И. возбуждено исполнительное производство N. Данное исполнительное производство считает незаконным, поскольку оно возбуждено на основании исполнительного листа N от ..., выданного Центральным районным судом г. Оренбурга, который не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительному документу, исполнительный документ предъявлен неуполномоченным лицом.
Административный истец просит признать незаконным постановление N от ... о возбуждении исполнительного производства, обязать старшего судебного пристава-исполнителя Ленинского района г. Оренбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем отмены постановления N от ... о возбуждении исполнительного производства.
В судебное заседание административный истец Попов Д.А., административный ответчик начальник ОСП Ленинского района г. Оренбурга УФССП по Оренбургской области Быковский Р.Н., представитель административного ответчика УФССП по Оренбургской области, заинтересованное лицо Попова Л.Ю., представитель заинтересованного лица ПАО «Сбербанк России» не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть административное дело в порядке ст. 150 КАС РФ в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП Ленинского района г. Оренбурга УФССП по Оренбургской области Рсалиева А.И. просила суд отказать в удовлетворении административного искового заявления по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав объяснения административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и статьи 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положения части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федерального закона №229-ФЗ от 02 октября 2007 года) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно статье 4 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципе законности (далее - Закон «Об исполнительном производстве»).
В силу части 1 статьи 6 Закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст. 30 Закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.
Согласно ч.2 ст. 8 Закона «Об исполнительном производстве» одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет в банк или иную кредитную организацию заявление, в котором указываются: реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства; фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина; наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, адрес взыскателя - юридического лица.
Представитель взыскателя представляет документ, удостоверяющий его полномочия, и сведения, указанные в части 2 настоящей статьи, о взыскателе и о себе (ч.3 ст. 8 Закона).
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч.8 ст. 30 Закона «Об исполнительном производстве»).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 17 Постановления от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что исполнительные листы выдаются на основании судебных актов, возлагающих обязанность по передаче другим лицам денежных средств и иного имущества либо совершение в их пользу определенных действий или воздержание от совершения определенных действий, например, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 206 ГПК РФ (части 1 и 3 статьи 1 Закона об исполнительном производстве).
Образец бланков исполнительных листов утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 237 от 17 июня 2009 года.
В соответствии со ст. 13 Закона «Об исполнительном производстве» в исполнительном документе, должны быть указаны: наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица; наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера; дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица; дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение; сведения о должнике и взыскателе; резолютивная часть судебного акта, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий; дата выдачи исполнительного документа.
Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта или являющийся судебным актом, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда (ч.3 вышеуказанной статьи Закона).
Согласно ч.17 ст. 30 Закона «Об исполнительном производстве» копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Судом установлено, что решением Центрального районного суда г. Оренбурга от ... удовлетворены исковые требования ПАО «Сбербанк» Оренбургское отделение №8623 к Попову Д.А. о взыскании задолженности по кредитному договору.
С Попова Д.А. в пользу ПАО «Сбербанк» Оренбургское отделение №8623 взыскана задолженность по кредитной карте N в размере 155 402,30 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 681,17 рублей.
... на основании указанного решения, вступившего в законную силу ..., Центральным районным судом ... выдан исполнительный документ – исполнительный лист серии N.
Выданный исполнительный документ изготовлен на специальном бланке, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации № 237 от 17 июня 2009 года, содержит все сведения, указанные в ст. 13 Закона «Об исполнительном производстве», в связи с чем суд приходит к выводу, что исполнительный лист соответствует предъявленным действующим законодательствам требованиям к исполнительному документу.
... ПАО «Сбербанк» Оренбургское отделение №8623 обратилось в ОСП Ленинского района г. Оренбурга ЦФССП России по Оренбургской области и заявлением о предъявлении исполнительного листа N к исполнению.
К данному заявлению представителем ПАО «Сбербанк» Оренбургское отделение №8623 приложена доверенность N от ..., подтверждающая полномочия Кунакбаева Р.Р. на предъявление в интересах банка исполнительных документов для принудительного исполнения.
На основании выданного исполнительного листа N, указанного заявления Кунакбаева Р.Р. о предъявлении исполнительного документа к принудительному исполнению судебным приставом-исполнителем ОСП Ленинского района г. Оренбурга ЦФССП России по Оренбургской области Рсалиевой А.И. ... вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, присвоен номер N.
Как усматривается из списка N внутренних почтовых отправлений от ..., копия постановления о возбуждении исполнительного производства N направлена Попову Д.А. заказным письмом с уведомлением (N).
Согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений с N, корреспонденция получена адресатом Поповым Д.А. ....
Таким образом, Попов Д.А. был надлежащим образом извещен о возбуждении исполнительного производства, оспариваемым постановлением ....
Собранные по делу доказательства в их совокупности, применительно к нормам законодательства об исполнительном производстве, регулирующим рассматриваемые правоотношения, позволяют сделать вывод о законности оспариваемого постановления, поскольку оно принято без нарушения законодательства об исполнительном производстве и нарушения прав взыскателя, по форме и содержанию соответствует требованиям статей 13 и 30 Закона об исполнительном производстве, принято уполномоченным лицом.
Доводы административного истца о предъявлении исполнительного документа неуполномоченным лицом, не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона об исполнительном производстве участие организации в исполнительном производстве осуществляется через ее органы или должностных лиц, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, либо через иных представителей.
Доверенность, выдаваемая от имени организации другому лицу, должна быть подписана руководителем или иным уполномоченным на то лицом и скреплена печатью организации (при наличии печати) (часть 2 статьи 54).
В доверенности, выданной представителю стороной исполнительного производства, должны быть специально оговорены его полномочия на совершение следующих действий: предъявление и отзыв исполнительного документа (пункт 1 части 3 статьи 57). Указанные полномочия являются специальными и в силу статьи 54 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, к заявлению взыскателя ПАО «Сбербанк» Оренбургское отделение N о возбуждении исполнительного производства, подписанному представителем Кунакбаевым Р.Р. была приложена заверенная надлежащим образом доверенность N от ....
Следовательно, приложенная к заявлению копия доверенности является надлежащим документом, подтверждающим специальные полномочия представителя ПАО «Сбербанк» Оренбургское отделение №8623 на предъявление исполнительного документа к исполнению.
Таким образом, ввиду того, что предусмотренных законом оснований к отказу в возбуждении исполнительного производства не имелось, на исполнение в установленный для принудительного исполнения срок по месту совершения исполнительных действий (месту жительства должника) подан соответствующий установленным требованиям исполнительный документ лицом, обладающим полномочиями на его предъявление к исполнению, действия судебного пристава-исполнителя соответствуют требованиям Закона об исполнительном производстве.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства от ... N, не имеется.
Соответственно, отсутствуют и основания для возложения обязанности по отмене постановления о возбуждении исполнительного производства от ... N.
Проверяя соблюдение административным истцом срока на обращение в суд с административным иском, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя может быть подано в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии со статьей 122 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Согласно разъяснениям, данным в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» административное исковое заявление, заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 122 Закона об исполнительном производстве).
В силу ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Административный истец, обращаясь в суд с требованиями о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства от ..., указал, что о нарушении своих прав и законных интересов ему стало известно ... при ознакомлении с материалами исполнительного производства, в связи с чем просит восстановить пропущенный срок на подачу административного иска.
Между тем, суд приходит к выводу о том, что срок пропущен Поповым Д.А. без уважительных причин и оснований для его восстановления не имеется.
Так, из представленных материалов исполнительного производства следует, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства от ... N направлена Попову Д.А. по адресу его регистрации и получена последним ....
Однако, административный истец обратился в суд с иском о признании незаконным постановления от ... только ..., тем самым пропустив установленный ч. 3 ст. 219 КАС РФ и ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ десятидневный срок.
В административном исковом заявлении и в материалах административного дела не содержится сведений о наличии уважительных причин обращения в суд за пределами установленного законом срока.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
Руководствуясь статьями 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного искового заявления Попова Д. А. к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов Ленинского района г. Оренбурга Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области Рсалиевой А.И., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области о признании незаконным постановления N от ... о возбуждении исполнительного производства N– отказать.
В удовлетворении административного искового заявления Попова Д. А. к начальнику отдела судебных приставов Ленинского района г.Оренбурга Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области Быковскому Р.Н. о возложении обязанности по отмене постановления N от ... о возбуждении исполнительного производства N -отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись О.А. Пименова
Решение в окончательной форме принято 08 июня 2021 года
Судья: подпись О.А. Пименова
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...