Решение по делу № 2а-4409/2022 от 21.06.2022

Дело а-4409/2022

22RS0068-01-2022-004557-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 сентября 2022 года                         г.Барнаул

Центральный районный суд г.Барнаула в составе:

председательствующего судьи:        Быхуна Д.С.,

при секретаре             Мардарь В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агентство Финансового Контроля» к судебному приставу-исполнителю ОСП Центрального района г.Барнаула Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю ФИО1, ведущему судебному приставу-исполнителю ОСП Центрального района г.Барнаула Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю ФИО2, исполняющей обязанности старшего судебного пристава ОСП Центрального района г.Барнаула Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю ФИО3, старшему судебному приставу-исполнителю ОСП Центрального района г.Барнаула Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю ФИО4, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ФИО9») обратилось в суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указано, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП Центрального района г.Барнаула Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю ФИО1 (далее – ОСП Центрального района г.Барнаула ГУФССП России по Алтайскому краю) вынесено постановление об окончании исполнительного производства -ИП в связи с невозможностью установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в ФИО5 или иных кредитных организациях. Поскольку решение суда в настоящее время не исполнено, данное постановление вынесено преждевременно, так как судебным приставом-исполнителем не совершены все необходимые и достаточные меры по выявлению местонахождения должника, его имущества, источников дохода. Оригинал исполнительного документа, так же как и копия постановления об окончании исполнительного производства в адрес взыскателя не поступали. Ответ на заявление ООО «ФИО11» с просьбой направить в контролирующие и регистрирующие органы запросы также не поступил. Таким образом, судебный пристав-исполнитель проявляет бездействие в реализации предоставленных полномочий, выразившееся в невозвращении исполнительного документа взыскателю, а также в не совершении всех необходимых мер принудительного исполнения, направленных на полное, правильное и своевременное исполнение исполнительного документа в установленный законом срок, что привело к длительному нарушению прав взыскателя ООО «ФИО10 препятствует повторному предъявлению исполнительного документа к исполнению, необоснованному затягиванию реального исполнения.

На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г.Барнаула ГУФССП России по Алтайскому краю ФИО1, выразившееся в непринятии достаточных мер принудительного исполнения по исполнительному производству -ИП, предусмотренных статьей 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»; возложить обязанность на начальника ОСП Центрального района г.Барнаула ГУФССП России по Алтайскому краю отменить постановление об окончании исполнительного производства -ИП для осуществления полного комплекса мер, направленных на фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе от ДД.ММ.ГГГГ; возложить обязанность на судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г.Барнаула ГУФССП России по Алтайскому краю осуществить все необходимые исполнительные действия и применить все необходимые меры принудительно исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, а именно, осуществить полный комплекс мер (в том числе меры, изложенные в административном исковом заявлении), направленный на фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе; в случае утраты исполнительного документа от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ГУФССП России по Алтайскому краю организовать работу по его восстановлению.

Судом в качестве административных ответчиков привлечены исполняющая обязанности старшего судебного пристава ОСП Центрального района г.Барнаула ГУФССП России по Алтайскому краю ФИО3, ведущий судебный пристав-исполнитель ОСП Центрального района г.Барнаула ГУФССП России по Алтайскому краю ФИО2

В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административные ответчики и заинтересованное лицо ФИО8 в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть административное дело при данной явке.

Исследовав материалы административного дела, исполнительного производства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве») постановления Федеральной службы судебных приставов, а также постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Согласно части 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений Федеральной службы судебных приставов, а также решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Учитывая, что настоящее административное исковое заявление направлено 15 июня 2022 года, поступило в суд 21 июня 2022 года, при этом административным истцом оспаривается бездействие должностных лиц службы приставов, носящее длящийся характер, а также постановление об окончании исполнительного производства от 27 апреля 2022 года, которое административным истцом получено не было, процессуальный срок, установленный для защиты прав, не пропущен.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель, в том числе принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (пункт 1 статьи 13 указанного Федерального закона).

Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 3 пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако, не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

Обязанность по доказыванию законности действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя возлагается на судебного пристава-исполнителя и территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель (часть 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 02 февраля 2022 года постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г.Барнаула ГУФССП России по Алтайскому краю по заявлению ООО ФИО12 возбуждено исполнительное производство -ИП на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 4 Центрального района г.Барнаула от 18 октября 2019 года , которым с ФИО8 в пользу ООО ФИО13» взыскана сумма задолженности по кредитному договору в размере 40359,50 руб., расходы по уплате государственной пошлины – 705 руб., всего – 41064,50 руб.

Копия данного постановления направлена взыскателю посредством системы электронного документооборота и получена ДД.ММ.ГГГГ.

Срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должнику не устанавливался.

Из материалов исполнительного производства следует, что с целью установления местонахождения должника, его имущества, наличия денежных средств, имущественных прав, движимого и недвижимого имущества, зарегистрированного за должником, судебным приставом-исполнителем в рамках названного исполнительного производства неоднократно в порядке электронного взаимодействия направлялись запросы (в том числе 02, 07, 22 февраля 2022 года, 11 марта 2022 года) в кредитные организации, ГИБДД МВД России, Росреестр, Пенсионный фонд России, Федеральную налоговую службу, операторам связи, ГУВМ МВД России.

25 февраля 2022 года судебным приставом-исполнителем ОСП Центрального района г.Барнаула ГУФССП России по Алтайскому краю ФИО1 в отношении счетов, открытых на имя ФИО8 в ПАО «<данные изъяты>», КБ «<данные изъяты>), АО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», АО <данные изъяты>», ПАО «<данные изъяты> АО «<данные изъяты>», вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах в данных организациях.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ наложен запрет на совершение регистрационных действий в отношении ...., расположенную по адресу: ...., р....., принадлежащей должнику.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ с должника ФИО8 взыскан исполнительский сбор в размере 2874,51 руб.

Между тем, установить местонахождение должника, его имущество, в том числе денежные средства, на которые может быть обращено взыскание, судебному приставу-исполнителю не представилось возможным.

В этой связи постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г.Барнаула УФССП России по Алтайскому краю ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство -ИП окончено на основании пункта 3 части 1 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» взыскатель извещается о невозможности взыскания по исполнительному документу, по которому взыскание не производилось или произведено частично, путем направления постановления об окончании исполнительного производства или постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа в случае, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества.

Согласно части 2 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель также составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми взыскание по исполнительному документу невозможно. Акт судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

В случае поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов на бумажном носителе выносится постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа (часть 3 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

В соответствии с частью 4 той же статьи извещение взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем, в том числе в случае извещения взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу в случаях, предусмотренных статьей 46 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 части 6 статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются взыскателю и должнику.

В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Согласно части 1 статьи 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Из содержания приведенных норм следует, что судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного исполнения, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа.

Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. В частности, к таким мерам относятся проверка правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту.

Перечень исполнительных действий, приведенный в части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства, не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц.

При этом судебный пристав-исполнитель, как лицо, непосредственно осуществляющее функции по принудительному исполнению судебных актов, вправе самостоятельно определять последовательность, объем и характер совершаемых (необходимых) действий, мер принудительного исполнения в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела, поэтому принятие или непринятие тех или иных мер само по себе не может расцениваться как нарушение прав взыскателя.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 218, статьи 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Таким образом, требования административного истца об оспаривании бездействия должностного лица органа государственной власти подлежат удовлетворению только в том случае, если в момент рассмотрения спора будет установлено нарушение прав взыскателя.

Между тем, в материалах дела имеются доказательства принятия судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения, объем и сроки применения которых, в силу статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», находятся в исключительной компетенции указанного должностного лица.

Так, с момента возбуждения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем последовательно осуществлялись действия, направленные на установление имущества должника, наложен арест на имущество, обращено взыскание на денежные средства должника, находящиеся на счетах в кредитных организациях.

В этой связи оснований полагать, что должностным лицом при исполнении требований исполнительного документа нарушены положения действующего законодательства, не имеется. Разумные сроки применения к должнику принудительных мер не истекли, доказательств наступления каких-либо негативных последствий для взыскателя не представлено, в связи с чем, права административного истца нарушенными признать нельзя.

При этом неисполнение требований исполнительного документа в данном случае в первую очередь связано не с бездействием судебного пристава-исполнителя, а инертным отношением к имеющимся обязательствам самого должника, которым достаточные меры к погашению задолженности не принимаются.

Кроме того, равным правом участвовать в исполнительном производстве имеет взыскатель, который вправе обращаться к судебному приставу-исполнителю с ходатайствами об истребовании тех либо иных сведений об имущественном положении должника, принятии мер принудительного исполнения, предусмотренных статьей 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Не достижение судебным приставом-исполнителем желаемого взыскателем результата само по себе не свидетельствует о его незаконном бездействии, поскольку судебным приставом-исполнителем совершаются действия с целью исполнения исполнительного документа.

Поскольку материалами дела установлены факты вынесения судебным приставом-исполнителем постановлений об обращении взыскания на денежные средства должника, о запрете на совершение действий по регистрации, осуществления проверки его имущественного положения, направления необходимых запросов, оснований для признания незаконным бездействия в данной части не имеется.

Доводы о не направлении в адрес взыскателя постановлений о применении мер принудительного исполнения, актов совершения исполнительных действий сами по себе о нарушении прав административного истца не свидетельствуют, поскольку право взыскателя знать о ходе исполнительного производства реализуется посредством его ознакомления с материалами исполнительного производства, заявления ходатайств, в том числе и об участии в совершении исполнительных действий. Обязанность судебного пристава направлять взыскателю акты совершения исполнительных действий законом не предусмотрена.

Копия постановления об окончании исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ и исполнительный документ направлены в адрес взыскателя ООО «ФИО20 что подтверждается материалами исполнительного производства, в том числе списком внутренних почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ, и получены согласно отчету об отслеживании ДД.ММ.ГГГГ. При этом доказательств, свидетельствующих о том, что нарушение срока направления данных документов повлекло нарушение прав взыскателя, представлено не было.

В настоящее время исполнительное производство окончено, что, однако, не лишает взыскателя права повторно обратиться в службу судебных приставов-исполнителей с заявлением о возбуждении исполнительного производства в отношении ФИО8

Поскольку необходимая и достаточная совокупность условий, установленная пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконным бездействия должностных лиц службы судебных приставов, материалами дела не подтверждена, заявленные ООО «ФИО21» требования о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г.Барнаула ГУФССП России по Алтайскому краю удовлетворению не подлежат.

Поскольку судом не установлено незаконное бездействие, суд так же не находит оснований для возложения на ответчиков обязанности по его устранению, в том числе по отмене постановления об окончании исполнительного производства.

Учитывая изложенное, заявленные ООО «ФИО22 требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «ФИО23» оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья                                         Д.С. Быхун

Мотивированное решение составлено 29 сентября 2022 года.

2а-4409/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО АФК
Ответчики
СПИ ОСП Центрального района г. Барнаула Самошина Е.Н.
СПИ ОСП Центрального района г. Барнаула Снежко А. Е.
ССПИ ОСП Центрального района г.Барнаула Горохова И.Н.
ССП ОСП Центрального района г. Барнаула Денисов С.Г.
УФССП Росиии по АК
Другие
Лопарева Наталья Васильевна
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Судья
Быхун Денис Сергеевич
Дело на сайте суда
centralny.alt.sudrf.ru
21.06.2022Регистрация административного искового заявления
21.06.2022Передача материалов судье
22.06.2022Решение вопроса о принятии к производству
22.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2022Судебное заседание
17.08.2022Судебное заседание
15.09.2022Судебное заседание
29.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2022Дело оформлено
15.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее