Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 сентября 2023 года                                                          город Радужный

Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Першиной Е.Ю., с участием истца Сорокиной С.Ю. и ее представителя Ковалевой О.Н., при секретаре судебного заседания Тесленко С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сорокиной Светланы Юрьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>») о перерасчете пенсии, возмещении морального вреда и судебных расходов, по встречному иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре к Сорокиной Светлане Юрьевне о взыскании незаконно полученной страховой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Сорокина С.Ю. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, в котором просит с учетом устранения недостатков обязать ответчика произвести перерасчет пенсии, а именно доплатить 121 239, 14 руб., возместить фактически нанесенный истцу моральный вред в размере 500 000 руб., возложить на ответчика возмещение судебных расходов на оказание юридических услуг, включающих в себя оказание услуг представителя, транспортные расходы.

Требование мотивировано тем, что в соответствии с постановлением № 30 Пленума ВС РФ от 11.12.2012, иски по спорам, связанным с пенсионным обеспечением, подведомственны как мировым судьям, так и судам общей юрисдикции. Подсудность исков определяется по месту нахождения территориального органа, который отказал в перерасчете. Согласно п. 4 ст. 23 ГПК РФ споры между мировым судьей и районным судом о подсудности не допускаются. Согласно справки с места работы Сорокиной С.Ю., выданной ООО «<данные изъяты>» Сорокина С.Ю. по настоящее время работает в ООО «<данные изъяты>» в должности уборщик служебных помещений, лестничных клеток. Стаж работы в ООО «<данные изъяты>» составляет 14 лет 6 месяцев, на основании приказа о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ . Ранее истец неоднократно обращалась к ответчику с заявлениями, запросами, обращениями. Согласно информации о выплате страховой пенсии по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> ХМАО-Югры (месяц выплаты, сумма к выплате, документа подтверждающего назначение выплаты): январь 2019 г. – 12 144, 01 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; февраль 2019 г. – 12 144, 01 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; март 2019 г. – 12 144, 01 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; апрель 2019 г. – 12 144, 01 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; май 2019 г. – 12 144, 01 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; июнь 2019г. - 12 144,01 руб. ДД.ММ.ГГГГ; июль 2019г. - 12 144,01 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; август 2019- 12 339,25 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; сентябрь 2019 - 15 042,87 руб. Разовая выплата 8 024,30 (ДД.ММ.ГГГГ-31.08.2019г); октябрь 2019- 15 042,87 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; ноябрь 2019 - 15 042,87 руб. .102019; декабрь 2019-15 042,87 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; январь 2020 - 15 042,87 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; февраль 2020 - 15 042,87 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; март 2020- 15 042,87 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; апрель 2020 - 15 042,87 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; май 2020 - 15 042,87 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; июнь 2020 - 15 042,87 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; июля 2020 - 15 042,87 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; август 2020 - 15 233,05 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; сентябрь 2020 -15 233,05 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; октябрь 2020 - 15 233,05 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; ноябрь 2020 - 15 233,05 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; декабрь 2020 - 15 233,05 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; январь 2021 - 15 233,05 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; февраль 2021 - 15 233,05 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; март 2021 - 15 233,05 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; апрель 2021 - 15 233,05 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; май 2021 - 15 233,05 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; июнь 2021 - 15 233,05 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; июль 2021 - 15 233,05 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; август 2021- 15 494,77 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; сентябрь 2021- 15 494,77 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; октябрь 2021 -15 494,77 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; ноябрь 2021- 15 494,77 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; декабрь 2021 - 15 494,77 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; январь 2022- 12 709,15 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; февраль 2022- 12 709,15 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; март 2022 - 12 709,15 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; апрель 2022 - 12 709,15 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; май 2022 - 12 709,15 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; июнь 2022 - 12 709,22 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; июль 2022 - 12 709,22 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; август 2022 - 12 813,27 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; сентябрь 2022 - 12 813,27 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; октябрь 2022 - 12 813,27 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; ноябрь 2022 - 12 813,27 руб. /ДД.ММ.ГГГГ; декабрь 2022 -12 813,27 руб. /ДД.ММ.ГГГГ. Истец обращает внимание что ему не ясно каким образом могла быть изменена фиксированная выплата по инвалидности в сторону уменьшения. Согласно ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О страховых пенсиях» лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом. Назначение и выплата страховой пенсии производится независимо от назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом «О накопительной пенсии». Обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком. Согласно ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О страховых пенсиях» законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий: 1) страховая пенсия по старости; 2) страховая пенсия по инвалидности. ДД.ММ.ГГГГ истец обращалась с заявлением, а также с запросом в ГУ-Центр по выплате пенсий за разъяснением основания уменьшения страховой пенсии. Согласно п. 46 Приказа Минтруда России от 05.08.2021 N 546н (ред. от 03.10.2022) "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России -.10.2021 N 65405), соответственно в случаях, если заходит речь об изменении размера пенсии в сторону уменьшение, должно быть основание. При этом вышеуказанное подтверждается документами предоставленными ответчиком, так, например, сведений содержащихся о гражданине в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, о мерах социальной защиты, социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях, а также иных вознаграждениях от 24.05.2022г., содержащие Сведения о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи), для сравнения приводит вышеуказанную информацию в табличной форме, изложенной в иске. Таким образом, просматривается нехватка денежных средств по факту начисления страховой пенсии. Размер пенсии ни только не соответствует приведенным сведениям содержащихся о гражданине в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, о мерах социальной защиты, социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях, а также иных вознаграждениях от ДД.ММ.ГГГГ При этом, согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Клиентской службой г. Радужный (на правах отдела) ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Радужный ХМАО-Югры суммарный размер страховой пенсии и фиксированной страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии составляет: 19 068, 22 руб., что также может быть подтверждено справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Клиентской службой г. Радужный (на правах отдела) ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Радужный ХМАО-Югры. При этом содержание указанных справок от 24.05.2022г. и от 07.04.2022г. противоречат ответу на обращение в ГУ Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Радужный ХМАО-Югры от 25.11.2022г. , который ссылается на ч. 4 ст. 26.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О страховых пенсиях" индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера страховой пенсии с 01.02.2016г. не производиться пенсионерам, осуществляющим трудовую деятельность. Однако, содержание указанных справок от 24.05.2022г. и от 07.04.2022г. подтверждается очередным ответом ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Радужный ХМАО-Югры от 09.08.2022г. исх. №с-12904- 1476621. В соответствии с Федеральными законами от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» в зависимости от даты рождения застрахованного лица, установлен тариф страховых взносов в пенсионный фонд РФ с разделением на солидарную и индивидуальную часть тарифа. Индивидуальная и солидарная части тарифа выделяются только при выплате взносов на финансирование страховой пенсии. Процентные пункты тарифа страховых взносов, учитываемые на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, так называемая индивидуальная часть тарифа страховых взносов - часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, в том числе в целях определения размера страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ. Приобщенные в исковому заявлению документы, выданы одним и тем же органом, противоречат друг другу размером выплат, периодизацией, содержанием. Считаю, что ее пенсионные права нарушены, что являться основанием для обращения в суд. Полагает, что при рассмотрении данного спора по существу возникает право требования перерасчета назначенной пенсии в сторону увеличения. Обращает внимание на то, что на основании Постановления Правительства ХМАО - Югры от 23 декабря 2022 года № 699-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально - демографическим группам населения в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре на 2023 год», установлена величина прожиточного минимума в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре на 2023 год для трудоспособного населения - 21 417 руб.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление было принято к производству Радужнинского городского суда; гражданскому делу присвоен . Этим же определением истцу предложено предоставить в суд дополнительные доказательства в обоснование заявленных требований, а именно, в том числе: предоставить сведения по сумме заявленных требований о возмещении судебных расходов на оказание ему юридической помощи, а также с указанием понесенных им (представителем) транспортных расходов и указать с обоснованием период за который истец просит произвести перерасчет пенсии (в части расчета пенсии истцом представлен лишь предполагаемый расчет); обосновать требования в части взыскания с ответчика доплаты в заявленном размере; обосновать требования о взыскании компенсации морального вреда и размер заявленных требований в указанной части с предоставлением доказательств причинения вреда и вины ответчика; и иные доказательства. Также разъяснено, что письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии; копии письменных доказательств, представленных в суд лицом, участвующим в деле, или истребуемых судом, направляются другим лицам, участвующим в деле.

Судебное заседание назначено на ДД.ММ.ГГГГ.

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ судебное заседание, с учетом мнения стороны истца, отложено на ДД.ММ.ГГГГ. Сторонам повторно предложено исполнить определение суда от ДД.ММ.ГГГГ о принятии искового заявления к производству суда и подготовке дела к судебному разбирательству; стороне истца предложено (при необходимости) в соответствии со ст. 39 ГПК РФ письменно уточнить заявленные исковые требования. Истцу протокольно повторно разъяснено, что в соответствии с ч. 2 ст. 71 ГПК РФ письменные доказательства предоставляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. В настоящий момент все документы, приложенные к иску представлены истцом в незаверенной копии, что является недопустимым (л.д. 145-146).

До начала судебного заседания от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре поступило возражения на заявленные исковые требования, в которых ответчик просит исковые требования оставить без удовлетворения в полном объеме, ссылаясь на то, что каких-либо допустимых и относимых доказательств тому, что именно и исключительно незаконные действия социального органа привели к ухудшению состояния здоровья истца, суду не предоставлено. Также не предоставлено доказательств и тому незаконные действия социального органа привели к тяжким неблагоприятным последствиям для истца, тяжелым нравственным и физическим страданиям. Ухудшение состояния здоровья исключительно в связи с действиями ответчика не доказано. Факты обращения за мед.помощью следствием неполучения пенсии не представлены. Истец также требует возложить на ответчика возмещение судебных расходов на оказание юридических услуг, включающих в себя оказание услуг представителем, транспортные расходы. Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 16 Закона № 167-ФЗ, ст. 147 БК РФ, средства бюджета Фонда являются федеральной собственностью, и не входят в остав других бюджетов и изъятию не подлежат. Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Существует сложившееся единообразная судебная практика, в связи с чем, ответчик полагает, что сумма расходов на оплату услуг представителя и транспортные расходы по указанному делу не могут быть компенсированы, поскольку сложность настоящего дела отсутствует (исходя из объема дела и проделанной по нему работы; минимальное количество числа истцов; ответчиков и других участвующих в деле лиц; отсутствие встречных исков; отсутствует необходимость проведения экспертиз и допроса свидетелей), участие представителя истца в судебном заседании не обязательно, объем оказанных ответчику юридических услуг состоит из составления одной единицы искового заявления. Просит учесть, что Отделение СФР по ХМАО-Югре осуществляет функции назначения и выплаты государственных пенсий, обеспечивает целевое и рациональное использование средств, выделяемых на выплату государственных пенсий. В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 18.03.2023) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Отделение должно обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием, в том числе на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета. Согласно ст. 143 БК РФ государственные внебюджетные фонда образуются вне федерального бюджета и предназначены для реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение. Кроме того, лицо, заявляющее о взыскании судебных расходов, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных расходов (п. 10 указанного постановления Пленума ВС РФ). Возмещение на расходы оказания услуг представителя, транспортных расходов и компенсации морального вреда, у ОСФР по ХМАО-Югре в бюджет Фонда не заложено, выплата средств на обязательное пенсионное обеспечение является целевым использованием, а возмещение оплаты по оказанию услуг представителя, транспортных расходов и морального вреда, является не целевым характером (л.д. 179-180).

До начала судебного заседания от ОСФР по ХМАО-Югре в суд также поступило встречное исковое заявление к Сорокиной Светлане Юрьевне, в котором Пенсионный фонд просит взыскать с Сорокиной С.Ю. сумму переплаты в размере 84 547, 79 руб. в пользу ОСФР по ХМАО-Югре, ссылаясь на то, что переплата страховой пенсии образовалась за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по вине работодателя в размере 2 660 руб., и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с произведенным перерасчетом 81 887, 43 руб. Таким образом, при выплате незаконно полученной суммы Сорокиной С.Ю. у Отделения на момент выплаты страховой пенсии с учетом индексации не было оснований для неправомерности своих действий, в виду того что работодатель в лице ООО «<данные изъяты>» непосредственно предоставлял в адрес Отделения сведения по форме СЗВ-М в отношении работника (пенсионера) Сорокиной С.Ю. за июня 2019 г., в виду этого у Сорокиной С.Ю. образовалась переплата страховой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 81 887, 79 руб., в том числе по вине работодателя за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2 660, 36 руб. Отделением Сорокиной С.Ю. было направлено претензионное письмо (уведомление) о возврате денежных седств на сумму 84 547, 79 руб., однако Сорокина С.Ю. уклонилась от добровольного исполнения требования, то есть пенсионер необоснованно получил без установленных законом оснований денежные средства за счет бюджета СФР. В тоже время необоснованное обогащение путем сокрытия фактов влияющих на размер, а также предоставление пенсий, наносит существенный вред пенсионной системе в целом и носит негативный характер, существенно затрагивает государственные интересы в области пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации (л.д. 151-153).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ встречное исковое заявление Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре к Сорокиной Светлане Юрьевне о взыскании незаконно полученной страховой пенсии принято к рассмотрению. Рассмотрение гражданского дела назначено в открытом судебном заседании на ДД.ММ.ГГГГ.

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ООО «<данные изъяты>», в судебном заседании объявлен перерыв на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 106-107).

В отзыве на встречное исковое заявление ООО «<данные изъяты>» указывает следующее, что на основании платежного документа от ДД.ММ.ГГГГ в Отделение Фонда были перечислены суммы переплаты пенсии Сорокиной С.Ю. в размере 2 660, 36 руб., в результате несвоевременного предоставления сведений по форме СЗВ-М в отношении работника Сорокиной С.В. за июнь 2019 года, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 156-157).

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству истца судебное заседание было отложено на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 190-191).

Истец и ее представитель в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении с учетом уточнений, просили иск удовлетворить, во встречном исковом заявлении отказать.

Ответчик в судебное заседание не явился, своего представителя для участия не направил, о дате и времени судебного заседания извещался, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (л.д.153, 180 том 1).

Третье лицо в судебное заседание не явилось, о дате и времени судебного заседания извещено надлежащим образом (л.д. 196).

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия представителя ответчика и третьего лица.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, и искового заявления, истец Сорокина С.Ю. неоднократно обращалась в Пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии, полагая, что ей не были до начислены денежные средства по факту начисления страховой пенсии.

Вместе с тем, Пенсионный орган в своих разъяснениях по вопросу обращения Сорокиной С.Ю. разъяснял, в том числе то, что на сегодняшний день она является работающим пенсионером, соответственно, согласно п. 1 и п. 3 ст. 26.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер пенсии выплачивается без учета индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в период осуществления работы. Разъяснено, что после прекращения трудовой деятельности размер пенсии выплачивается в размере, исчисленном с учетом индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы. Порядок и сроки перерасчета регламентированы ст. 26.1 вышеуказанного закона. По данным имеющимся в системе индивидуального (персонифицированного) учета Сорокина С.Ю. является работающим пенсионером, поэтому указано на то, что пенсию она получает как работающий пенсионер без учета индексации с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34 том 1).

Дата регистрации Сорокиной С.Ю. в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ

Согласно письма Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ л Сорокиной С.Ю. указано на то, что частью 3 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ предусмотрено, что пенсионерам прекратившим осуществление работы и/или иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются в размере, исчисленном, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и(или) иной деятельности. Указано, что с учетом того, что работодатель ООО «<данные изъяты>» не предоставил на истца сведения как о работающем у него застрахованном лице, в рамках ст. 11 Закона № 27-ФЗ, за июнь 2019 года, Отделением СФР принято решение о корректировке размера страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с частью 3 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ. После указанного перерасчета соответственно размер пенсии Сорокиной С.Ю. увеличился с ДД.ММ.ГГГГ и составил 15 042, 87 руб. (в том числе: размер страховой пенсии 7 041, 58 руб., размер фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии 8 001, 29 руб.). В этой связи в сентябре 2019 года произведена доплата за июнь-август 2019 года, в размере 8 024, 30 руб. В ноябре 2021 года, ООО «<данные изъяты>» представлены на Сорокину С.Ю. сведения, как о работающем у него застрахованном лице, за период с июня 2019 года по январь 2023 года, включительно. Так как сведения, предоставленные ООО «<данные изъяты>», уточняют тот факт, что трудовая деятельность осуществлялась за период с июня 2019 года по январь 2023 года, непрерывно, указано, что оснований для перерасчета в рамках части 3 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ, у Отделения СФР, не имеется. Размер страховой пенсии приведен в соответствии с ДД.ММ.ГГГГ и составил 12 709, 22 руб. Обращено внимание на то, что не предоставление работодателем сведений, как о работающем у него застрахованном лице, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в срок, предусмотренный пенсионным законодательством, повлекло за собой перерасход средств на выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (л.д. 114-115 том 1).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (ч. 3 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).

Согласно ч. ч. 4, 5 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Пенсионеры вправе представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 статьи 21 настоящего Федерального закона.

В силу положений ч. ч. 7 - 9 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.

При выявлении обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пересматривается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе за прошлое время, с учетом положения части 7 настоящей статьи.

В настоящий момент, что не оспорено самим истцом, Сорокина С.Ю. осуществляет трудовую деятельность в ООО «<данные изъяты>» в должности уборщик служебных помещений, лестничных клеток, в связи с чем, разрешая заявленные требования и руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", учитывая то обстоятельство, что в спорный период и по настоящее время Сорокина С.Ю. осуществляла (ет) трудовую деятельность, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании недополученной пенсии. Также подлежит отказу и требования о компенсации морального вреда, поскольку взыскание компенсации морального вреда с пенсионных органов не предусмотрено законодательством. Пунктом 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии" разъясняется, что поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется. Исходя из тех обстоятельств, что положения ст. 151 ГК РФ в настоящем случае не могут быть применены, так как ни Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", ни Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не предусмотрена в данном случае возможность компенсации морального вреда в связи с невыплатой пенсии.

Также не имеется оснований для удовлетворения требований о взыскании судебных расходов, в том числе на оплату услуг представителя, поскольку истцу отказано в удовлетворении основного требования, оснований для удовлетворения требования о взыскании с ответчика расходов на оплату услуг представителя не имеется.

При этом, суд обращает внимание на то, что истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ какие-либо доказательства того, что ответчик уменьшил размер пенсии либо не произвел в соответствии с действующими нормами права индексацию пенсии не представлено, равно как не представлены допустимые доказательства нарушения его пенсионных прав.

Как указано выше, исходя из положений ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", установлено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным ч. ч. 2, 5 - 8 ст. 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Что касается требований ОСФР по ХМАО-Югре по встречному исковому заявлению, то суд исходит из следующего.

Как установлено судом, и следует из встречного искового заявления, переплата страховой пенсии образовалась за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по вине работодателя в размере 2 660 руб., и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с произведенным перерасчетом 81 887, 43 руб.

Таким образом, по мнению заявителя, при выплате незаконно полученной суммы Сорокиной С.Ю. у Отделения на момент выплаты страховой пенсии с учетом индексации не было оснований для неправомерности своих действий, в виду того что работодатель в лице ООО «<данные изъяты>» непосредственно предоставлял в адрес Отделения сведения по форме СЗВ-М в отношении работника (пенсионера) Сорокиной С.Ю. за июня 2019 г., в виду этого у Сорокиной С.Ю. образовалась переплата страховой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 81 887, 79 руб., в том числе по вине работодателя за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2 660, 36 руб.

Установлено, что Отделением Сорокиной С.Ю. было направлено претензионное письмо (уведомление) о возврате денежных средств на сумму 84 547, 79 руб., однако Сорокина С.Ю. уклонилась от добровольного исполнения требования.

В судебном заседании истец Сорокина С.Ю. и ее представитель полагали, что переплаты не было, а напротив, имеется не доначисление пенсии.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с назначением и выплатой гражданам пенсий, в том числе пенсии по случаю потери кормильца.

Согласно статье 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - Пенсионным фондом Российской Федерации по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией (пункт 1); к обращению должны быть приложены необходимые для установления трудовой пенсии документы, перечень которых устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 2).

Пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ определено, что необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Иные необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями в электронной форме, за исключением случаев, если соответствующие документы могут быть представлены на бумажных носителях. Заявитель может представить необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.

Выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) прекращается в том числе в случае утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию (часть трудовой пенсии по старости) вследствие обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы (подпункт 3 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

В Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившем в силу с 1 января 2015 г., закреплены аналогичные положения, определяющие порядок истребования у обратившегося за назначением пенсии гражданина документов для назначения страховой пенсии, а также устанавливающие обязанность пенсионера предоставлять достоверные сведения при обращении с заявлением о назначении страховой пенсии и сообщать о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера страховой пенсии и прекращение выплаты страховой пенсии по причине утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (пункт 3 части 1 статьи 25, часть 7 статьи 21, часть 5 статьи 26 названного закона).

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный Закон.

Согласно Федеральному закону от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в российской Федерации" (далее - Закон N 167ФЗ) обязанность назначать страховые пенсии по старости, в том числе досрочно, лежит на Пенсионном фонде и его территориальных органах (п. 2 статьи 13). Назначение пенсии носит заявительный характер и в соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.

