УИД 26 RS0№-49
Дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИФИО1
30 мая 2022 года <адрес>
Железноводский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Бобровского С.А.,
при секретаре ФИО3,
с участием: представителя истца-помощника прокурора <адрес> ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ФИО2 о возложении обязанности по направлению охранного свидетельства на часть территории памятника природы краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка в адрес ФИО2, возложении обязанности по принятию обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы, с оформлением охранного обязательства части территории краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка, с кадастровым номером 26:31:020426:75,
установил:
прокурор <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ФИО2 о возложении обязанности по направлению охранного свидетельства на часть территории памятника природы краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка в адрес ФИО2, возложении обязанности по принятию обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы, с оформлением охранного обязательства части территории краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка, с кадастровым номером 26:31:020426:75, указав, что прокуратурой города, по заданию прокуратуры <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах города-курорта Железноводска, в результате которой выявлены нарушения. Постановлением бюро <адрес>вого комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по охране природы в крае» памятник неживой природы гора «Машук» объявлен памятником природы краевого значения. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждены границы памятника природы краевого значения « Гора Машук». Согласно выписке из ЕГРН, границы зоны с особыми условиями использования территорий-памятника природы «Гора Машук» внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ. В границы памятника природы «Гора Машук» входит земельный участок с кадастровым номером 26:31:020426:75, площадью 500 кв.м, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, отнесен к категории земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для выращивания плодово-овощной продукции. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за ФИО2,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии 0797 №, выдан ДД.ММ.ГГГГ УВД администрации <адрес> СК,- ДД.ММ.ГГГГ,запись регистрации 26-26-36/010/2014-174).
В соответствии с ч.3 ст. 26 Закона № 33-ФЗ федерального законодательства допускает возможность передачи под охрану с оформлением охранного обязательства памятников природы федерального и регионального значения правообладателям земельных участков, на которых памятники находятся (п.17 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №(2020), утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Президиумом Верховного Суда Российской Федерации). В силу положений ч.ч.2,3 ст. 27 Закона № 33-ФЗ Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, являясь уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации<адрес>, обязано передать под охрану с оформлением охранного обязательства часть территории памятника природы регионального значения правообладателям земельного участка с кадастровым номером 26:31:020426:75, находящегося в границах памятника природы «Гора Машук». ФИО2, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 26:31:020426:75, расположенного границах памятника природы «Гора Машук», обязана принять на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы. Проверкой установлено, что Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> мер к передаче под охрану, с оформлением охранного обязательства части территории памятника природы краевого значения «Гора Машук» правообладателю земельного участка ФИО2 не принято. Мер к принятию обязательств по обеспечению режима особой охраны памятника природы « Гора Машук» не принято, охранное обязательство на памятник не подписано.
Просил:
-возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> в срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу решения суда обязанность по направлению охранного свидетельства на часть территории памятника природы краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка с кадастровым номером 26:31:020426:75, в адрес ФИО2;
-возложить на ФИО2 обязанность в срок не позднее 45 дней со дня вступления в силу решения суда по принятию обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы, с оформлением охранного обязательства части территории краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка, с кадастровым номером 26:31:020426:75.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО4 просила иск удовлетворить в полном объеме, по основаниям, в нем изложенным.
Представитель ответчика-Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по <адрес>, ФИО2 в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
С учетом мнения представителя истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц с вынесением по делу заочного решения в порядке заочного судопроизводства.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "в", "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" законодательство Российской Федерации об особо охраняемых территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" определяет памятник природы как уникальный, невосполнимый, ценный в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природный комплекс, а также объект естественного и искусственного происхождения (пункт 1), и устанавливает, что памятники природы могут быть федерального и регионального значения (пункт 2).
Этот же Федеральный закон в статье 2, разграничивая особо охраняемые природные территории на территории федерального, регионального и местного значения и предметы ведения между органами государственной власти различного уровня, относит особо охраняемые природные территории регионального значения к собственности субъектов Российской Федерации и ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предусматривает, что территории памятников природы могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения, и определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 6, 7).
Аналогичную норму содержит статья 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статья 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" предусматривает, что природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2).
Пунктом 3 этой же статьи установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
В соответствии со статьями 2, 18 - 24, 26 - 27, 33 - 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" принятие решения о создании особо охраняемой природной территории сопровождается обязательными сведениями о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Объявление природного объекта памятником природы, имея целью сохранение природного объекта в естественном состоянии, исключает всякую хозяйственную и иную деятельность, угрожающую состоянию и сохранности охраняемого природного объекта и комплекса. Обеспечение такого режима сопровождается изъятием земельных участков и передачей этих земельных участков в бессрочное (постоянное) пользование специально уполномоченным государственным органам в области охраны окружающей среды или специально созданным для управления памятником природы. Объявление памятником природы объекта природы предполагает оформление паспорта памятника природы и охранного обязательства. Передача памятника природы под охрану предусматривается в решении об объявлении природного объекта или комплекса памятником природы. Режим охраны природных объектов и комплексов, объявление которых памятниками природы не сопровождалось изъятием занимаемых ими земельных участков, обеспечивается непосредственно собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами этих земельных участков. Обеспечение режима охраны памятника природы не тождественно режиму организации охраны особо охраняемых природных территорий, задачами последнего являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, касающихся режима особо охраняемой природной территории.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города, по заданию прокуратуры <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах города-курорта Железноводска, в результате которой выявлены нарушения.
Постановлением бюро <адрес>вого комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ № « О мерах по охране природы в крае» памятник неживой природы гора «Машук» объявлен памятником природы краевого значения.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждены границы памятника природы краевого значения «Гора Машук».
Согласно выписке из ЕГРН, границы зоны с особыми условиями использования территорий-памятника природы «Гора Машук» внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
В границы памятника природы «Гора Машук» входит земельный участок с кадастровым номером 26:31:020426:75, площадью 500 кв.м, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, отнесен к категории земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для выращивания плодово-овощной продукции.
Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за ФИО2,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии 0797 №, выдан 23.02.19999 УВД администрации <адрес> СК,- ДД.ММ.ГГГГ,запись регистрации 26-26-36/010/2014-174).
В соответствии с ч.3 ст. 26 Закона № 33-ФЗ федерального законодательства допускает возможность передачи под охрану с оформлением охранного обязательства памятников природы федерального и регионального значения правообладателям земельных участков, на которых памятники находятся (п.17 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №(2020), утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Президиумом Верховного Суда Российской Федерации).
В силу положений ч.ч.2,3 ст. 27 Закона № 33-ФЗ Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, являясь уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации<адрес>, обязано передать под охрану с оформлением охранного обязательства часть территории памятника природы регионального значения правообладателям земельного участка с кадастровым номером 26:31:020426:75, находящегося в границах памятника природы «Гора Машук».
ФИО2, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 26:31:020426:75, расположенного границах памятника природы «Гора Машук», обязана принять на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы.
Проверкой установлено, что Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> мер к передаче под охрану, с оформлением охранного обязательства части территории памятника природы краевого значения «Гора Машук» правообладателю земельного участка ФИО2 не принято.
Мер к принятию обязательств по обеспечению режима особой охраны памятника природы «Гора Машук» не принято, охранное обязательство на памятник не подписано.
Таким образом, правовая система регулирования в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, не исполняется, что, бесспорно, приводит к неясности регулирования, допускающего нарушение прав юридических лиц, их руководителей, индивидуальных предпринимателей и граждан, касающихся режима особо охраняемой природной территории, а также незаконного возложения на них обязанностей в указанной сфере правоотношений.
При таком положении, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ФИО2 о возложении обязанности по направлению охранного свидетельства на часть территории памятника природы краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка в адрес ФИО2, возложении обязанности по принятию обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы, с оформлением охранного обязательства части территории краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка, с кадастровым номером 26:31:020426:75,-удовлетворить.
Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> в срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу решения суда обязанность по направлению охранного свидетельства на часть территории памятника природы краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка с кадастровым номером 26:31:020426:75, в адрес ФИО2.
Возложить на ФИО2 обязанность в срок не позднее 45 дней со дня вступления в силу решения суда по принятию обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы, с оформлением охранного обязательства части территории краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка, с кадастровым номером 26:31:020426:75.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
судья С.А. Бобровский