Порядок обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости, долей страховой части трудовой пенсии по старости) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению, рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений ранее был урегулирован Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 17/19пб (далее также - Правила). Эти правила действовали до 1 января 2015 г. и были признаны утратившими силу в связи с изданием приказа от 11 декабря 2014 г. Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 1027н, Пенсионного фонда Российской Федерации N 494п "О признании утратившими силу некоторых нормативных актов Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 6 Правил граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.

Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию (пункт 7 Правил).

При приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления; истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии (подпункты 4, 5 пункта 11 Правил).

При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов; приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях (пункт 12 Правил).

Пунктом 13 Правил было предусмотрено, что решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.

Сходные нормативные положения закреплены в Правилах обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н, вступивших в силу с 1 января 2015 г. и действующих в настоящее время (пункты 3, 18, подпункт "г" пункта 20, пункты 22, 23 названных правил).

Назначение и выплата трудовой (страховой) пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает заявление о назначении пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления, запрашивает необходимые документы у соответствующих органов и юридических лиц, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов. При этом на гражданина, обратившегося в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, возлагается обязанность представлять достоверные сведения в подтверждение права на указанную пенсию пенсионному органу, а после принятия пенсионным органом решения о назначении гражданину пенсии - безотлагательно извещать пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

Основанием для прекращения выплаты трудовой (страховой) пенсии является в том числе утрата пенсионером права на назначенную ему трудовую (страховую) пенсию по старости вследствие обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.

В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение пенсии по старости без установленных законом оснований, с него как с лица, получавшего и пользовавшегося пенсией по старости в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные суммы пенсии подлежат взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.

При этом, следует учитывать, что Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 (далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (пункт 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает, в том числе контроль за правильным и рациональным расходованием его средств (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Исходя из приведенных норм Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации на Пенсионный фонд Российской Федерации возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств.

Более того, поскольку Пенсионный фонд обязан вести контроль за правильным и рациональным расходованием средств, он должен был действовать (начислять каждый раз ежемесячно пенсию) при должной осмотрительности и заинтересованности, с учетом всех сведений, предоставленных в его распоряжение, в том числе при необходимости запрашивать необходимую информацию у третьих лиц, в том числе приостановить выплату пенсии для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты в целях недопущения переплаты.

Ссылка Пенсионного фонда о достаточности для установления факта недобросовестности в получении Сорокиной С.Ю. суммы, с учетом установленных выше обстоятельств, не могут быть признаны состоятельными, поскольку Отделением не представлено доказательств, что имеет место быть недобросовестность со стороны ответчика Сорокиной С.Ю.

Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем, суду не предоставлено доказательств, свидетельствующих о недобросовестности со стороны Сорокиной С.Ю., то есть совершении ею действий, послуживших причиной для излишнего перечисления суммы выплаты.

Исходя из анализа приведенных выше норм материального права, обстоятельств дела суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре к Сорокиной Светлане Юрьевне о взыскании незаконно полученной страховой пенсии, поскольку факт недобросовестного поведения именно ответчика по встречному иску Сорокиной С.Ю. не нашел подтверждения. Каких-либо недобросовестных действий с ее стороны не установлено, счетной ошибки не допущено, ежемесячная денежная выплата предоставлялась в качестве средств к существованию как пенсия, что в силу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации исключает возможность взыскания излишне выплаченной суммы.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Сорокиной Светланы Юрьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>») о перерасчете пенсии, возмещении морального вреда и судебных расходов, а также встречных исковых требований Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре к Сорокиной Светлане Юрьевне о взыскании незаконно полученной страховой пенсии – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд <адрес> - Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решение в окончательной форме принято 13 сентября 2023 года.

Судья                                /подпись/                Першина Е.Ю.

Копия верна

Подлинный документ находится в гражданском деле (УИД ) Радужнинского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

    Решение в законную силу не вступило. ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                                                                                     Першина Е.Ю.

2-359/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сорокина Светлана Юрьевна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ХМАО-Югре
Другие
Черняк Елена Александровна
ООО "ЖЭС"
Ковалева Ольга Николаевна
Орлов Владимир Олегович
Суд
Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Першина Елена Юрьевна
Дело на сайте суда
rdj.hmao.sudrf.ru
23.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.03.2023Передача материалов судье
31.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.04.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.05.2023Судебное заседание
07.06.2023Судебное заседание
02.08.2023Судебное заседание
09.08.2023Судебное заседание
06.09.2023Судебное заседание
13.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее